Два праздника в сей день вкупе соединились, Вознесения
Господня и святителя Николая. И хотя они кажутся быть раздельны, но самою вещию
совокупны. Раздельно быть кажется, чтоб праздновать вознесшагося Господа на
небеса, и память угодника Его. Но одно с другим дивным образом есть согласно.
Вознесся Господь на небеса; не для того, акиб Он когда от небес разлучен был;
ибо Он по Божеству всегда везде есть и вся исполняет: но вознесся на небеса
во плоти Своей, и то для того, дабы нам устроить блаженство; как Он Сам пречистыми
Своими устами рек: иду уготовати вам место. О сладчайшее отбытие! не иначе,
как чадолюбивый отец на время оставляет детей, дабы снискать для них пропитание
и выгодную жизнь.
Святитель Николай исполнил точно сие Господне намерение. Ибо он узрев тот путь, по коему вознесся Господь его, и сам во всю жизнь приуготовлял себя, чтоб тем же путем туда же взойти, и заступить то место, которое вознесшийся Господь ему, и всем ему подобным приготовил. Как то и самым делом преселился он на небеса, и с вознесшимся Господем своим вкупе в едином блаженном месте со славою и радостию обитает. А чрез то удостоверил и всех нас, что вознесшийся Господь истинну сказал: иду уготовати вам место (Иоан. гл. 14, ст. 2). Пошел, и место нам уготовал.
Что же! довольно ли для нас того, что мы теперь
знаем, что Господь вознесся на небеса, и что святитель Его с ним на небесах
царствует? для сего ли только мы празднуем день сей? Нет! Православные. И нам
надлежит всегда взирать на путь сей, по коему вознесся Господь, и по коему за
Ним взошел святый Николай. Известно вам, что мы в сей свет не для того произведены,
чтоб в нем жить вечно: жизнь наша кратка, и смертию пресекается. Хотя бы мы
не хотели, рано ли поздо ли с нею разставаться надобно. И естьлиб так было,
чтоб смертию все и кончилось, и после тогоб ничего для нас не оставалось, ни
добра, ни худа: то простительно бы было, ежелиб мы о сей только жизни думали,
а о том, что после смерти будет, ничего бы не помышляли. Но не так оно есть.
И слово Божие нас уверяет, и самая совесть внушает, что душа наша безсмертна,
что мы из сей жизни временной в другую вечную перейти должны: которая жизнь
вечная имеет быть или самая счастливая, или самая несчастливая, смотря по тому,
как мы сию жизнь препроводили. Бог есть праведен! и добрыя дела без награждения,
и худыя без наказания не
оставляет. А потому и весьма потребно, чтоб мы жизнь
сию так препровождали, дабы она переменилась на вечную лучшую, а не на хуждшую
жизнь. Сколькоб кто долго ни жил, все сие есть маленькая и кратчайшая минута,
в сравнении вечности. А потому более о ней, нежели о сей жизни помышлять нам
надлежит. Все пройдет; и чести, и богатства, и приятели, и сродники; а едины
при нас останутся добрыя или худыя дела; одни нас прославят; а другия посрамят
и осудят. Вспомним мы тогда, но поздо, что в небрежении и развратности жизнь
препровождали, и целаго моря слез не достанет к оплакиванию нам своего несчастия.
Не льзя нам извиниться будет, что мы прямаго пути
от заблуждения различить не могли. Каждому сие из нас самая совесть показывает.
Вера и Слово Божие и писанием и учителей наставлением нас всегда тому же обучает.
Да хотяб и сего недоставало, один празднуемый нами Святитель довольно может
научить, каким путем нам к небу шествовать надлежит. Мы ведаем, куда вознесся
Господь наш: ведаем и то, по какому пути следовал за Ним святый Николай. Был
он трудолюбив, воздержен, милостив, благочестив, богобоязнен, творил благое,
и удалялся от всякаго зла. На сих легких крылах вознесся он на небо. И мы должны
тому подражать. Думаем ли мы вознестись на небеса, ежели в праздности время
препровождаем, ежели лжем, обманываем, друг друга обижаем, ссоримся, пиянствуем,
и единственно только о корысти, или о угождении плоти своей думаем, а никого
ничем не благодетельствуем; думаем ли мы таким заблуждающим путем взойти на
небеса? Нет, никак! да и самое сие празднование наше будет нам во грех, в раздражение
вознесшемуся Господу и во оскорбление Святителю Его.
Мы в сей день Вознесения должны подумать, что надлежит
нам в жизни сей устроить лесницу для возшествия на небо. Лесница сия есть доброе
житие; ступени в леснице сей суть благия дела. Хотя одно благое дело в сей день
сотворим; и чрез то прибавим хотя одну ступень к леснице нашей, а потому
хотя несколько выше подымемся. Предшественником на сей восход нам есть Сам Господь,
а помощник святый Николай. Аминь.
Говорено поселянам в Угрешском монастыре
1784 года Маия 9 дня.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра