Се Ангел благовествует, яко на земли мир (Лук. гл. 2, ст. 14). Весть сладчайшая! что на земли драгоценнее быти может? Мир между сродными, мир между согражданами, мир между начальствующими и подначальными, мир между соседами, между дальними и ближними; ибо мир все соединяет, все связует, все свары, несогласия, тяжбы, ссоры, ненависти и зависти прекращает: мир всюду за собою вводит согласие, любовь, тишину и спокойствие. Мир не только другаго чемълибо оскорбить не допускает, но и помогать друг другу побуждает. Миром красен дом, миром умножаются селения: им процветают грады, возносятся и прославляются государства. Так не сладчайшая ли сия весть, когда небо земле мир возвещает.
Но ежели мы более в сие вникнем, то увидим, что возвещаемый Ангелом мир не есть только тот мир, какой бывает между человеками; но паче тот мир, который есть между человеком и Богом. Ибо сей мир есть источником всякаго мира. Когда в человеке есть сей с Богом мир, то мир будет во всем и везде: когда же его нет, то мира не будет ни в чем и нигде. Тогда не только люди друг против друга устремятся, но и самыя стихии вооружатся противу их. Будет вам, негде угрожает человекам Бог, небо, яко медяно, и земля, яко железна (Второз. гл. 28, ст. 23). Не есть ли сие самых стихий противу человека вооружение? Откуду же сие быти может, разве когда нет мира между человеком и Богом?
Но может ли быть не мир и брань у человека с Богом? Оное величество Божества неприступное и страшное может ли иметь какого себе сопротивника? Конечно не может. Ибо и вся тварь пред ним есть капля канувшая из Окиана. Но когда мы говорим, что человек не есть в мире с Богом, тогда прямо человек не есть в мире не так с Богом, как с самим собою; сам противу себя вооружается. А в таком состоянии почитается он не в мире и с Богом для того, что он тогда себя от Бога удаляет, любви Божия в себе вмещаться не допущает, и десницу его желающую ему благодетельствовать сам удерживает.
Грех творит сию брань: он, яко насильно, извлекает на себя мечь правосудия Божия. А мир с Богом есть святость, есть непорочность, есть спокойствие, есть удовольствие и радость. Он привязывает человека любовию к Богу, но и Бога соединяет с ним любовию вечною. В мире сем состоя человек все свои нужды свободно изъявляет Богу; и Бог со удовольствием оныя исполняет: или паче таковым образом любящий Бога и любимый им ни в чем и нужды иметь не может. Ибо любящим Бога вся споспешествуют во благое. Представь себе человека таковым: он есть в мире с самим собою; а потому в мире есть и с Богом.
Но как человек без греха, мир разрушающаго, быть не может, и сам собою из под сего тяжкаго ига освободиться не в силах, то можем ли мы надеяться иметь сей мир с Богом? Конечно надлежалоб отчаяваться, ежелиб слово Божие нас не ободряло. Послушайте, что пророк от лица Божия говорит: Яко аще бы Господь Саваоф не оставил нам семене, яко Содома были бы, и яко Гоморру уподобилися бы (Исаии гл. 1, ст. 9). А Апостол уже и прямо сей мир нам присвояет: Оправдившеся верою, мир имамы к Богу (Рим. гл. 5, ст. 1).
Пусть будет человек грешен и беззаконен; а потому во вражде с Богом: но когда Бог открывает сокровище толикаго милосердия, что вину прощает, грех его очищает, беззакония заглаживает; казнь уничтожает, тогда заключенныя небеса для него отверзаются, возвращается ему первая одежда, и перстень обручения возлагается на руку: тогда возвеселятся небеса, и возрадуется земля; тогда все Ангели, сии благодетельные духи, конечно воспоют мир на земли.
Сей мир днесь воспели Ангели: они воспели, а принес его нам на землю сам Бог, облекшися в плоть нашу. И сие самое, что он не возгнушался облечься в нашу плоть, должно быть не сумнительным для нас уверением, что он вступил в мир с человеком.
И как скоро открылся сей с Богом мир, то и между человеками взаимно любезный мир водворился. Сие Исаия Пророк хотя иносказательным образом, но прекрасно описует: Тогда пастися будут вкупе волк со агнцем, и рысь почиет с козлищем, и телец и юнец и лев вкупе пастися будут, и отроча мало поведет их, и вол и медьведь вкупе пастися будут, и вкупе дети их будут, и лев, аки вол будет ясти плевы (Исаии гл. 11, ст. 6 и 7).
Сие иносказание самым делом исполнилось. Мы видим разбойника переменившагося в проповедника Евангелия. Мы видим блудницу ставшую чистою и равноапостольною. Мы видим хищника мытаря, милосердым и щедрым: мы видим зельнаго гонителя церькви ревностным ея защитником. Мы видим рыболовов Богословами, и мира всего победителями: мы видим младенцев и жен мужественно стоящих противу всех мира вооружений. Что сие? Не есть ли то, что пасутся вкупе волк со агнцем, и рысь опочивают с козлищем? Сия есть победа победившая мир вера наша (1 Иоан. гл. 5, ст. 4). Оправдившеся верою, мир имамы к Богу, Господем нашим Иисус Христом (Рим. гл. 5, ст. 1).
При таковом благодатном и радостном Христиан положении, может некоторых безпокоить то сумнение, что кажется и ныне тоже на земли, что было и во дни Ноевы. Несогласия, брани, вражды, зависти, и все роды зол землю и до ныне кажется не оставили. Как сие не может допустить быть миру между людьми, то потому можно заключить, что нет у человеков мира и с Богом: нет мира на земли, или единожды посетив он землю: но возгнушавшись человеческим сожитием паки возвратился на небеса.
Однако слово Божие неложно, и церковь его должна непременно целою пребыть до скончания века. Дети Божия, истинные Христиане, здравые члены Христова тела, и причисленные к церкви кафолической суть всегда мирны, тихи, кротки. По Евангелию они трости сокрушенныя не преломят, и льна возжегшагося не погасят: то есть, никому не только никакой обиды не причинят; но и случая к жалобе и оскорблению не подадут. А мирския злоключения не только сносят терпеливо и без роптания, но и радуются и веселятся, ведая яко за сие им мзда многа на небесех.
Но где же они? Везде; но единому Богу известны. Ибо Весть Господь сущыя своя (2 Тим. гл. 2, ст. 19). Но где же они? Начто вопрошать? Сие ведает токмо Бог, да с помощию Его собственная совесть твоя. Когда ты услаждаешися Ангела пением мир возвещающим; когда твоя совесть ни в чем тебя не зазирает, когда сей праздник празднуешь с радостию духа чистою и непорочною, конечно мир тогда не только на земли, но и в сердце твоем. Но кто такой непорочности в совести своей, такой радости в сердце своем не ощущает, тот пусть сам для себя сделает заключение, что хотя мир и есть на земли, но сей мир удостоил ли его своим посещением. Не благодетеля да осуждает таковый, но сам себя, что сидя при источнике истаевает жаждою.
Но о вас, любезная братия! что я при сем случае заключу? сердцà ваши и совести единому Богу известны. Аз же человек: однако Евангелием руководствуемый заключаю о вас все лутчее. Как! толикое собрание, толикое усердие к вере, толикая ревность к благочестию, толикая охота к слышанию слова Божия, толико радостное дня сего празднование, откуду все сие происходит? не от добрыя ли веры? а вера чистая не есть ли плод совести примиренныя с Богом.
Мир сей ваш с Богом вижу, колико вас и между собою соединяет. Вижу я здесь различных состояний людей, и богатых и бедных, и великих и ниских, и сильных и немощных, и началников и подчиненных. Однако все вкупе общему Владыке предстоят, мирно, согласно, и любовно: один другова ни чем не оскорбляет, ни в чем не презирает: все и богатые и великие и сильные как бы позабыли, кто они таковы: но всех почитая себе братиями, со всеми себя уравнивают. Так Павел на вас взирая не повторил ли бы оных слов. Вси вы едино есте о Христе Иисусе (Гал. гл. 3, ст. 28). Так и Пророк усладившись сим зрелищем не воспел ли бы паки: Се и телец и юнец и лев вкупе пасутся. И в смиренную плоть нашу облекшееся отроча мало пасет их. О Ангеле Божий! Воспевай свободно мир на земли: а мы услаждаясь таковым пением не престанем припевать: Слава в вышних Богу (Лук. гл. 2, ст. 14). Аминь.
Говорено в Чудове монастыре 1790 года Декабря 25 дня.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра