Творим мы днесь воспоминание бывших во отечестве
нашем несчастий, и избавления от оных. Были дни бурные; и возсияло потом благополучное
ведро. Были мы близ всеконечнаго падения: но внезапу открылась измена десницы
Вышняго. Слезы пременились в радость, и сетование в торжество. Пред сим жертвенником
Господним, пред коим предки наши произносили воздыхания и плачевные вопли; принесем
мы потомки их пред тем же жертвенником усердное благодарение и составим торжество,
во гласе радования и исповедания. Наказуя наказа ны Господь; смерти же
не предаде нас (Псал. 117, ст. 18).
Принесем же благодарение Господу располагающему
судьбы и государств и людей, не за одно токмо Его помилование; но и за самое
Его нас наказание: не за одни токмо наступившые благополучные дни, но и за самое
несчастие. Равно и тем и другим Он нам благодетельствует. Егоже любит Господь,
наказует; биет же всякаго сына, егоже приемлет (Евр. гл. 12, ст. 6). После
мрачныя ночи возсиявает светлый день: и по бури наступает радостное ведро. Сии
действия кажутся между собою быть противны: но премудрым провидением они соединены.
Одно содействует другому; хотя и кажется нам, что одно другим разрушается. Все
находится в союзе порядка Божияго, и не попустит верховный дому Владыка быть
какомулибо разстройству во граде Своем. Изъясним мы сию материю обстоятельнее:
откроем, что бедствия и несчастия служат к пользе нашей; ежели токмо мы
оными пользоваться захотим: сие должно нас научить терпению и благодушию, столь
нужным для спокойствия нашего добродетелям.
Бедствия суть различныя: одни изтекают из естественнаго
порядка: другия из свойства нравов наших. Прежде скажем мы о первых;
а потом о вторых. Бедствия из естественнаго порядка изтекающыя суть такие случаи,
которые бывают не по нашему желанию. На пример, мы бы желали ведра: а напротив
бывает ненастье. Мы бы желали, чтоб всегда наслаждаться благоразстворением весны:
но вместо того наступает жестокая и досадная зима. Негде написано; что земледелец
сеет со слезами, а с радостию пожинает (Псал. 125, ст. 5). Но
почто ему плакать? не естьли сие действие естественное, чтоб наперед сеять семена;
и потом уже чрез немалое время собирать плод? однако он плачет. Что сему притчиною?
нетерпеливость. Нам по самолюбию желается, чтоб тотчас то было, чегоб мы
ни пожелали. И так сия нетерпеливость производит в нас скуку, досаду и роптание.
Но надлежит ли уже по сему разрушиться порядку Божиему? Нет! Всяк человек
суете уподобися (Псал. 143, ст. 4); глагол же Божий пребывает во веки
(1 Петр. гл. 1, ст. 25).
Почто, человече! столь высокомудрствуешь, что желаешь мыслить и желать, дабы и самые премудрые Божеские законы зависели от твоей непостоянной воли. Бойся и страшись. Ничем бы Вышний не мог ужаснее тебя наказать, как естьлиб всему попустил быть по воле твоей. Воздаждь благодарение премудрому Провидению, что Оно на себя восприяло попечение о благополучии твоем; а не поручило онаго твоей слабости.
Нет! те случаи, которые бывают не по нашему желанию,
и которые мы иногда называем бедствиями, суть бедствия токмо по нашему мечтанию,
по нашей нетерпеливости; и потому они суть бедствия только мнимыя; а
в самой вещи суть порядок, суть настоящее
наше и общее благо; и иначе тому быть не можно и не должно.
Неприятные те случаи чтоб нас не оскорбляли, переменим мы мысли свои. Подчиним их порядку закона Божияго: внутренно уверим себя, что всеблагий мира Правитель все устрояет к лучшему, и что естьлиб все случалось по нашему воображению и желанию, тобы все разстроилось; и тогда-то прямо постигли бы нас все бедствия. При таковом нашем уверении и расположении, мы останемся спокойны. Наша мысль и воля будут тогда сообразны Уму вечному и Воли всесовершенной.
Что же в таком случае может смутить нас? будет ли
уже нас безпокоить нетерпеливость? никак? ее уже не будет. Нетерпеливость бывает,
когда мы думаем и желаем чемунибудь тогда-то и таким-то образом быть: однако
того так не бывает. Но когда мы думаем и желаем чемунибудь быть тогда и таким
образом, когда и каким образом тому быть полагает и хощет премудрый Правитель
мира, то уже изчезнет в нас и нетерпеливость: и мысль и дух успокоятся.
Да будет воля Его, яко на небеси и на земли: да будет, не яко же мы хощем; но
яко же Он. Сие есть свойственно разумному сыну и послушному рабу. Любящым
Бога вся споспешествуют во благое (Рим. гл. 8, ст. 28).
И сие сказано нами о бедствиях изтекающих из порядка естественнаго, кои бедствия суть только мнимыя, и такими они бывают по одной нашей нетерпеливости и неразумию.
Теперь скажем о бедствиях изтекающих из свойства
нравов наших. Сии бедствия от прежних суть совсем различныя, и многообразныя.
Но мы только скажем о двух; внутренних, то есть, и сторонних.
Сторонния бедствия, кои нам приключаются от других; но так, что или мы сами
к тому подали случай и притчину; или без всякой от нас к тому поданной притчины
и случая. Бедствия наши с стороны, на кои мы от себя никакой не подали ни притчины
ни случая, по истинной Философии и Евангельскому духу суть бедствия только
мнимыя. Ибо с стороны ничем нас никто, ни самый неприязненный дух, вредить
не может, разве только по одной наружности: на пример отнятием имения, поражением
тела, и лишением других выгод жизни сея. Но таковыя бедствия не суть прямыя
бедствия. Прямое наше бедствие и истинный вред есть, когда душа опорочена, когда
совесть нарушена, когда воля превращенна, когда отнята невинность. Но когда
все сие есть цело и ни мало ненарушимо; то как человек может назваться несчастливым
и бедствующим? Положим, что ты беден и всех телесных выгод лишен; но когда ты
невинен, непорочен, свят, праведен, любимец Божий, друг Ангелов; в таком блаженном
состоянии может ли тебя какое смутить безпокойство? дерзнет ли кто из безразсудных
почесть тебя несчастливым? Нерон и Ирод пируют и веселятся: Иоанн и Павел в
темнице и усекаются. Но кто не только из Христиан, но и из
просвещенных
естественно, пожелает, чтоб Иоанн был на месте Ирода; а Павел на месте Нерона?
Но и самые те выгоды, скажет кто, более принадлежат добродетельному человеку; нежели таковым, каков был Ирод и Нерон. Никак! Непорочности и добродетели выгоды и удовольствия должны быть вопервых, внутренния, душевныя: второе, неотъемлемыя и вечныя. Но выгоды развращенных людей суть только наружныя; а притом преходящыя и изчезающыя. Почему и не заслуживают они быть наградою добродетели и непорочности, которыя суть свойственны душе и принадлежат к вечности. И так бедствия, от других нам приключающияся, коим мы с своей стороны никакой не подали ни притчины ни случая, суть бедствия мнимыя, и удобно сносятся при честности и непорочности души и при благодати Божией.
Но те бедствия, коим мы сами подали притчину и случай,
суть прямыя бедствия и несчастия наши, хотяб они были и наружныя. Не
для того, чтоб бедствия наружныя могли быть прямо бедствиями; но для того,
что притчина их и случай есть внутренний. На пример, ты обидел другаго; и он
будучи тем раздражен, лишил тебя или имения или чести, или повредил тело твое.
Не в лишении твоего имения, или чести, или в повреждении тела, состоит прямое
бедствие твое: но в том, что другому ты нанес обиду. Чрез сие уже ты причинил
себе величайшее бедствие, хотяб от обиженнаго и ничего тебе не воспоследовало.
Ибо нарушил Божий закон, разстроил ты естественный порядок души, лишил себя
удовольствия совести и благодати Божия. Вот прямое бедствие! пусть бы в сем
положении весь мир тебя ублажал; но когда Бог тобою раздражен, когда ты сам
на себя возстал, то какое уже есть твое счастие? погубил ли ты уже и совесть,
что она тебя не угрызает, и ни мало не беспокоит; тем ужаснее твое состояние.
Ты уже не человек: ты нечто преобратившееся в чудовище нечувственное и из порядка
вещей изверженное.
И так прямыя бедствия суть душевныя и внутренния.
Они суть грехи и беззакония. Они суть не только сами в себе истинныя бедствия;
но они же и все другия бедствия причиняют. Изжени из мира беззакония и пороки;
не будет неправды и злодеяния; а потому и бедствий наружных.
Однако и в сем признаем благодетельное и милостивое
действие Промысла Божия. Знает Он, что грехи ввергают нас в нещастие. Не хощет
Он никому погибнути. Яко человеколюбивый врачует сию нашу тяжкую болезнь. Чем?
тем самым, чем Он нас наказывает. Грех, яко Ехидна, раждает бедствие, яко злое
изчадие: но сие самое изчадие злое мать свою пожирает. То есть, по действию
премудрости Божия; бедствия происходящыя от греха, ежели их мы понесем терпеливо
и чрез то возчувствуем во грехе раскаяние, грех истребляют. Почему сего токмо
да боимся и страшимся несчастия: то и другия бедствия нас прейдут. Ежели же
бы Бог по неиспытанным судьбам Своим и благоволил ими посетить нас;
но Он же нам и прибежище и сила, помощник в скорбех обретших ны зело
(Псал. 45, ст. 2). Аминь.
Говорено в Казанском соборе Октября
22
дня 1785 года.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра