Взошедши мы в сей священный дом, так, как некогда
Господь Иисус в дом Марфы, жены гостеприимныя и услужливыя, тотчас слышим, что
оглашает нас сей глас Евангельский: блажени слышащии слово Божие (Лук.
гл. 11, ст. 28). И ежели Иисус Христос при самом учрежденном Марфою пире желал,
чтоб пир тот был услаждаемь, не пустословием, как у нас обыкновенно в пирах
бывает, но беседою слова Божия; коль ми паче в сем святом месте, пред лицем
сея священныя трапезы, прилично и должно сей духовный пир растворить и усладить
разглагольствием и поучением слова Божия.
Но длячего устрояется и предлагается телесный обед? не для того ли, чтоб мы утолив свой глад и насытившись, подкрепили свои изнемогшия силы, и чрез то продолжали бы свою жизнь в здравии и крепости? изрядно! но что, естьлиб мы различных пищей сколько ни представляли; а угощаемые никогда бы не были от них сыты; не суетно ли бы было таковое угощение, и не напрасно ли бы весь кошт пропадал? да и странноб сие было и посмеяния достойно, естьлиб всякий день предлагаем был обед и довольная пища, но никто бы насыщения от того не получал; а все бы истаявали гладом.
Теперь вопрошаю; почто предлагается духовная слова
Божия трапеза? не для того ли, чтоб мы оною насытившись, подкрепили свои душевныя
силы, и сохранили бы души своея жизнь в здравии и крепости? изрядно! но что,
естьли сия духовная пища нам сколько ни предлагается; однако душа наша при
всем том не только гладною, но и почти мертвою оставалася бы, не тщетное ли
бы было таковое учреждение, и не напрасная ли труда и времени трата? Что? естьлиб
на кого из нас пало оное страшное Апостольское слово: Всегда учащеся, и николи
же в разум истинны приити могущия (2 Тим. гл. 3, ст. 7): почто бы на таковаго
всегдашний истощевать труд учительства? Царство Божие состоит не в словеси;
но в силе (1 Кор. гл. 4, ст. 20). Тогда пища слова Божия не всуе изнуряется;
когда ею человек насыщается. Питание ею составляет души нашея жизнь. Жива же
она есть тогда, когда просвещенна, благочестива, честна, добродетельна. Почему
тогда и учительство сие духовное есть действительно и похвально, когда человек
поучаяся оному становится лучшим. Сие и ученика пользует и творит блаженным,
и учителя в труде его ободряет.
Что бо, скажи мне, естьли бы отрок всегда ходил
во училище, но никакова бы в науках не оказывал успеха; не тщетны ли бы были
и ученика всегдашнее в училище хождение и учителев труд? Мы всегда слышим наставления
и Евангельския, и Апостольския, и Пророческия, и пастырей церьковных поучения,
но нравы наши всегда суть одни и теже. Каковым мы служим страстям, какою худою
заражены привычкою, каковыми лестными пленилися пороками, всегда они остаются
теже; и слышанием слова Божия не исправляются. Слушаем мы поучения духовныя,
и кажется со вниманием; да и похваляем оныя; а иногда может быть внутренно ими
и услажда
емся; но вышед за порог церьковный, тотчас все то забываем, или
нерадим о том, и за прежния свои дела принимаемся; так какбы все церьковныя
наставления были только один обряд, и правилом наших в жизни поступок быть не
годилися. Следовательно, когда мы поучения духовныя не только не отвергаем,
но и похваляем, и внутренно ими услаждаемся; а творим совсем иное и тому противное;
то уже поступаем мы противу совести. Нет, мои слушатели! похвально есть слышание
слова Божия, и блаженными Евангелие таковых слушателей называет; но с тем, когда
они по тому и поступают: блажени слышащии слово Божие и творящии его.
Но какое же бы сему было препятствие? что бы было такое, которое нас сколь удобно к слушанию поучений духовных побуждает; столько не меньше от исполнения оных отводит? Сие достойно и вашего и моего внимания, дабы во оное взойти обстоятельнее, и узнав таковыя препятствия, сколько можно, уменьшить оныя.
Две для нас школы: одна мирская, другая духовная.
В мирской учителем есть мир: в духовной учителем есть Иисус Христос. Мирской
школы правилами суть мудрования мирския: духовной правилом есть Евангелие. Мирской
школы правила преподаются везде, и в домах, и на торжищах, и на зрелищах, и
в пированиях, и в гуляниях, и во всяком обращении и обхождении. Духовной
школы правило во всех тех местах и случаях едва имеет место: везде там оно или
не приемлется; или приемлется, но с холодностию и неприятностию. А только оно
находит себе убежище в сих храмах священных, и как бы сжато и стеснено во едином
сем месте.
Вот уже по единому сему судите, что правила и наука мирская сильнее в нас могут углубиться, и больше могут в нас оказать своего успеха, нежели правила и наука духовная. Ибо мы правила мирския везде, на всяком месте, и при всяком случае, и всегда, во всякое время и от всех слышать можем: а правила духовныя только почти в едином сем месте; да и то не всегда, и очень не часто, поелику не очень учащаем приходить в сии училища духовныя; да и не от всех; поелику и сами учители не все имеют дар учительства.
Но пусть так! пусть бы правила мирския везде и во
всяком месте и от всех были разглашаемы: но толькоб они правилам Евангельским
были не противны. Тогда бы было все одно: во храмах ли или на торжищах,
но слышать одну истинну, равно было бы полезно и спасительно. Тогда бы и домы
таковыя можно назвать церьквами, и торжища местами благословенными. Но
ах! нет, нет! правила мирския и правила Евангельския по большей части не только
между собою не согласны, но и друг другу противны. Что одно созидает; другое
то разоряет: что в одном есть похвально; в другом то порицания и посмеяния достойно.
Что в одном почитается полезным; в другом тоже вредным и пагубным. Разделились
мир и Евангелие. Мудрость мира сего, говорит истинна Божия, мудрость
мира сего вражда есть на Бога (Рим. гл. 8, ст. 7). О! сколь есть трудно,
чтоб одно с другим согласить, или одно другому покорить.
Евангелие учит быть искренним, быть откровенным:
будите цели, то есть, чисты, яко голубие (Матф. гл. 10, ст. 16).
Мир учит лукавствовать, льстить и обманывать. Евангелие не советует кидаться
на прибытки; а поручать себя промыслу Божию и малым быть довольну. Мир внушает,
чтоб корысть искать всяким образом, и тогда почитать себя счастливым, когда
собрано богатство много на лета долга. Евангелие желает нам быть целомудренным,
и хранить или девство непорочно, или ложе супружеское верно. Мир велит нам следовать
чувствам, и препровождать время во всяком роде веселий, говоря: насладимся настоящих
благ (Прем. гл. 2, ст. 6): не упустим младости лет: ибо после смерти или ничего
не будет; или что будет, не известно. Евангелие запрещает нам быть тщеславными
и честолюбивыми: а поставлять честь в честности, и славу в непорочном, но в
кротком звания своего прохождении. Мир таковое наставление почитает малостию
духа: а честь и славу поставляет в громком имени своего провозглашении, и в
унижении и покорении равных себе. Евангелие советует нам более помышлять о вечности,
и о будущей жизни
праведных; а потому к миру себя не привязывать: но почитать
его временным путем, а самого себя прохожим, поспешая к небесному отечеству.
Мир толкует таковое учение в худую сторону, акибы оно было вымыслом задумчивых
голов; и к настоящему только себя привязывает; а о будущем или не думает, или
нерадит. Таковыя и подобныя между собою не согласныя и противныя правила возможно
ли кому и когда согласить? Поистинне мудрость мира сего вражда есть на Бога!
ибо закону Божию не покаряется: ниже бо может (Рим. гл. 8, ст. 7).
Две сестры в нынешнем Евангелии поминаемыя, Марфа
и Мария, некоторый тому нам сами собою подают пример. Одна оставив все, внимательно
слух свой к единому обратила слова Божия слушанию. Другая, о том нерадя, единственно
прилежала о устроении вкуснаго пира. Но пусть бы так! и таковая ея услуга не
совсем была не похвальна. Но почто же бы ей еще и роптать на сестру свою,
и осуждать, акибы она тщетным и неполезным делом занимала себя.
Теперь, все сказанное нами разсудив, подумайте, можно ли ожидать от Евангельскаго учения настоящаго успеха? особливо, что мирское учение для чувств есть лестно и приятно: а Евангельское, оным противно. Мирское учение обыкновенно витийством слов и сладостию речи бывает умащенно. А Евангелие, без всякаго притвору, истинну свою предлагает в простоте слова. Мирское учение обещает выгоды настоящие, и скоро оные как в самые руки влагает. А Евангельское, хотя несумнительно обнадеживает, но одним будущим, и то не на земли, а на небеси: что для слабости человеческой не столь бывает привлекательно.
Но хотяб в чьем сердце учение здесь преподаваемое
и воздействовало благополучно; но вышед из церькви, и тотчас взошедши в великую
мирскую школу, все то позабыть или потерять принуждается: так как малый поток
влиявшись
в море, оным поглощается. О печальное духовнаго училища состояние! или паче,
о несчастливы человеки! Ибо сколькоб мы мало ни успевали в учении духовном,
но слово Божие всегда есть и будет непреложно и свято; и церьковь Христова благословенна:
а несчастливы мы, что сидя при свете, окруженны темнотою; и находясь при источнике
воды живыя, от жажды истаеваем.
Почему, ежели мы истинное свое счастие понимаем, и не пренебрегаем оное, остается нам меньше слушать правил мирских; меньше ходить в школу мирскую. Но куды от нея удалиться? Она везде за нами ходит. Святый Антоний видел весь мир запутанный сетьми людей уловляющими, и в горести возопил: Господи! кто сетей сих избежати может (В чет. мин. 17 Генв.).
Можем избежать, ежели сие духовное училище чаще
посещати будем: ежели более будем уединяться в самих себя, в совесть свою; а
паче, ежели
будем неослабно прибегать под покров Всемогущаго, и с Ним единым, чистотою души
ближе соединяться. Он силен сотворить, дабы семя Его слова на наших сердцах
падшее, не оставалося безплодно. Аминь.
Говорено в Новодевичьем монастыре
Июля
28 дня 1785 года.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра