Один Римский древний стихотворец писал книги преображений; но преображений странных. Изъяснил он в них витийственным слогом, что будто боги некоторых людей за преступления и злодеяния преображали в зверей, в птиц, в камни и другие вещи неодушевленные. Сей стихотворческий вымысел хотя сам собою совсем есть ложный; однако некоторое истинны основание в себе заключает. Ибо подлинно люди грешные и беззаконные более похожи на животных безсловесных, нежели на человеков по образу Божию созданных. Не для того, акибы их человеческий вид переменялся в вид скотов; но что внутренния их склонности и расположения мало чем различествуют от расположения скотскаго. Ибо иной хищением и грабительством, есть яко волк; иной нечистотою, яко свиния; другой грызением ближняго, яко пес; иной лукавством, яко лисица, и тому подобное.
Таковое человеческое состояние как есть весьма удалено от своего начала, то и следует, чтоб человеку или совсем не быть, [ибо зачем ему быть когда остается в нем один человеческий вид?] Или следует ему в прежний свой преображену быть образ. В таковом развратном состоянии узрев Зиждитель рук Своих создание, пишется, яко раскаялся, что и создал человека (Быт. гл. 6, ст. 6).
Но как более в нем есть человеколюбия и милосердия, нежели правосудной строгости, то се зрим днесь славное наше преображение. Наше, говорю: ибо Господь преобразился не для того, акибы Он в том Сам для Себя нужду имел; никак! Он естественно есть сияние славы Божия и образ ипостаси Его (Евр. гл. 1, ст. 3). Он всегда пребывает во светлостех святых. Преобразился Он единственно в пользу нашу. Прежде словом учения; а напоследок и в самом деле сим Своим преображением пред очи наши представил, в каком виде нам должно быть и здесь, и в жизни будущей.
Таковое Его человеколюбиваго Божества достойное предприятие имело ли свой успех? Конечно должно сему быть в тех, кои призваны Им по предуведению. Не видимые ли и славные были сии Его преображения? Петр из рыбаря преобразился в богослова, и которой прежде боялся гласа рабынина, тот после пред всем собором Иудейским истинну свободно проповедует. Павел из гонителя преобразился в сосуда избраннаго провозвестить имя Христово пред языки и цари. Мытарь преобразуется в человека праведнейшаго. Разбойник на кресте богословствует: блудница преобразуется в деву чистейшую. Все народы из неверия, из грубости, из ослепления, преобразуются в благочестие, в благонравие, и в сияние небесное.
О сем разсуждая святый Златоуст, так восклицает: «О новаго и чуднаго вещей пременения! Излиялась обильная благодать Святаго Духа, и весь круг всего мира небом нам сотворила; не естество пременив, но произволение исправив. Ибо обрела мытаря, и Евангелистом сотворила: обрела гонителя, и Апостолом представила: обрела разбойника, и в рай ввела: обрела блудницу, и к девам присовокупила: обрела волхвов, и благовестниками их устроила. Отгнала злобу, и ввела добродетель; изгнала насилие, и свободу привела: оставила долг и отпустила, и принесла милость Божию; и потому земля небом стала. Изначала, или паче реку, во юности церкви, цари были злочестивые, князи безумны, люди в нестроении, повеления судей повсюду издавалися: жертвенники возжигалися бесам, дым и смрад злый, и самый осквернял воздух, земля кровию обагрялася, бесы свирепствовали, диавол начальствовал, отец отрицался сына; сын паки не почитал отца. Поистинне мир исполнен безбожия был: ныне же не токмо грады благочестием и верою Христовою цветут, но и пустыня именем Христовым славится». Доселе Златоустовы слова.
Мы внимая сим словам, не видим ли, сколь великое и славное было действие преображения Господня.
Я здесь за нужное почитаю приметить и то, что некоторые и прежние и нынешние суемудренные философы, когда дерзают злобным духом опровергать истинну Христианскую, но впротчем они о Боге и свойствах Его не худое делают разсуждение. Каковым разсуждением по справедливости не иному чему они одолжены, как тойже самой истинне Христианской, которую гонят, и силясь опровергнуть ея храм, еяже златою утварию неправедно себя украшают. Ибо бывшие прежде пришествия Христова философы о Боге, о свойствах Его, о создании мира, о промысле, столь странныя и безумныя издавали писания, что ныне и младенцы тому посмеялися бы; да и самые нынешние, впротчем их защитники философы, стыдятся их несмысленныя присвоить себе догматы. Столь сильно есть преображение Господне, что и в самых истинны противниках некоторые его следы остаются.
Но мы обратимся лучше к нам самим: к нам говорю, и почитающим и покланяющимся преображению Спасителеву. Прежде всего надлежит нам испытать силу его в самих себе. Ибо се слышим, что к некоторому нашея о преображении радости умалению, возглашает во уши наши первоверьховный Апостол: Не преобразуйтеся прежними неведения вашего похотении; но по звавшему вы святому, и сами святи во всем житии будите (1 Петр. гл. 1, ст. 14). Всякое Апостолькое слово содержит в себе особливую силу. Не преобразуйтеся, говорит: а сие означает, что мы и преобразившися чрез крещение в новаго человека, паки можем на себя принять прежний скаредный беззаконнаго человека вид. Прежними, говорит, похотении: тоесть не столь де, удивительно, что естественный совести глас не истреблял в вас страстей: то удивительно и нестерпимо, ежели и при помощи вседействующия благодати столько же в вас страсти действуют. Называет Апостол те похотения, похотенияминеведения тоесть, пусть, де, что тогда в неверии вами пороки обладали: понеже вы еще прямой истинны не созерцали: но теперь как можете извиниться неведением, когда вам истинна столь явственно открыта? Прибавляет Апостол: но по звавшему вы святому, и сами святи будите. А сие означает, что не удивительно, де, было язычникам следовать страстям своим: ибо они таковых богов почитали, коим явно все страсти приписывали; яко то были их боги и прелюбодеи, и тати, и лгали и обманывали, и волшебствовали, и друг с другом вражды и войны имели. Почему нимало нестранно было, людям в таковыя впадать злодеяния, коих примеры находили они в самых своих богах.
Но вы Христиане призваны Богом святейшим. Он свет есть, и тьмы несть в нем ни единыя. Непорочен, преблаг, преправеден, человеколюбив и милостив, единою добродетели жертвою и желает и требует почитаемь быть. Не преобразуйтеся прежними неведения вашего похотении; но по звавшему вы святому, и сами святи во всем житии будите.
Подлинно, братия мои! не столь досадно смотреть, когда одежда малоценная и ветхая в грязь брошена. Но то жалостно и нестерпимо, когда риза многоценная и светлоблистательная ногами в грязи попирается. На преобразившемся Господе ризыбыша белы, яко снег (Марк. гл. 9, ст. 3). Сею чистейшею ризою облек он нас в крещении и славно преобразил. Должны хранить чистоту ризы сея, дабы нам паки из славнаго преображения не перемениться в другое безчестное. Лице Господа преобразившагося возсияло, яко солнце (Матф. гл. 17, ст. 2). Хощем ли мы и сей славы достигнуть, каковой никогда цари земные не имели, и иметь не могли. Вот и сие нам обещано: тогда праведницы просветятся, яко солнце в царствии Отца их (Матф. гл. 13, ст. 43).
Но чтоб сего удостоиться нам преображения, надобно здешнее Евангельскою благодатию доставленное преображение хранить со всевозможною осторожностию и тщанием; и тако благонадежно пойдем мы из благодати в благодать, и от славы в славу. Аминь.
Говорено 1783 года Августа 6 дня, в Успенском соборе по литургии.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра