Слыша мы в евангелии, что исцелен разслабленный, не можем не пожелать и себе тогоже. Сорадуясь о счастии другаго, как бы и сами себе того не пожелали? Разслабленный исцелен, и остался навсегда свободен от сей болезни. Но наше разслабление продолжается. Ибо и праведник седмижды на день падает.
Тяжко, что мы всегда болезненны: но то должно нас ободрять, что всегда ко исцелению надежду имеем. Не то бедственно, чтоб быть больным, но чтоб не хотеть исцелену быть. Всегдашнее лечение болезнь уменшает, и не допускает ей усиливаться, а не хотеть лечиться, есть болезнь усиливать, и доводить ее до того, что или мы уже совсем лечение отвергнем, или и всесильный врачь исцелить нас не возможет.
Должен страшить нас таковый случай, тем паче, что мы неизвестны, доколе продолжится жизнь наша. Ибо врачь, хотя и всесилен, но точно объявил, что он нас может врачевать только в жизни сей. Но да увесте, говорит он, яко власть имать Сын человеческий на земли оставляти грехи (Матф. гл. 9, ст. 6). Сие слово на земли достойно нашего примечания. Оно заставляет нас поспешать к лечению, доколе на земли, доколе в жизни сей. Последует смерть; затворится дверь к покаянию и исцелению.
Жизнь сия кратка; но ею вечность или приобретается, или теряется. И потому время не надлежит опускать. Блюдите, увещавает Апостол, како опасно ходите, не якоже немудрии, но якоже премудрии, искупующе время, яко дние лукави суть (Ефес. гл. 5, ст. 15 и 16). Искуповать время: ибо кто ведает, когда нас смерть постигнет, и Судия приидет. Один последний день от нас сокрыт, чтоб мы все дни наблюдали.
Но как искуповать время? Выкупаем мы то, что в заклад полагаем. Так уже ли у нас время заложено? Конечно. Мы во времени живем, но время своим едва ли почитать можем. Оно у нас заложено; когда мы его не на то употребляем, на что надлежит. Невоздержный избирает невоздержание; а вместо того воздержание отдает, и потому время закладывает. Праздный взял леность; а вместо того отдал трудолюбие; и потому время заложил. Любострастный взял распутство; а вместо того отдал целомудрие; и потому время заложил. Какая трата и какое малое разсуждение! Когдаб мы закладывая столь важные вещи, вместо того брали чтонибудь непрезренное. Но мы берем вещь ничтожную, да еще и вредную; а вместо того закладываем вещь драгоценную и полезнейшую. Да и закладывать что-нибудь человеку несовестному есть тоже, что потерять. А мы закладываем собственным или чужим страстям, коих ничто не может быть ложнее и непостояннее.
Искупующе время, яко дние лукави суть (Ефес. гл. 5, ст. 16). Не дни сами собою лукави суть: ибо они суть течение вещей Богом благословенное. Но мы и другие с нами во днях тех живущие лукавы, и лукавством своим порядок благословенных дней превратили.
Приступим ли к выкупу вещей заложенных? Но дние лукави суть. Я хочу выкупать время, но стречается затруднение. Отдай, говорю, трудолюбие, которое я заложил, и возми себе назад праздность. Искуситель представляет труд тяжким и скучным, а праздность легкою и приятною. Почему сие останавливает меня в моем решении. И труд возвратить, а праздность отдавать еще не совсем желается. Отдай, говорю, мое заложенное воздержание, и возми себе назад свое невоздержание. Но искуситель представляет, что воздержание есть отяготительно; а невоздержание усладительно. На что тебе менять приятное на тяжкое? И так приступая мы к выкупу, находим затруднение: яко дние лукави суть.
Сие лукавство изобретает новую хитрость, чтоб заклада нам не отдавать, говоря, что мы просрочили, и время упустили. Сие бывает особливо тогда, когда долговременная привычка нас ко злу крепко привязала и задержала. Но сию хитрость мы можем возразить, говоря, яко Сын человеческий власть имать на земли оставляти грехи. Мы еще на земли, мы в жизни сей. Почему нам еще не затворена дверь покаяния, не затворена дверь милосердия Божия. Мы к выкупу заклада своего времяни не упустили.
Но сие одно возражение не сильно нам драгоценный заклад возвратить, и врага своего преодолеть, ибо по Апостольскому слову: Еже хотети прилежит ми; а еже содеяти доброе, не обретаю (Рим. гл. 7, ст. 18). То есть, могу иметь столько сил, чтоб хотеть добра; но чтоб и самым делом добро получить, столько сил во мне нет. В таком случае надлежит прибегнуть к Судии, дабы он разобрал и решил сию прю с соперником нашим.
Принесем к правосудному и милостивому Судии нашу жалобу, наше моление, восплачемся пред ним и возрыдаем. Суди Господи! обидящия мя; побори борющия мя (Псал. 34, ст. 11). Не презрит Судия молений наших, тронут его слезы наши; ибо он любит покаяние, велит возвратить злому заимодавцу заклад наш: повелит по власти своей утихнуть волнующемуся страстей наших морю, и будет тишина велия.
Вот пред очами нашими разслабленный! Сколько злобные Фарисеи ни роптали, сколько ни препятствовали великому благодетелю исцелить разслабленнаго: ибо они говорили, что акибы в день субботный исцелять человека есть законопреступно: что акибы отпущать грехи есть Богохульно: но благость Господня преодолела злобу: принуждена она уступить. А разслабленный не только от телесной болезни уврачеван: Возми одр твой и ходи (Иоан. гл. 5, ст. 8): но и от душевной: отпущаются тебе греси твои (Матф. гл. 9, ст. 2).
Однако сейже разслабленный должен нам быть примером, что для нашего исправления потребно, при благодати Божией, и наше хотение и рачение. Смотрите, какое было разслабленнаго не только желание, но и тщание благоразумное. Спаситель собравшемуся народу преподавал небесное свое учение. Разслабленный тотчас понял, что сей случай к его исцелению есть весьма благовремянный. Ибо он разсуждал, что проповедь его конечно возвещает благость Господню, что всяк к ней прибегающий не отходит тощ. Так я приступлю к нему. Проповедуя он благость, как отречется оную явить надо мною, и по сострадательности ко мне, и для уверения учеников своих об учении своем?
Но вот затруднение! небеснаго Учителя толикая народа теснота окружала, что даже не вмещалися ни при дверях. Чтож разслабленный делает? Великая отважность, но вкупе и великая вера! Снимают носящие его потолок на самом том месте, где Иисус Христос священнодействовал слово Божие, и спускают его и со одром, и полагают его пред ноги врача душ и телес.
Подражаем и мы сему разслабленному телом, но видно не разслабленному духом. Да искупуем время, яко дние лукави суть (Ефес. гл. 5, ст. 16). Ибо искупать время не только то значит, чтоб оное за промен ничтожный и вредный заложенное выкупать, как выше объясняли мы: но искупать время значит и то, чтоб наблюдать и ловить те случаи, которые наилучше могут послужить к пользе нашей.
Дние лукави суть. Но между сими днями лукавыми могут быть и такие, в коих разврат не столько действует, и страсти несколько утихают. Тебя надымают богатства и чести: се дние лукави суть. Трудно в таковые дни начинать дело спасения. Случится тебе, яко человеку, или на самом себе дознать, или на других приметить, что бывший богачь внезапу обнищал; или с высоты чести опровержен. Таковые дни и часы, между днями лукавыми суть, благоприятны ко спасению. Надобно тотчас обращать их в свою пользу, и дело своего исцеления начинать.
Искупай время. Тебя разслабляет невоздержание и сладострастие. Сии дние лукави суть. Мало в них подействует учение и совесть и благодать. Но когда мрачная туча пройдет, и оставит по себе, яко грязь, различные недуги и болезни. Вот между днями лукавыми дни добрые и красные. Не упускай сего благовременнаго случая. Искупай время. Начни токмо; и узришь на себе измену Вышняго.
Могу ли я, прочие года дни назвать днями лукавыми, исключая сии благословенные дни святаго воздержания? Конечно они заслуживают почтены быть днями спасительными и красными. Буря страстей и туча помышлений далече да отженется: тако бо процветет весна веры.
Се ныне время благоприятно; се ныне день спасения (2 Кор. гл. 6, ст. 2), взывает Апостол. Сие слово, ныне, доказывает, что таковое благое время не всегда бывает. Однако, чтоб не сократить и не ограничить благость Божию; скажем, что и всякое то время есть благоприятно, в которое благодать по неиспытанным судьбам приведет нас в чувствие и расположит к покаянию.
Каковое благодатное действие, и в сии святые дни и во всякое время, да возчувствуем мы в себе, обще все вкупе возопием к небесному Отцу, и не престанем толкать в двери Его милосердия, доколе Он их нам не отверзет. Аминь.
Говорено в Чудове монастыре 1791 года Марта 9 дня.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра