Протекают времена, и се мы паки новый год начинаем! паки говорю: ибо уже не мало новых годов прешли мы: и те прешедшие годы для нас уже суть, яко состаревшиеся, или как бы они и не были. Почему в сравнении тех яко состаревшихся лет, сей ныне наступивший год, яко новый почитаем.
Но подлинно ли он есть новый? Все вещей течение проходит по тем же законам, и тем же образом, как и прежде. Солнце возсиявает и заходит: звезды с своею твердию движутся и светят на вселенную одинаким всегда образом. Положение воздуха, земли, воды, рождение животных и жизнь их, произведения растущих, и все протчее в тех же пределах и законах, каковые для них вышним Правителем от начала положены. Так почему же сей год есть новый? В разсуждении ли нас человеков? Но естьли то наших лет время назвать старостию, которое приближает нас к концу нашея жизни, то сей новый год, нашей новости несколько у нас уменшает; а придает нам несколько старости; поелику становит нас ближе к нашему последнему пределу. Новый год наступает; а мы становимся стары. Он возобновляет бытие вещей: а наше бытие становится ближе к уничтожению своему.
Ах! по сему ли он есть новый? Не должен ли он паче называться старым, яко старения нашего виновник? Не прешедшие ли паче годы, которые мы называем старыми, почитать надлежит новыми, поелику тогда лета наши были новее и в цветущей младости?
Но престанем обвинять годы. Они, коли по тонкому разсуждению сказать, ни стареются, ни обновляются. Ибо, как сказали мы, все течет по своим законам и пределам всегда неизменяемым образом. Вещи в мире подлинно рождением своим показывают некоторым образом новость: а приближение их к разрушению своему старость: но весь мир сими то самыми вещей движениями, переменами, тлениями; сим-то самым он и есть всегда нов, и в твердости своей неразрушимь.
А отсюда видим, что, естьли нас считать в союзе всего мира, то мы прямо ни стареемся, ни обновляемся. Ежели же нам разсуждать о самих себе особенно от других тварей, есть в нас новость или младость, есть и старость. Но сия наша младость и старость сами по себе отменнаго размышления не заслуживают. Ибо сами по себе ни младость не делает нас щастливыми; ни старость нещастливыми. И то и другое может для нас или полезно, или вредно быть по особенному духа нашего расположению. Младости разстройство не редко поправляет старость; а иногда старость бывает развратнее младости. Так есть нечто в нас другое, о чем мы прилежно размышлять одолжаемся. Есть в нас другаго рода младость; есть другаго рода старость; кои младость и старость телесную в добро или во зло обращают; и потому нас делают щастливыми или нещастливыми.
Слово Божие точно в нас находит два человека, и именует одного новым; а другаго ветхим. И сия новость и ветхость уже не таковы, чтоб мы то принимали без внимания и уважения. Ибо точно гласом Божиим нам предписывается, чтоб отложили мы ветхаго человека; и облеклися бы в человека новаго (Ефес. гл. 4, ст. 22).
Не надобно думать, чтоб из одного человека делал Апостол двух. Никак! а велит посмотреть на одного человека, но с двух сторон, тогда один человек представится в двух совсем несходных и противных видах. Посмотри, говорит, на человека, порабощеннаго страстями, отягощеннаго пороками, помраченнаго разумом, лишеннаго совести; каков он тебе с сей стороны покажется? Покажется ветхим: ибо вкоренившиеся в него страсти, суть на подобие в корень древа вползшаго червя, который нечувствительно внутренность точит, дерево подъядает, и наклоняет его к падению и тлению; но посмотри на человека, следующаго гласу Господню, хранящаго добродетель, просвещеннаго умом и чистаго совестию: каков он тебе с сей стороны покажется? Покажется новым: и таковым, каковым был создан первый человек в неповинности своей. Ибо нет в сем ничего, чтоб приводило человека к смущению, к печали, к болезни, к тлению, к нещастию. Но послушайте и самих Апостольских слов: отложите ветхаго человека, тлеющаго в похотех прелестных: облецытеся же в новаго человека созданнаго по Богу в правде и в преподобии истинны (Ефес. гл. 4, ст. 22). Вот прямая ветхость! Вот истинная новость!
Так должны мы искать другой Хронологии, или изчисления времени; другой от оной, которая в календарях означается: другова новаго года, кроме сего, который в сей день начинаем. Сия Хронология совсем иныя имеет правила для своего изчисления: положим, что ты имеешь пятьдесят или шестьдесят лет от рождения: но естьли ты от того времени доселе не просветил разума своего знанием закона Господня, и не утвердил сердце свое спокойствием непорочныя совести, то ты еще ни однажды своего новаго года не праздновал; все твои прешедшие лета были ветхи; вся твоя жизнь была самая ветхость, или была, аки ничто: изчезоша в суете дние твои (Псал. 77, ст. 33). Ибо еще ни единаго раза истинное солнце правды над главою твоею не возсиявало.
Начало бытия своего считаешь ты от того часа, в который произшел из утробы матерни. Но когда мы в беззакониях зачинаемся, и раждаемся во грехах, то еще не можем почитаться, чтоб тогда жить начинали. Божий глас вопиет, что человеки суть мертвы прегрешеньми (Ефес. гл. 2, ст. 1). Первый день, от котораго ты истинное бытие свое должен изчислять, есть тот, в который отродился ты духом (Иоан. гл. 3, ст. 6): в который омыт твой грех действием святаго крещения, и Дух Святый стал быть жизнию души твоея.
Паки после сего благодатнаго времени впал ты в пороки и предал себя стремлению греха; паки ты умер: паки или в смерьти вечной пребыть, или воскресать остается тебе. Когда благодать возбудит тебя от сего смертнаго сна; когда приидешь в раскаяние, и исправиши свою жизнь, тогда паки она возобновляется, и от сего времени паки начинай изчислять благословенныя лета жизни своея. Сей для тебя будет новый год: ибо возсияет над тобою новый свет незаходимый: новое для тебя торжество; время благоприятно день спасения.
Пример тому Евангелие показывает на блудном сыне. Удалившись он от отеческих недр, жил во отдаленной стране во всякой разпустности. После пришед в самого себя раскаялся, и положив твердое намерение добродетельнее жить, возвратился ко Отцу своему, и припад к его стопам просил помилования. Принял его чадолюбивый Отец и восторжествовал, радостным восклицая гласом: сей сын мой мертв бе, и оживе (Лук. гл. 15, ст. 24). Что ты говоришь, торжествующий старец! или излишество радости иное тебя говорить заставляет? Как, сын твой мертв был? Он был жив; он жил, да еще и жил во всяком удовольствии и веселостях. Нет! благоразумный отвечает старец; сей сын мой мертв бе, и оживе (Там же). Жизнь его была по наружности одной; а по внутренности был он мертв: жизнь его была не жизнь, но смерть. Ибо приводила его к тлению и к вечной смерти. От сего благословеннаго часа, в который пришел он в чувство и раскаяние, надлежит счислять начало его жизни, воскресения, и обновления. Сей Сын мой мертв бе, и оживе (Лук. гл. 15, ст. 24)! Вот новый год: год радости и торжества.
Новаго года, который мы изчисляем по течению солнца, дожидаемся чрез триста шестьдесят и пять дней; и не в нашей власти состоит ускорить его к нам прибытие. Но новый год духовный всякой день, всякой час начать, торжествовать и продолжать в нашей власти состоит. Помыслите о премудром и благом промысле Божием. Те годы, кои по течениям солнца и луны обращаются, и кои прямо не делают нас счастливыми или несщастливыми, оставил он единственно во власти своей: но годы те, от коих зависит прямая наша жизнь и спасение, предоставил он власти нашей. Можем мы их начинать и праздновать, когда только соизволяем.
Можем же и окружием солнечнаго года новый духовный год торжествовать. В нынешний например день или вчерашний с Божиею помощию исправил ты какой либо свой порок или страсть, ежели опять в следующий год, когда солнце дойдет до прежней своей точки, а ты достигнешь до того же исправления твоего дня, тогда истинный возвратится к тебе новый год, и одолжит тебя принести благодарение Вышнему, что Он тебе помог все течение солнечнаго года без того порока прожить; таковая твоя радость будет не только истинная, но и плодоносная. Ибо и на следующее время поможет тебе ходити во обновлении жизни.
Оставим верховному тварей Зиждителю и Промыслителю управлять временами, и течением солнца и звезд. Мы да наблюдаем свое течение всеприлежно, дабы в который день начали мы какое благое дело, до того же бы самого дня паки оное довести, не только без ослабления и без нарушения, но с приумножением силы и славы. Аминь.
Говорено в Успенском соборе.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра