Собор Христиан празднует днесь собор Ангелов. Не
может сие празднество быть, ежели бы не было союза и общения человеков с Ангелами.
Когда мы празднуем Ангелам, тем самим торжественно признаем, что мы их понимаем,
что блаженству их сорадуемся, и что они суть существа не только сами в себе
блаженныя, но и для нас благодетельныя. Не положив сего, не моглиб мы им праздновать.
И так настоящее празднование соединяет нас со Ангелами: земное оно, вкупе и
небесное. Торжествуют Ангели на небеси: празднуем мы с ними вкупе и на земли.
Сие для Ангелов без сумнения есть приятно; а для нас славно. Славно, говорю.
Ибо и с собором добродетельных людей иметь сообщество, есть великая честь: кольми
паче быть в сообществе с чистейшими духами.
Не льзя нам того причесть в излишнее превозношение, что мы перстные пресмыкающиеся по земле, дерзаем вступать в сообщество с Ангелами. Нет! ревновать к большим совершенствам, и постепенно не останавливаясь на высоту восходить, есть похвальное усилие благородныя души. Ибо и святая вера наша учит нас, что добродетельные Христиане своим житием изображают житие Ангельское, и хвал Божиих проповедники называются собеседниками Ангелов. Да и самое души нашея существо имеет то преимущество, что оно есть одного с Ангелами естества, и теми же с ними одарено свойствами.
Сие мы тотчас увидим, ежели только изъясним, в чем
состоит естество Ангела, и какия его свойства и должности.
А потому узнаем и наше с ними сродство, и что мы обязаны быть их подражателями.
Ангела очами телесными мы не видим. Являлися они иногда избранным мужам в телесном человеческом виде; но общее церкви учение есть, что они телеснаго вида сами по себе не имеют; а принимали оный на себя на тот случай, который им был от Бога предписан. Каким же образом таковый вид могли они на себя принимать, сие известно есть единому Богу: а нам то испытовать было бы излишнее и недозволительное любопытство. А потому и не можем мы о существе Ангела какое-либо иметь понятие, разве доходя до онаго одним разсуждением на основании слова Божия.
Как Ангелы чувствам нашим телесным не подлежат;
а в слове Божием они называются духами, то, хотя прямо мы не знаем, в
чем состоит и духа существо; однако без сумнения всякаго то положить можем,
что Ангела естество есть безтелесное, несложное, и потому неразрушаемое и нетленное.
А по сему и почитаем мы, что умереть Ангелу, никак несовместно с его естеством.
Ежелиб ему своего лишиться бытия, то сие не моглоб случиться смертию или разрушением,
но единым уничтожением, то есть, обращением в ничто по силе всемогущества Божия.
Свойства существа духовнаго суть разум и воля. И потому Ангел сими свойствами одарен есть. Имеет он разум, имеет и волю. Но какой разум, и какую волю? сие зависит вопервых от его естества. Вовторых от его положения. Как естество Ангела есть безтелесное, то потому понятие его должно быть безпрепятственнее, и проницание дальновиднее. Ибо самым опытом мы узнаем, что чувства развлекают мысль, и дебелость тела обременяет разум. Однако совсем тем сия естества Ангельскаго сила хотя может доставить весьма великое понятие; но еще не может доставить доброй воли. Ибо и великое просвещение но во зло употребленное не приносит еще честности и добродетели.
Бог есть источник всякия истинны и всякаго блага:
на подобие солнца по всей вселенной лучи свои изливающаго. Ангел или есть в
положении к сему Источнику истинны и блага приближенном, или удаленном
от Него. Приближенный к Богу дух должен одарен быть превосходным просвещением.
И чем ближе к сему безмерному истинны Источнику поставлен, тем он просвещеннее:
а потому и воля его должна быть и святее и непорочнее. Ибо всегда горящий истинный
разума свет возжигаемый от Света присносущнаго, должен и волю наклонять и обращать
к единому благому и совершенному. И так можно сказать, что доколе таковый блаженный
дух находится в приближении к Богу, яко Источнику истинны и блага, волю свою
на чтолибо богопротивное совратить не может.
Но дух, находящийся в положении от Бога удаленном;
или еще и отверженном от Него, сколькоб по духовному естеству ни был способен,
но ни истиннаго просвещения, ни доброй воли иметь
не может. Удален он от Света: и потому должен пребывать в мраке. И чем более
отвержен от Света, тем более поглощен невежеством и бездною. И хотя он по силе
духовнаго естества других тварей есть понятнее и проницательнее: но тем самым
несчастливее. Ибо удалением и отвержением от Бога как должен он иметь превратную
волю, то чем он понятнее и проницательнее, тем злобнее и вредительнее и для
себя и для других. А сие-то самое уже и есть для него страшный и мучительный
ад.
И так из сего разсуждения открываются два рода Ангелов: добрые и злые: и два их состояния; блаженное и несчастливое. А по сему видимы становятся и их должности и упражнения. Добрых Ангелов должности суть: прославлять Бога, и споспешествовать спасению человеков. А злые упражняются в одних хулениях; и ищут для себя сего жестокаго утешения, чтоб и других зделать подобными себе. И доселе изъяснили мы по возможности о существе, свойствах и должностях Ангелов.
Празднуем мы днесь собор Ангелов благих, и сказали
наперед, что имеем мы с ними сродное соединение, и обязаны подражать им. О сем
нам разсудить остается; ибо оно и полезнее для нас. Да и все выше нами объяснено,
дабы оное обратить в пользу нашу.
Ангел по естеству своему есть дух. И человек по
душе своей дух есть: или в некотором разуме и весь человек может назваться духом.
Ибо душа есть то, что прямо составляет человека: а тело есть его
покрывало и одежда, или по Апостольскому слову, храмина, в которой наш
дух обитает (2 Кор. гл. 5, ст. 1). Тело есть нам общее со всеми животными; а
душею подобны мы Ангелам: но Ангелам равно и добрым и злым. Ибо в обеих равно
есть духовное естество. А потому еще в сем не великое для нас преимущество.
По силе духовнаго души нашея естества не умрем мы: так, как добрые и злые духи.
Но блаженны мы тогда, когда не умрем, яко добрые духи. Но горе! Ежели не умрем,
яко духи злые. Лучшеб было умереть, нежели таким образом жить.
Также сходно и с теми и другими духами можем мы иметь понятие и знание. Но что пользы, когда воля есть зла и развращенна? Злые духи имеют многое знание и проницание; но что пользы, когда они совсем тем злы: ибо знание во зло употребляют. Лучше быть скотом несмысленным, нежели иметь разум, и употреблять его на один вред и соблазн и для себя и для других.
Ангелов благих, как выше сказали мы, знание и просвещение,
не столько зависит от духовнаго естества их, сколько от приближения их к Богу,
яко Источнику всякия истинны и блага. И мы для снискания истиннаго просвещения
должны всегда себя к Богу приближать. Каким образом? все относить к нему, яко
к началу всех вещей и концу. Что ты ни познаешь, что ни делаешь, со вниманием
разсматривай, относится ли то к Богу, и не противно ли Ему? Напр: употребляешь
ты пищу; в самом ея употреблении, по внимательному разсуждению нет ничего
Божескому уставу противнаго. Но когда пища твоя и питие выходит из меры, когда
ею обременяется чрево, и пиянственными парами помрачается разум; когда то достаешь
с обидою других, когда твое ядение и питие иных соблажняет, тогда ты отходишь
от порядка Божияго; следовательно удаляешься от Бога. Учишься ли ты чемунибудь?
учение есть сходственно с порядком Богом установленным, и приближает тебя к
Богу. Но когда ты учишься или ненужному, или неполезному, или и развратному;
или и нужному и полезному; но оное обращаешь во зло; на одно о себе высокоумие,
на хитростный для других обман, на составление и разсевание развратных мнений
и соблазнов; тогда знание таковое не приближает тебя к Богу, а удаляет от Него.
Всякое знание, и всякое деяние относящееся к Богу,
сближает тебя с Богом. Чем же ближе к Нему будешь восходить, тем будешь просвещеннее;
тем святее и непорочнее будет воля твоя. Сие просвещение и сия непорочность
в жизни сей постепенно будет восходить на вышшее совершенство, доколе в
будущей жизни достигнешь в мужа совершенна, в меру возраста Христова
(Ефес. гл. 4, ст. 13).
Приобретши таковое просвещение и непорочность будешь ты подобен благому Ангелу; а потому и должность твоя будет таже, какая должность есть Ангелов: то есть, прославлять Бога и пользовать других. Прославлять Бога. Славы Его полны суть небо и земля; и ничего к ней ни прибавлено, ни убавлено от нея быть не может. Но прославление Божие есть сущая слава твоя. Ты орудие действий Божиих. Когда сие орудие исправно действует, тогда оно находится в своем счастливом положении: а чрез сие же открывается и премудрость великаго Художника. Ангели Его воспевают непрестанными гласы. Честь органам, когда они издают пение согласное и сладкое: честь же и устроившему их, и управляющему ими.
Должен же ты и другим быть полезным. Сие есть
естественно. Все вещи между собою связаны наилучшим образом. Когда ты хранишь
порядок, то хранишь союз и других к тебе относящихся: а тем самым их пользуешь.
Трудно комунибудь быть злым, чтоб то зло какимнибудь образом не заражало и других.
Не возможно также быть добрым, чтоб доброта благоухания своего и на других не
изливала. Добро и зло суть сообщительны.
Истощавая же себя на пользу других, можно ли когда подумать и о пользе своей? нет! довольно для тебя, ежели оные две должности исполнишь; то есть, прославлять Бога и пользовать других. В сем самом и твоя существенная польза заключается. Уже Ангел ты, и в раю. Все царствие Божие, по Евангелию, тогда внутрь тебя есть (Лук. гл. 17, ст. 21).
Ежели же ты делами своими славу Божию помрачаешь,
и вреден для других; тогда ты прямо ниже человек: кольми паче доброму Ангелу
не подобен. Таковый тогда уже есть нечистый дух, дух несчастливый, ищущий
для себя утешения в соблазне других. Но мы не престанем никогда молить Господа
Ангелов и человеков, чтоб даровав нам естество Ангельскому подобное, даровал
нам быть им подражателями в жизни сей; а в будущей удостоиться взойти в собор
их, и вкупе с ними прославлять Его во веки веков. Аминь.
Говорено в Архангельском соборе 1785
года
Ноября 8 дня.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра