Ныне Господь наш на Иордан приходит. Пойдем и мы в след его. Куда идет Господин, пристойно и должно, да и раб последует ему. Но что там мы делать имеем? Креститься ли? Но ужè мы участны сея великия крещения благодати. Мы христиане: а во храм сея святыя веры не можем мы взойти, разве дверию крещения. Так что же пришед на Иордан делать будем мы? Я скажу.
Велико есть счастие получить от кого знатное благодеяние; но в том еще большая для нас честь и слава, когда мы благодеяние помним и за оное благодарны. Получить благодеяние, делает честь благодетелю; а наш только доказывает недостаток: но за благодеяние быть благодарным, делает честь и нам: поелику мы так себя ведем, что показываем себя таковаго благодеяния быть достойными, или по крайней мере тем доказываем, что благодеяние сделано таким людям, кои знают цену благодеяния, и почитают оное. Весьма основательно разумными людми сказано: что снискать какоелибо добро есть велико, но снисканное сохранить еще больше того.
Я думаю с сим намерением и церковь сей праздник уставила. Господь Иисус единожды во Иордане крестился: и его крещение не повторялося; так как и наше не повторяется. Так почему же ежегодно мы крещение Господне празднуем? Конечно для того, чтоб на память приводить нам крещение Господне и крещение свое. Крещение Господне для того, чтоб прославить благодетеля, который нам Божественною особою своею показал путь ко очищению таинственному: а крещение наше для того, чтоб памятуя мы крещение свое, не забывали тех обязательств, кои на себя в крещении приняли; и были бы за великое сие благодеяние благодарны.
Но можем ли мы забыть когда таковое великое чудо над нами совершившееся? Кто может забыть, что он однажды родился от матери? Не может он сего забыть, разве бы забыл, что он живет на свете. Но я думаю, что сноснее бы было нам забыть рождение от матери, нежели забыть духовное рождение, коим мы вновь родилися в крещении.
Вы может быть думаете, что однажды только родилися. Нет! Рождения суть два: вот тому свидетельство Божие: рожденное от плоти, плоть есть: а рожденное от Духа, дух есть (Иоан. гл. 3, ст. 6). И так одно рождение есть плотское; а другое духовное. Одно бывает по телу, а другое по душе. Одно от соединения мужа с женою; а другое от соединения духа Божия с духом нашим. В одном раждается тело целое; но душа зараженна грехом: в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя (Псал. 50, ст. 7). В другом душа выходит чиста и непорочна. В одном выходим мы на свет сей; но свет благодати Божия помрачен для нас; а во втором осиявает нас свет лица Божия; да и самый свет сей открывается для нас в большем сиянии и славе. В первом мы родимся для земли: во втором для небеси. В первом родившие нас такие же тленные и слабые, каковы и мы: во втором родитель наш есть Бог нетленный и безсмертный. Аз буду вам во Отца, и вы будете мне в сыны и дщери (2 Кор. гл. 6, ст. 18), глаголет Господь вседержитель. Вот каковое есть различие между рождением плотским и между рождением духовным чрез крещение!
Вы может быть полюбопытствуете знать, каким образом сие быть может, чтоб душа чрез крещение родилася, и из нечистой и грешной стала чистою и неповинною. На сие ответствует Евангелие, что нет нужды изыскивать, каким образом что бывает; когда известно, что оно точно есть. Ветер, говорит слово Божие, ты чувствуеш, что он дует, да и слышишь шум его; однако не знаеш, откуду он приходит, и каким образом волнование в воздухе и шум производит (Иоан. гл. 3, ст. 8). Да и нет нужды того изыскивать: довольно для тебя, что ты действие его чувствуеш, прохлаждаешся и освежаешся его дыханием. Так и в рождении духовном дух Божий находит на тя и сила Вышняго осеняет тя. Он один ведает, каким образом сие таинственное дело в нас производит: но мы чувствуем в душе своей его действие, хотя и не ведаем, откуду и каким образом оно в нас приходит. Да и нет нужды сего изыскивать: довольно, чтоб мы сие благодатное чувствие в себе ощущали. Впрочем оставим без любопытства сию таинственную работу производить премудрому Художнику.
Но может быть скажет кто, что я сего действия духовнаго рождения в себе не чувствую. О горе тебе! Ежели ты в таком плачевном находишся состоянии. Ежели подлинно так; то ты Христианин именем, а не вещию; ты почитаешся духовно рожденным; но самым делом нерожден; или и рожден, но паки душевною смертию умер. Ты пред людьми кажешся жив; но пред очами Божиими мертв. Ты хотя и счисляешся в теле церкве Христовы; но сего священнаго и живаго тела ты член гнилый и вредный.
Но можно ли, спросишь ты, почему узнать, который Христианин чувствует в себе благодать духовнаго рождения, и который того не чувствует? Отвечаю на сие, что несколько узнать можно. А чтоб и тебе сие можно было узнать, то я спрошу и тебя; почему ты узнаеш, что человек жив или мертв? Конечно почитаешь того живым, который движется, дыхает, ест, пьет, работает, и возложенную должность исправляет. А кто ни движется, ни дыхает, ни ест, ни пьет, ни работает, ни должности не исправляет, того почитаешь ты мертвым. Так и в духовном рождении почитай того живым, коего сердце движется ко всякому добру, который испускает из себя дыхание истины, мудрыя и полезныя беседы, кто яст животворящее тело Христово, и пиет кровь его почасту и со благоговением, кто работает Господеви со страхом, и исполняет его заповеди неленостно, таковаго почитай ты живым жизнию духовною; и не сумнися, что он чувствует в сердце своем действие Духа Божия, и благодать крещения в нем жива и действительна. Но кто напротив неподвижен к добру, дышет лжею и злохулением, святым причастием питаться не алчет, в делании благих дел леностен и разслаблен, того почитай мертвым жизнию духовною, и свет чрез рождение крещения в нем возженный погас.
О сем то мы в сей день празднования крещения Господня всеприлежно размышлять должны. Первое потому, что страшимся мы умереть телом; кольми паче страшно умереть душею. Второе, что умершему телом не льзя здесь ожить; а умершему душею и в жизни сей возможно не один раз ожить чрез покаяние. Третие, что мы Отцу своему небесному родившему нас духовно должны быть благодарны: но не можем иначе благодарны быть, разве когда неоцененный дар его будем хранить в чистоте сердца и исполнением святых заповедей его. Аминь.
Говорено 1791 года в Троицкой Лавре.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра