19. На день крещения Господня

СЛОВО

НА ДЕНЬ КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЯ.

Известно всякому просвещенному Христианину, что в церкви Иудейской ветхозаветной тоже было таинство обрезания, что в церкви новозаветной евангельской есть таинство крещения. Там был совершаемь некоторый наружный обряд: и при крещении также некоторый наружный обряд совершается. Но как и сей и оный обряд есть таинственный, то под сею наружностию и надлежит быть некоторой сокровенной и Божественной силе. Ибо как во обрезании наружное некоторой части телесной отсечение; так и в крещении одно наружное тела водою омовение не есть то, в чем прямо таинство заключается. Почему как Иудеи по одному наружному телесному обрезанию еще не заслуживали почитаться истинными Израильтянами: так и Христиане по одному наружному в крещении водою омовению не могут почитаться прямыми Христианами.

Во утверждение сего столь важнаго для нас разсуждения послушаем мы учения Апостольскаго. Великий Павел о Иудейском обрезании так определяет: Не бо, иже яве Иудей есть: ниже еже яве по плоти, обрезание. Но иже в тайне Иудей, и обрезание сердца духом, а не писанием: ему же похвала не от человек, но от Бога (Рим. гл. 2, ст. 28, 29). То есть, не тот почитался прямым ветхозаветной церкви членом, который по наружности исповедовал веру Иудейскую; и не тот также, который на плоти своей только принял обрезание: но тот был истинный Израильтянин и прямый ветхозаветной церкви член, который по внутренности своей был таков, то есть, имел обрезанное сердце от всякаго порока и беззакония, по действию Духа святаго, а не одному наружному обряду; и как сие яко сокровенное души действие, более известно Богу, нежели людям, то потому человек таковый приемлет похвалу и награду от Бога, а не от человек.

Что Апостол сказал о Иудеанине в разсуждении таинства обрезания; тоже самое можем и должны мы сказать и о Христианине в разсуждении таинства крещения. Не тот, иже яве, Христианин есть; и не то есть крещение, что бывает только по наружному тела омовению: но иже в тайне, есть Христианин, и крещение сердца духом а не писанием; емуже похвала не от человек, но от Бога. И сие самое утверждает Апостол Петр: Крещение, говорит, не есть плотския отложение скверны, но совести благи вопрошение у Бога (1 Петр. гл. 3, ст. 21). То есть, крещением не плотская обмывается нечистота; но совесть преобращается в лучшее. А из сего и можно заключить, что не всяк крещенный, может крещенным почитаться. Ибо первомученик Стефан Иудеам злобным и развращенным не обинуяся сказал: Необрезаннии сердцы и ушесы, вы присно Духу святому противитеся (Деян. гл. 7, ст. 51). Се Иудеев обрезанных по плоти, Стефан святый назвал необрезанными. Ежели бы он усмотрел и из Христиан некоторых подобных злобою и развратностию, конечно он им тоже бы сказал: Некрещенные сердцы и ушесы, вы присно Духу святому противитеся.

Но Апостольское разсуждение заставляет меня еще далее простирать мое слово. Он пишет в послании к Римлянам, что некоторые не знав Иудейскаго от Бога преданнаго закона, имели закон в совести своей: она их научала различать между добром и злом; и сие совести одной учение столь было в некоторых действительно, что они хранили добродетель, и отвращалися зла, сколько в естественном положении человеку то сделать можно. Положив сие Апостол, далее так заключает: Аще необрезание оправдание закона сохранит, не необрезание ли его во обрезание вменится? И осудит еже от естества необрезание закон совершающее, тебе, иже писанием и обрезанием суща преступника закона (Рим. гл. 2, ст. 26, 27). То есть, ежели неверный, незнающий закона ни Иудейскаго ни Христианскаго, но по единому совести закону творит дела благия, не причтется ли ему сие, так, как бы он был обрезан или крещен: да притом не обличит ли и не осудит ли он тебя, тем, что без обрезания и без крещения хранит закон совести; а ты имея и закон и евангелие, и закон преступаеш, и пренебрегаеш евангелие?

Таковое разсуждение не к тому клонится, чтоб нам унизить великую честь Христианина крещением просвещеннаго: никак! но чтоб представить Христианину великое его преимущество, и возбудить, дабы он сие безценное сокровище хранил с великою осторожностию; и не хвалился бы одною наружностию: но внутренность свою соблюдал бы чисту и непорочну ожидая себе похвалы не от человек, но от Бога.

Вас слово Божие именует родом избранным, царским священием, языком святым, людьми обновления (1 Петр. гл. 2, ст. 9). Сии титлы и преимущества превосходят все то, что ниесть в свете величественное и славное. Можно ли нам сие себе присвоить, ежели мы самым делом и житием своим не таковы: ежели мы по нравам своим и делам род не избранный, но развращенный, не царское священие, но опорочивание, не язык свят, но грешный: ежели мы не люди обновления, но по обновлении паки в древнюю развратность низпадшие. Потеряем мы конечно великое свое достоинство. Неверный, естественный совести закон хранящий осудит пред Богом нас, преступающих закон совести и евангелия. Мнози от восток и запад приидут, и возлягут со Авраамом и Исааком и Иаковом во царствии небеснем: сынове же царствия изгнани будут во тьму кромешную (Матф. гл. 8, ст. 11).

Не оставим же и сие принять в разсуждение, что неверный, евангелием непросвещенный, и потому судьбою осуждению подверженный, имеет надежду своего спасения, ежели его свет небесный свыше просветит евангелием, и отродит крещением. Но тебе, Христианин! уже проповедано евангелие: уже ты отрожден крещением. И как от матери родиться вторично, так и крещением паки отродиться не возможно. Ежели же ты при всем том и евангельских заповедей неисправный хранитель; и сходственно с крещением новою и святою жизнию не жительствуеш, то какая уже остается для тебя надежда ко спасению? Ах Христиане! должны мы впасть в отчаяние, ежелиб благость Божия не устроила нам другой духовной бани ко омовению греховных скверн наших.

Сия духовная баня суть слезы покаяния. Чрез покаяние таинственно мы яко вторым крещением крещаемся. Слезы покаяния должны происходить от сердца, и орошать пред Богом очи наши. Не слезы сами собою очищают наши грехи: но они суть знаком сокрушеннаго сердца, которое привлекает благодать Божию наши грехи очищающую. Кто своих грехов не чувствует, тот известно, что не имеет сокрушения, и благодать крещения в душе его со всем погасла. Кто же и чувствует грехи свои, но не имеет дара слез; сие есть знаком, что он не совсем еще грехов своих отвращается. Его сердце еще есть разделенно: и к Богу обратиться он желает; и греховная прелесть не совсем ему отвратительною кажется. Кто прямо возчувствовал грех свой, и совершенно решился отвергнуть его, не возможно, чтоб таковый не сокрушился всею сердца глубиною, и таковое сокрушение източит целые слез потоки.

Когдаб лучший и благодатнейший мог быть к сему случай, как не в сей день спасительный и священный? Вы собралися днесь во множестве, и представляете собою волнение струй Иорданских. Наружное сие ваше действие, нельзя сказать, чтоб не было само собою достохвально: однако всякое действие всю свою похвалу и цену получает от внутренняго намерения и разположения. Ежели вы собралися днесь для смотрения духовнаго обряда, и чрез то несколько удовольствовать один взор очес телесных, сие есть гораздо низко, и весьма удаленно от таинственнаго сего совершения. А потому и можете вы возвратиться в свои домы без всякаго плода духовнаго. Но ежели вы собралися днесь, чтоб при сем случае напамятовать крещение Господне и крещение собственное свое, а чрез то возчувствовав свои грехи, коими опорочено крещение, обмыть их слезами покаяния; сие есть намерение прямо Христианское, и с сим действием согласное; а потому вы и возвратитесь во свои домы получив благодать очищения.

Однако, хотяб кто и не с сим намерением пришел теперь сюда, а единственно для зрения сего духовнаго обряда, я и о сем радуюсь: ибо верую благому Богу моему, что он может внезапным действием благодати своея, и таковаго человека чрез сей случай обратить к лучшему, и даровать ему по богатству благодати своея более, нежели чего он чаял: так как Саул пошел искать потерянных ослят; но вместо того внезапу обрел царство. Аминь.

Говорено в Успенском соборе 1787 года.



Оглавление

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.