Слово на день благовещения

СЛОВО

НА ДЕНЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ

Ангел благовестник приветствует пресвятую Деву сим словом: Радуйся (Лук. гл. 1, ст. 28). Кто же радости не рад? мы обыкновенно от всего прискорбнаго убегаем; а радости и желаем всегда, и ищем. Так ктоб подумал, чтоб мы от радости убегали, и оной бы отвращалися? Но бывает поистинне. Не для того, чтоб мы радости не желали; но часто желаем и усильно ищем радости не истинной, но ложной; не духовной, но плотской: не небесной, но мирской.

Истинной радости предшествует спокойство душевное. Ибо радость есть возвышенный степень спокойствия душевнаго. А когда оно взойдет на высочайший степень, то уже произведет радость небесную. И так чтоб была в душе истинная радость, надобно, чтоб во оной наперед обитало спокойствие и тишина. А дабы спокойствие в душе было, надобно, чтоб совесть была незазорная; котораяб не находила в чемлибо себя попрекать и обличать. А чтоб совесть была незазорная, надобно, чтоб ты или совершенно добродетелен был, или очищен и оправдан благодатию чрез покаяние.

От чего тогда тебе будет смущаться и безпокоиться? когда совесть тебя ни в чем не зазирает; так и безпокойствия произвести не может. Нет причины; нет и действия. Ты будешь благодушен; ибо не от чего тебе возмутиться. Взглянешь во внутренность свою; не находиш, чтоб ты в чем виновен был: ежели же и были какие неумышленные слабости, ты, слава Богу! их покаянием очистил и исправил.

При таковом счастливом положении, все протчее возмутить тебя не сильно. Нет у тебя богатства много: но ты онаго и не пожелаеш: и малое для тебя будет велико. Ибо не по мере прихотей, но по мере необходимых нужд, коих очень мало, располагать ты будешь желания свои. Не вознесен ты мирскими честями. Сие тебе покажется хотя лестною, но суетою. Окружен тишиною и спокойствием, в светлом зерцале сем ты себе представишся велик; яко повелительный царь над страстями своими. Другой жадно желает возвышения, и мучится, всякими образы того проискивая. Но твоего нет к тому пристрастия. Так кто же не признает, что больше есть тот, кто не желает, нежели кто желает? Ибо не желающий доказывает, что всем доволен и изобилен; а желающий доказывает, что он скуден и недостаточен.

И так спокойный душею человек, один ли живет; он спокоен и радостен; окружен ли семьею, не находит причины к возмущению. Из добраго души его источника все проистекает доброе. Все в доме у него порядочно, все тихо, с женою в единомыслии, дети хорошо воспитаны; сидят окрест трапезы его яко новосаждения масличная, носяще ветьви благоделания. Ежели имеет слуг, всем они довольны, и составляют добродетельную семью его домочадцев. И так не беспокоят его ни жена, ни дети, ни домочадцы. Ибо все одними управляются правилами. Таковые родители мало пекутся о сыновьях, как их к месту пристроить. Мало заботятся о дочерях, как их сочетать супружеством. Для добродетельных сынов нет нужды искать мест: ибо самыя места их взыщут. Честность их заставит людей привлекать их к себе. Так же и дочери благовоспитанныя обратят очи других на себя; и всяк честной пожелает воспользоваться таковым сокровищем. На что многое приданое? Оне украшены благонравием; сим богатством, цены неимеющим.

Примите, о дети евангелия! сию истинну, что спокойствие душевное и совесть незазорная составляют человеческое состояние блаженное и радостное.

К большему же сего утверждению, весьма потребно крепкое упование на промысл Божий. Ибо в мире сем прелюбодейном и грешном с стороны могут случиться искушения и напасти. Хорошо, что ты непорочностию оградил крепко внутренность свою, чтоб она сама от себя не смущалась. Но надобно же оградить себя и от сторонних приключений, коих не мало случиться может. Правда: не редко мы сами к тому случай подаем; однако бывает, что и без всякой от нас причины мир на нас нападает. Надобно и противу сего взять предосторожность. Предосторожность сия есть наилучшая, ежели укрепим себя твердым на промысл Божий надеянием. Сия надежда уверит тебя, что все происходит по воле Божией: без воли его не спадет ни влас главы нашея: что ты находишся под покровом Вышняго; что се он не воздремлет, ниже уснет охраняя тебя.

Сия надежда научит тебя, что все бедствия мирския, как приходят с стороны; то и не могут они тронуть, разве одну твою наружность; а не внутренность. Внутренность твоя крепко ограждена Богом и запечатленна. Бедствия наружныя, ударяют наружность твою, с тем, чтоб ворваться и в твою внутренность, и оную помутить. Но в твоей воле состоит, допустить ли то или нет. В душу слабую, которая сама себя зазирает, которая уже сама себя боится, удобно наружным бедствиям внутрь ворваться, и всею помутить внутренностию. Но душа надеждою промысла Божия огражденная, есть не такова. Она есть каменная гора: волны на нее ударяют; но она стоит непоколебима: а только бряцая в органы душевные воспевает: Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им. Обыдоша мя, яко пчелы сот, и разгорешася, яко огнь в тернии; и именем Господним противляхся им (Псал. 117, ст. 11 и 12).

Не подумайте, чтоб таковое разсуждение было только на словах хорошо; а на деле трудно. Не мои сии мысли: но от Духа Святаго предписанныя правила, который нам ничего невозможнаго предписать не может.

Да пусть бы было и трудно; но мы знаем, что никакия бедствия и искушения мирския без попущения Божия не бывают. Наказания ли они суть за грехи наши? Сие принимать должно с благодарностию: ибо они в сем случае наши суть врачевания; а потому благодеяния. Любя ли Бог таковыми искушениями посещает? Руку с таковым намерением нас наказующую должно лобызать; ибо видно, что она нас большею славою увенчать желает; и добродетель нашу больше укрепить терпением. И так от всех сих наружных бедствий добродетельный муж спокойствия душевнаго не потеряет.

Многие жалуются, что им грусно: меланхолия, ипохондрия нас мучит. Пусть может быть сие случится от некоторых причин телеснаго сложения. Но я мню, и смею утвердить, что сие происходит от неспокойствия душевнаго: а оно от зазорныя совести. В чем нибудь она тебя порицает, обличает, обвиняет. Хочется от худова отстать: но страсть усилилась, и превозмогает. И потому смущаешся; ибо внутри волнуешся; боишся и содрогаешь от худых следствий, какие от того произойти могут, или с стороны Божией или человеческой.

Но незазорный совестию человек спокоен и радостен. Грусть и уныние к нему приступить боятся. Свет возсия праведнику, и правым сердцем веселие (Псал. 96, ст. 11).

Но надобно же опасаться и ложнаго души спокойствия, и обманчиваго незазора совести. Ибо по несчастию и грешник быть может спокоен, и беззаконника может совесть не зазирать. Развращенная совсем душа и в страстях погрязшая, теряет различие между добром и злом. А потому и злое творя не узнавает своего зла: думает, что следует склонности своея природы; не зазирает его и совесть: ибо она глубоким сном усыпленна. Бил еси нас, Господи! и не поболехом (Иерем. гл. 5, ст. 3). Сии слова суть грешника отчаяннаго. Он удары Божия, к покаянию его возбуждающие, почитает необходимыми следствиями природы или случая. И потому мало об них думая, мало и смущается.

Таковое спокойствие есть опасно и бедственно. А чтоб уметь различать от прямаго спокойствия, надобно держаться истиннаго правила, которое есть закон Божий. Все дела твои подводи под сие правило, а не под собственное мудрование. Когда они правилу закона Божия суть сообразны; почитай их благими; хотяб разсудок твой их и опорочивал, и будь спокоен: но когда они правилу закона Божия не сообразны; почитай их худыми, хотяб разсудок твой их и одобрял, и возмущайся добрым покаяния возмущением.

Таковым образом избежишь ложнаго спокойствия, и приобрящешь истинное. А приобретши истинное спокойствие, произойдет из того сама собою радость. Ибо радость есть сладчайшее сердца кипение, раждаемое от продолжаемаго и утвержденнаго спокойствия. Не колеблися тем, что иногда на малое время несколько почувствуешь возмущения. Ты еще на земле: сразмерною земному состоянию радостию и будь доволен: а совершенная и ничем никогда невозмущаемая радость, предоставлена будущему блаженному веку.

Пресвятой Деве Ангел благовествовал радость; и она радости была исполненна. Однако был час, что проходило оружие святую ея душу. Молитвами ея и ходатайством да удостоимся мы и здесь наслаждаться спокойствием духа при незазорной совести: и в будущем веке возторжествовать во гласе радости и веселия в селениях праведных. Аминь.

Говорено в Чудове монастыре 1791 года Марта 25 дня.



Оглавление

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.