Правосудия место, не иначе должно почитать, как
святилищем; поелику в нем Сам Бог, яко верховный Судия, присутствует. Избранным
ныне судиям в святилище сие вход отверзается. Как по древним всех веков обыкновениям,
так наипаче и по Христианским Божественным установлениям, никто во внутренность
святилища не бывает допускаем, разве наперед освященный тайнами. Почему и избранным
ныне судиям во святилище правосудия вступить не иначе можно, разве с должным
и пристойным таковой святыне приуготовлением.
Сядете вы, о правосудия хранители! на местах священных. Вручен вам будет закон от Самого Бога рукою избранныя Им ПОМАЗАННИЦЫ. Судьба сограждан ваших во многих случаях зависеть будет от ваших законных предписаний. Права сирот и вдов и неповинно утесняемых в вашем покровительстве найдут себе защищение. Уста ваши возвестят суд и правду: ибо страх Божий и непорочность души ими управляти будут. Доставляя ли кому праведное удовольствие; подвергая ли другаго по законам наказанию, равно вы будете и тех и других благодетелями. Ибо одних в мирном житии поставите: других самым наказанием исправите; и всех от подобных предостережете преступлений. А потому общества всего заслужите быть одолжителями. Все сие разсуждая, не должно ли, паки я скажу, с пристойным предуготовлением вступить в святилище правосудия?
Сие таинственное, ежели можно так назвать, посвящение,
состоит в просвещении мысли и в непорочности сердца. Хотя истинна и правда,
яко нужнейшия для нас добродетели, нимало провидением не затруднены: яко во
тьме свет; так они наши очи поражают. Но человеческие страсти затруднительны
и опасны. Не довольно того, что они причиняют преступления: но и всякия в порядке
вещей разстройства. Ибо нельзя преступить закона, чтоб тогда же и мысль не пришла
в смущение, и вещи в безпорядок. Притом каждаго слабость удобна к поползновению:
однако совсем тем никто себя виновным признать не желает; но всяк дальных и
околичных для оправдания своего ищет извинений. А чрез то самую истинну, сколько
возможно, сокрыть силится. Но еще сего не довольно. Винность свою на другаго
невиннаго перенести почитает полезным для себя средством: а потому с одной стороны
преступление и порок представляются в прекрасном виде добродетели и неповинности;
а напротив неповинность и
добродетель в отвратительном виде порока и преступления.
Вот претыкание на пути самом чрез себя непорочном! вот узол самый трудный к разрешению! Сего претыкания избежать, от твоей, судия! зависит предосторожности. Сей узол счастливо разрешить твоему поручено благоразумию.
Подлинно сие уже предусмотрено и предоблегчено. Дан тебе закон. В нем преднаписаны правила к решению всяких стречающихся случаев. С помощию сей ариадновой нити удобно тебе выходить из лавиринта затруднений.
Правда; и нет в том сумнения, что сия помощь есть
велика и надежна; особливо, когда преднаписания закона произтекли из источника
просвещеннаго и проницательнаго. Но так ли все то есть, чтоб уже ненужны совсем
были твое благоразумие и просвещение? Нет! Прежде сказанныя нами, причиняемое
преступлением вещей разстройство, многообразныя прикрытия, извинения, и хитростные
виды, винность и невинность совсем в ином образе представляющые; все то составляет
столько случаев, что надобно, дабы разумом твоим управляла вышняя Премудрость.
Закон сам собою есть истинен, и основание его свято. Но великое потребно просвещение,
дабы познать прямую его силу и намерение, и ко всякому открывшемуся случаю уметь
его приложить основательно.
Подлинно в благоразумном законе тотчас видны и сила
его и намерение. Но дерзость человеческая, страшась прямой его силы, отваживается
оную перетолковывать, и другия какия-то предполагать намерения. Благоразумие
судии обязано сию дерзость посрамить, и все развязав хитрости сплетения, открыть
прямую силу закона, в том свете, который ему свойствен. А потому и есть обязанность
судии не только с великим вниманием углубляться в выразумение закона, и дабы
он всегда содержался у него в памяти; но и проницательно вникать во все производимаго
дела обстоятельства; и даже заглядывать в самые человеческаго сердца сокровенности.
Все сие заслуживает, дабы щадить время, и оное не праздности и гулянию;
а сему важному посвящать упражнению.
Но дабы таковым может быть строгим требованием не устрашить каковаго малодушнаго судии; предложим мы ему кратчайшее и легчайшее средство. А оно есть честность душевная.
Пусть бы сколько ни стречалось сказанных затруднений; все они, яко пенящиеся волны, о камень честности твоея сокрушатся. Страсть, не надеяся на саму себя, и на все свои извинения и прикрытия, наиболее обычай имеет прибегать к блеску злата и сребра, дабы оным ослепить очи судии: или к некоторым страхам и угрозам, дабы поколебать его сердце. В сем опасном случае одно просвещение не сильно устоять, ежели притом нет честности душевныя и мужества. Слабый дух сколькоб ни был просвещен, сему искушению покаряется: а от просвещения своего он только то заимствует, чтоб каким лучшим видом таковую слабость прикрыть, и от могущей быть опасности умнее себя предостеречь.
Но безпристрастная душа в сем мудровании нужды
не находит. Она им гнушается. И чрез то ей открытее становятся истинна и правда.
А чтоб таковый честный судия при добросердечной своей простоте хитростию не
был обманут, в том за него вступается Сам Бог. Любит Он добрыя сердца и споспешествует
благим намерениям. Ежели чистии сердцем Его Самого видят, по Евангельским
словам (Матф. гл. 5, ст. 8); то в Нем, яко в зерцале, видят и истинну.
Аз рех: бози есте (Псал. 81, ст. 6), говорит
Бог судиям. Вы бози есте. Бози не величавостию, не мудрованиями, не властолюбием:
но бози святостию, благостию, человеколюбием. Бози не подобные обожаемым истуканам,
иже очи имут и не видят, уши имут, и не слышат, и тщетно покланяемы суть. Но
бози носящые подобие онаго Бога, Который вся располагает числом, весом и мерою,
Который есть милосердый Отец человеческаго рода, и Бог всякия утехи. Бози
есте: так вас величает слово
Божие. Так опасайтеся от Негоже сего обличения: доколе судите неправду и
лица грешников приемлете (Тамже ст. 2). Бози есте: но притом всегда
памятуйте, что вы яко человецы умираете, и яко един от князей падаете
(Тамже ст. 7): а потому и имеете вы предстать страшному и праведному Судии,
Который все вами решенныя дела еще возмет на Свое разсмотрение и испытание,
и изречет суд без лицеприятия и послабления. Дай отчет, скажет Евангельским
гласом, в приставлении домовнем (Лук. гл. 16, ст. 2).
Таковым предуготовившись разположением вступите
в святилище правосудия. Придайте новое сему достопочтенному месту украшение.
Обратите на себя очи верховнаго Судии любящаго образ свой в лице вашем сияющий.
Удовлетворите чаянию великия МОНАРХИНИ о блаженстве своего народа толико пекущияся.
Возвеселите матернее ЕЯ сердце, и умножьте ЕЯ славу тем, что как ОНА есть просвещеннейшая
законодательница; так вы исправные человеколюбивыя ЕЯ воли служители. Аминь.
Говорено в Успенском соборе 1785
года Декабря
19 дня.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра