Слово Божие во многих местах воскресение наше соединяет с воскресением Христовым; так что одно есть источником; другое струею естественно из онаго текущею. Христос воста от мертвых, возглашает Апостол, начаток умерших бысть: якоже бо о Адаме вси умирают; тако и о Христе вси оживут (1 Кор. гл. 15, ст. 20, 22).
Ни что столько не устрашает человека, как смерть: ибо все прочие страхи, какиеб ни были, потому ужасают, что они наконец приводят к смерти. Сей страх толико ужасающий человеческое естество, должен изчезнуть, когда мы воскреснуть имеем.
О благословен тот день, в которой истлевшия тела наши соединятся с своими душами, и небесною возблистают славою! Какое должно быть пресветлое позорище, когда по долгой нощи нашего во гробах сна востанем мы веселыми и радостными! Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть. Следовательно воскресение наше таковым же откроется образом, каковым открылось воскресение Его. Гроб Христов был запечатан, и кустодия, то есть стража была к нему приставлена, без сомнения для того, что ни мало не верили несчастливые, яко Он воскреснуть может. И наш гроб иногда окружает неверие и сомнение. Говорит иногда нам мысль в вере не утвержденная тоже, что говорили Павлу неверные: како востанут мертвые? коим же телом приидут? Но ни печать, ни строгая стража при гробе Христовом ни мало не воспрепятствовали, открыть Богу силу и славу Свою. Внезапу возблистал свет свышеестественный; и с поражением повержена стража неверующая. Так когда и мы единственно о жизни сей помышлять будем, и никак не вообразим, чтоб настал уже час воскресения нашего, в самое сие время возгласит Архангельская труба, и возбудит всех умерших от века.
По воскресении Христовом первое из уст Его провозглашено слово сие: радуйтеся (Матф. гл. 28, ст. 9). Прошли все скорби и мучения, которыя оскорбляли и раздробляли святейшее тело Его. Умолкла вражеская зависть: заградил челюсти свои Ад, и устрашенная смерть скрылася. Радуйтеся. Так и по воскресении нашем всяк избранный Божий обрадован будет сим Евангельским гласом: благий рабе и верный! вниди в радость Господа твоего (Матф. гл. 25, ст. 21).
Воскресший прежде всего удивится новой плоти своея ризе. Оставил Он ее во гробе обезображенную, изодранную, истлевшую: и внезапу узрит, что она обновилась, и блистает всеми красотами до толе ей неизвестными. Где, скажет, теперь болезни мучившие тело мое? Где воздыхания стеснявшия дух мой? Где зависти и гонения грозившия поглощением меня? я от всего того зрю себя днесь свободным. Но сего еще мало. Се мое тело, на подобие солнца, изпускает из себя светлые лучи. В совести чувствую я спокойствие: Дух мой радостен. Мысль исполнена просвещением тех вещей, кои при всем прежнем моем любопытстве были от меня глубоко закрыты, и я хотя об них тогда так разсуждал, как слепый о красках, однако казался себе быти мудрым. Но и все, что меня ни окружает, все меня восхищает: прежде же всего и паче всего Сам Бог, сия бездна совершенств, в коей я со услаждением утопаю: Величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем (Лук. гл. 1, ст. 47).
Таковое-то воскресение, любезныя братия, есть то, что составит наш истинный праздников праздник, и торжество торжеств. Как же почесть сие празднование наше? Оно есть заря провозвещающая нам восход светила солнечнаго: оно есть цвет, обещающий нам изобилие плодов: оно есть струя руководствующая к источнику. Не можем мы будущаго воскресения радости быть участниками, ежели прежде, сего празднования не будем совершать с верою и благоговением. Здесь есть некоторое вкушение безсмертныя пищи: но на небеси совершенное онаго насыщение. Востанут и те, которые и не веруют сему, и в сем нашем торжестве радостнаго не приемлют участия: конечно воскреснут и они; но, ах! в воскрешение суда.
Воскресший Христе! мы возженные к Тебе любовию, прославляем тебя, и в сих церкви Твоея собраниях с веселием тысящекратно повторяем: что Ты воскрес, воскрес, воскрес. В великий день Воскресения нашего сподоби пречистыми устами Своими над каждым из нас сказать: сей верующий в Мя воистинну воскресе в воскресение живота. Аминь.
Говорено в Успенском соборе 1784 года.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра