Один Римский древний стихотворец писал книги преображений;
но преображений странных. Изъяснил он в них витийственным слогом, что будто
боги некоторых людей за преступления и злодеяния преображали в зверей, в птиц,
в камни и другие вещи неодушевленные. Сей стихотворческий вымысел хотя сам собою
совсем есть ложный; однако некоторое истинны основание в себе заключает. Ибо
подлинно люди грешные и беззаконные более похожи на животных безсловесных, нежели
на человеков по образу Божию созданных. Не для того, акибы их человеческий вид
переменялся в вид скотов; но что внутренния их склонности и расположения мало
чем различествуют
от расположения скотскаго. Ибо иной хищением и грабительством, есть яко волк;
иной нечистотою, яко свиния; другой грызением ближняго, яко пес; иной лукавством,
яко лисица, и тому подобное.
Таковое человеческое состояние как есть весьма удалено от своего начала, то и следует, чтоб человеку или совсем не быть, [ибо зачем ему быть когда остается в нем один человеческий вид?] Или следует ему в прежний свой преображену быть образ. В таковом развратном состоянии узрев Зиждитель рук Своих создание, пишется, яко раскаялся, что и создал человека (Быт. гл. 6, ст. 6).
Но как более в нем есть человеколюбия и милосердия,
нежели правосудной строгости, то се зрим днесь славное наше преображение.
Наше, говорю: ибо Господь преобразился не для того, акибы Он в том Сам для Себя
нужду имел; никак! Он естественно есть сияние славы Божия и образ ипостаси
Его (Евр. гл. 1, ст. 3). Он всегда пребывает во светлостех святых. Преобразился
Он единственно в пользу нашу. Прежде словом учения; а напоследок и в самом деле
сим Своим преображением пред очи наши
представил, в каком виде нам должно быть и здесь, и в жизни будущей.
Таковое Его человеколюбиваго Божества достойное предприятие имело ли свой успех? Конечно должно сему быть в тех, кои призваны Им по предуведению. Не видимые ли и славные были сии Его преображения? Петр из рыбаря преобразился в богослова, и которой прежде боялся гласа рабынина, тот после пред всем собором Иудейским истинну свободно проповедует. Павел из гонителя преобразился в сосуда избраннаго провозвестить имя Христово пред языки и цари. Мытарь преобразуется в человека праведнейшаго. Разбойник на кресте богословствует: блудница преобразуется в деву чистейшую. Все народы из неверия, из грубости, из ослепления, преобразуются в благочестие, в благонравие, и в сияние небесное.
О сем разсуждая святый Златоуст, так восклицает:
«О новаго и чуднаго вещей пременения! Излиялась обильная благодать Святаго
Духа, и весь круг всего мира небом нам сотворила; не естество пременив, но произволение
исправив. Ибо обрела мытаря, и Евангелистом сотворила: обрела гонителя, и Апостолом
представила: обрела
разбойника, и в рай ввела: обрела блудницу, и к девам присовокупила: обрела
волхвов, и благовестниками их устроила. Отгнала злобу, и ввела добродетель;
изгнала насилие, и свободу привела: оставила долг и отпустила, и принесла милость
Божию; и потому земля небом стала. Изначала, или паче реку, во юности церкви,
цари были злочестивые, князи безумны, люди в нестроении, повеления судей повсюду
издавалися: жертвенники возжигалися бесам, дым и смрад злый, и самый осквернял
воздух, земля кровию обагрялася, бесы свирепствовали, диавол начальствовал,
отец отрицался сына; сын паки не почитал отца. Поистинне мир исполнен безбожия
был: ныне же не токмо грады благочестием и верою Христовою цветут, но и пустыня
именем Христовым славится». Доселе Златоустовы слова.
Мы внимая сим словам, не видим ли, сколь великое и славное было действие преображения Господня.
Я здесь за нужное почитаю приметить и то, что некоторые
и прежние и нынешние суемудренные философы, когда дерзают злобным духом опровергать
истинну Христианскую, но впротчем они о Боге
и свойствах Его не худое делают разсуждение. Каковым разсуждением по справедливости
не иному чему они одолжены, как тойже самой истинне Христианской, которую гонят,
и силясь опровергнуть ея храм, еяже златою утварию неправедно себя украшают.
Ибо бывшие прежде пришествия Христова философы о Боге, о свойствах Его, о создании
мира, о промысле, столь странныя и безумныя издавали писания, что ныне и младенцы
тому посмеялися бы; да и самые нынешние, впротчем их защитники философы, стыдятся
их несмысленныя присвоить себе догматы. Столь сильно есть преображение Господне,
что и в самых истинны противниках некоторые его следы остаются.
Но мы обратимся лучше к нам самим: к нам говорю,
и почитающим и покланяющимся преображению Спасителеву. Прежде всего надлежит
нам испытать силу его в самих себе. Ибо се слышим, что к некоторому нашея о
преображении радости умалению, возглашает во уши наши первоверьховный Апостол:
Не преобразуйтеся прежними неведения вашего похотении; но по звавшему вы
святому, и сами святи во всем житии будите (1 Петр. гл. 1, ст. 14). Всякое
Апостолькое слово содержит
в себе особливую силу. Не преобразуйтеся, говорит: а сие означает, что
мы и преобразившися чрез крещение в новаго человека, паки можем на себя принять
прежний скаредный беззаконнаго человека вид. Прежними, говорит, похотении:
тоесть не столь де, удивительно, что естественный совести глас не истреблял
в вас страстей: то удивительно и нестерпимо, ежели и при помощи вседействующия
благодати столько же в вас страсти действуют. Называет Апостол те похотения,
похотенияминеведения тоесть, пусть, де, что тогда в неверии вами
пороки обладали: понеже вы еще прямой истинны не созерцали: но теперь как можете
извиниться неведением, когда вам истинна столь явственно открыта? Прибавляет
Апостол: но по звавшему вы святому, и сами святи будите. А сие означает,
что не удивительно, де, было язычникам следовать страстям своим: ибо они таковых
богов почитали, коим явно все страсти приписывали; яко то были их боги и прелюбодеи,
и тати, и лгали и обманывали, и волшебствовали, и друг с другом вражды и войны
имели. Почему нимало нестранно было, людям в таковыя впадать злодеяния, коих
приме
ры
находили они в самых своих богах.
Но вы Христиане призваны Богом святейшим. Он свет есть, и тьмы несть в нем ни единыя. Непорочен, преблаг, преправеден, человеколюбив и милостив, единою добродетели жертвою и желает и требует почитаемь быть. Не преобразуйтеся прежними неведения вашего похотении; но по звавшему вы святому, и сами святи во всем житии будите.
Подлинно, братия мои! не столь досадно смотреть,
когда одежда малоценная и ветхая в грязь брошена. Но то жалостно и нестерпимо,
когда риза многоценная и светлоблистательная ногами в грязи попирается. На преобразившемся
Господе ризыбыша белы, яко снег (Марк. гл. 9, ст. 3). Сею чистейшею
ризою облек он нас в крещении и славно преобразил. Должны хранить чистоту ризы
сея, дабы нам паки из славнаго преображения не перемениться в другое безчестное.
Лице Господа преобразившагося возсияло, яко солнце (Матф. гл. 17, ст.
2). Хощем ли мы и сей славы достигнуть, каковой никогда цари земные не имели,
и иметь не могли. Вот и сие нам обещано: тогда праведницы просветятся,
яко солнце в царствии Отца их (Матф. гл. 13, ст. 43).
Но чтоб сего удостоиться нам преображения, надобно здешнее Евангельскою благодатию доставленное преображение хранить со всевозможною осторожностию и тщанием; и тако благонадежно пойдем мы из благодати в благодать, и от славы в славу. Аминь.
Говорено 1783 года Августа 6 дня, в Успенском соборе по литургии.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра