Таковые случаи, в коих мы своих собратов и чад церкви псалмопениями препровождаем к Богу; Таковые случаи заставляют нас возлюбомудрствовать о смерти и воскресении. Чем более слабость природы представляет нам смерть страшною: тем усильнее одолжена церковь Христова сей страх разгонять, и показывать, что он есть мечтательный. А притом и весьма удовольственно, ежели урон умершаго тела вместо того, чтоб причинить вред, великое доставит для души приобретение.
Кто плачет и рыдает о смерти, тот унижает заслуги
Христовы. Ибо Христос победил смерть. Ежели бы и неверующие рыдали и плакали,
предосуждать бы их в том надлежало: ибо казалось бы, что они поступают против
устава естественнаго: но что, когдаб сие творил и самый верный, после толиких
и ясных о воскресении доказательств?
и неверующие воскресению изобретают на случай смерти слова утешительныя, говоря:
сноси великодушно; что уже сделалось, слезами и плачем того переменить не возможно.
Но евангелие не говорит только сие, что сноси великодушно; понеже переменить
того не возможно; а паче говорит: сноси великодушно; ибо умерший воскреснет
конечно: Лазарь друг наш успе, а не умре. Умолк на время, а не погиб.
Ибо сретят его воскресение и живот и жребий Ангелский.
Не слышиши ли, что церковь при погребении велегласно воспевает: Обратися душе моя в покой твой, яко Господь благодействова тя (Псал. 114, ст. 6). Вот смерть называет Бог благодеянием; а ты плачешь. Естьли же и плачешь, то слезы твои раствори радостию духовною и благодарением. Ибо отчаянный плачь и терзание принадлежат единому врагу спасения нашего. Пусть он плачет, пусть он рыдает, и терзается от зависти, что его козни не успели воспрепятствовать нам к достижению лучшаго. Ибо пристанище тихое смерть есть.
Разсмотри, коликих исполнено зол настоящее житие.
До него принадлежат оные угрозы правосудия Божия: В болезнех родиши чада:
в поте лица твоего снеси хлеб
твой (Быт. гл. 3, ст. 16 и 19). В мире скорбни будете (Иоан. гл.
16, ст. 33). Видех беззаконие и пререкание во граде. Днем и нощию обыдет
его по стенам его: беззаконие и труд посреде его и неправда: И не оскуде от
стогн его лихва и лесть (Псал. 54, ст. 10, 11, 12). Вот какое смертнаго
на земли состояние! Но о небесных напротив сказано: Отбеже там болезнь,
печаль и воздыхание. Почто убо унижаеши умершаго блаженство? Почто заставляешь
и других бояться смерти, и осуждать Бога, как будто он великое нам чрез смерть
причиняет несчастие? Умерший отошел в пристанище; а ты своими рыданиями нарушаешь
сей покой, и устрояешь новую бурю.
Но такова, де, есть наша природа. Никак! Сия слабость
не есть природы, ниже порядка вещей: но мы произвольно себя ослабляем и благородство
природы предательствуем. В таком будучи слабом расположении, как мы о безсмертии
беседовати возможем? Как уверим в оном неверующаго, когда наши слова с самым
делом не будут согласны? Многие из язычников оказали себя при смерти или других
ближних, или и самих себя великодушными и мужественными, так что смерть
стречали, яко нечто вожделенное: сколько же Христианина, да и веру его таковые
примеры постыдить должны?
Но ежелиб все сие и не послужило ко уменшению твоей печали; то самое времени течение мало помалу печаль твою уменшит, и наконец совсем загладит, но уже для тебя никакой не будет чести и награды; поелику будет тому причиною одно неодушевленное время; а не твое благоразумие и великодушие: ибо печаль посещения Господня перенести не только терпеливо, но и с благодарностию, есть благородная и превосходная добродетель.
Но желал бы ты всегда видеть преставльшагося. Изрядно!
Добродетельно поживи, и вскоре его узришь не в тлении; но в нетлении: не в скорби;
но в радости и славе. Ибо помысли, кто есть скончавшийся, и что есть кончина.
Жизнь сия есть путь, путь должайший, разными трудностями и опасностями окруженный.
Человек скончавшийся есть тот, который благополучно сей путь уже прешел, и достиг
до своего постояннаго и всегдашняго жилища. Не должны ли мы тотчас притечь к
нему с радостными приветствиями, что он свой подвиг окончал счастливо. В позорищи
подвижник достигший до
назначенной меты сречается всех поздравлениями и увенчавается венцем. Всяк о
Господе преставльшийся таковым же образом от нас принят быть должен.
Повествуют, что когда блаженнаго Августина мать Моника, жена благочестивая и добродетельная скончалася; все сродники и ближние тотчас подняли было плачи и рыдания: но просвещенный Августин их остановил, говоря: что постыдно и обидно будет для жизни ея благочестивой и добродетельной, ежели по ней плакать и рыдать. Она более заслуживает, чтоб принести Владыке живота и смерти благодарственное пение, что помог ей подвиг свой скончать благополучно. И для того отверзши священную псалмов книгу воспели все: Милость и суд воспою тебе, Господи. Вот святый пример, как мы преставльшихся благочестиво к небесам препровождать должны. И для того церьковь Божия совершает над умершими пения, и восхваляет имя Господа даровавшаго покой преставльшемуся.
Во Иудейском плотском законе воспрещено было к мертвым
прикасаться, и повелено омывать себя, естьлиб по случаю кто к ним прикоснулся.
Но по христианству мы умершаго вернаго брата своего тело
почитаем целованием; яко честный сосуд, в коем пребывала благочестивая душа;
яко священное орудие, кое вместе с душею потрудилося в делах Богоугодных. По
сей же причине мы и тела умерших Христиан погребаем при Божественных храмах.
Как были они дети церкви, то сия благоутробная мать и по смерти от себя их не
отпущает, но хранит в своих недрах, доколе их не представит целыми и святыми
в последний день общаго воскресения.
В сей надежде славы и воскресения преставился и
сей знаменитый муж князь Михайла Никитичь. Он подвиг скончал, и течение совершил.
Подвиг его был мужественный, и течение благоуспешное. Не о том должны сетовать,
что его лишилися; но паче о том радоваться и благодарить Бога, что он делами
своими доставил честь своему имяни, славу своей фамилии; паче же услугу своему
отечеству. Был верный и благоразумный слуга государства; и храбрый поборник
по целости и благосостоянии его. Чрез сие поспешал он к безсмертию, не к сему
только безсмертию, которое состоит в продолжаемом чрез некоторое время его дел
повествовании; а паче к безсмертию тому, о
коем сказано: Праведных души в руце Божией, и не прикоснется им мука.
Ибо служа отечеству, служил Богу на сие его призвавшему: и храня благосостояние
общества, тем самым служил и церкви Божией, которыя был присвоенный чрез крещение
сын, и с исповеданием веры ея, яко с надежнейшим напутствием, прешел в вечность.
Ты же, Боже милостивый и человеколюбивый! сподоби его сопричисления ко избранным твоим: Призри на него, и помилуй его, по суду любящих имя твое (Псал. 118, ст. 132). Аминь.
Говорено в Чудове монастыре, при погребении Г. Генерал Аншефа и Кавалера князь Михайла Никитича Волконскаго, 1788 года, Декабря 14 дня.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра