Многим празднуем мы угодникам Божиим, которые святостию
жития и различными оказанными Церкви и роду человеческому заслугами достойны,
дабы всегда мы их прославляли и молитвенной их искали помощи. Но едвали кто
из Святых Божиих с толиким прославляется усердием, и с толикою верою призывается
на помощь, как Святитель Христов Николай. Какая бы тому была притчина? и все
Святыя предстоят престолу Господню, любят нас, и в подвиге спасения подать нам
руку помощи по благоволению Божию всегда готовы. Но к имени Святителя Николая
столь всех расположенно есть сердце, что, естьли токмо его воспомянуть, почитаем,
что уже некоторое мы в нуждах своих получили облегчение. Какая бы тому была
притчина? по мнению моему есть следующая. Все мы различными нуждами всегда отягощаемся:
многие несчастливые случаи отвсюду нас стречают. Сродно страждущему искать помощи,
и обремененному облегчения. При таковом нашем положении слышим мы из жития Святаго
Николая, что едвали кто, как он бедствующим и сущим в нуждах всегда готов был
в помощь. За неповинно осужденных вступался, по скудости в грех хотящих впадать
снабжал имением и отводил от греха, утопающих извлекал из смертоносныя бездны,
в полон от неприятеля захваченных освобождал и возвращал драгие залоги их родителям.
Наклонивших уже свои выи под усечение мечем оживотворял своим скорым и сильным
предстательством.
Сия мню есть притчина, что толиким отличным горим
мы к нему усердием. Да и притчина самая важная и справедливейшая. Ибо нет ничего
драгоценнее и любезнее, как человек благодетельствующий другим. Он есть подобен
Богу изливающему свои щедроты на все твари изобильно. Но сия же особенная
наша православных Россиан к святому мужу привязанность, и нам самим делает честь.
Ибо по сему судя, кажется, что и мы склонны к благодетельству и к несчастным
сердобольны. Ибо поверить бы кажется трудно, чтоб с одной стороны любили мы
благодетельнаго и милостиваго мужа; а с другой были бы сами жестокосерды и к
благодетельству несклонны. В таком случае должно нам тотчас представиться, что
подражающий Богу Святитель жестокосердым, а особливо еще других обижающим помощником
быть не восхощет и не может. Но да отвратит Господь от нас таковое несчастие,
чтоб угодники Божии помощию своею от нас удалилися. Так должны же и мы
подражая святым друг другу помогать и благодетельствовать.
Добро само собою есть общительно. Положим, что ты
счастлив, почтен и радостен. Тотчас желается тебе и счастие свое другим открыть,
и честию своею других очи удивить, и радость свою не вмещая в себе тотчас пересказать
другому. Естьлиб ты был один, счастие твое не столь бы тебя услаждало; честь
никакова бы не принесла тебе удовольствия,
радость во внутренности стесненная там как бы погасла. По чему счастие, честь
и радость не сами собою для нас усладительны, но когда имеем мы их кому сообщить.
Но для того ли ты другим их оказываешь, чтоб пред ними токмо повеличаться, и оказав свою пышность, в других произвести только или зависть, или негодование, или смущение? когда несчастливые увидев твое в счастии величание, больше узнают свое несчастие, и видев твое изобилие, больше узнают свои нужды и бедность; а чрез то возмут случай больше оплакивать свой злополучный жребий, и может быть будут роптать на Промысл; а тебя отяготят поношениями, что ты или того счастия не заслужил, или недостоин тем пользоваться. Для сего ли, говорю, будешь ты изъявлять пред другими свое счастие? о великое твое в сем будет заблуждение!
Добро, сказали мы, само собою есть общительно. Еще
счастие твое в тебе одном есть заключенно, когда ты оным по наружности только
величаешься пред другими, а самою вещию они в том не участвуют. Следовательно
и тебе самому, коли поистинне разсуждать, никакова
оно не приносит удовольствия. Представь себе древо плодоносное; тогда ли оно
лучше, когда показывает токмо красный вид плодов своих, но никто ими не пользуется;
или когда всякое животное в сладость ими насыщается? В первом случае оно тоже,
какбы было и безплодное, и токмо на посечение и сожжение годное: но в случае
другом оно зберегается, со тщанием обработывается, и едино воззрение на него
приносит удовольствие. Представь себе источник. Тогда ли он прямо заслуживает
честь свою естественную, когда ни чьей жажды не утоляет; или когда утомленных
жаром и жаждою прохлаждает и оживотворяет?
Бог украсил тебя дарами счастия, яко древо плодоносное: наполнен ты способностию и могуществом помогать другим, яко глубокий источник воды живыя. Будешь ли ты оныя скрывать в самом себе? Но на что? Ты тем докажешь, что напрасно оные тебе и даны; да и самого себя лишишь проистекающаго из них удовольствия. Ибо оно не может быть, когда дары щастия в тебе одном только закрыты и погребенны.
Видим мы, видим, что ты стремительно порываешься
щастие свое оказать
пред другими. Но естьли сие оказание состоит токмо в одном хвастовстве и величании,
тогда струя щастия твоего останавливается только на тебе, и далее не протекает.
Что тогда сей твой источник? Тоже, как бы его и не было, и достоин, чтоб был
закопан и заложен тяжким каменем.
Почто ты завидуешь сей златой своей струе протекать далее и напаевать смертных; или паче, почто ты сей дух жизни в себе самом умерщвляешь, и делаешь себя гробом заключающим в себе дух умерщвленный? Страшишься ли, дабы сия струя всеми пиемая, напоследок не оскудела, или не изсохла. Никак! воззри на естество источников. Они чем более протекают или изчерпываются, тем обильнее и чистее становятся.
Но хотяб ты и нерадел о других; то по крайней мере
не должен пренебрегать самого себя. Чем более ты щастие свое сообщишь другим;
тем более умножится собственное твое удовольствие. На других, щастием твоим
учинившихся щастливыми, когда воззришь ты, что тебе представится? Представится
тебе, что сии о щастии своем радующиеся люди суть как бы райския древа,
возрасшие от семян тобою посеянных: или паче представятся как чада рожденные
твоим человеколюбием, в коих начертан сияет образ твой отеческий и подобие.
Может ли что сравняться с сим сладчайшим и небесным удовольствием? Сирота тобою
воспитанный, бедный тобою снабденный, болезнующий тобою исцеленный, немощный
тобою защищенный, унывающий тобою возставленный, невежа тобою просвещенный,
не суть ли духовное и святое твое порождение, коим без постыждения можешь со
Апостолом сказать: Благодетельством аз вы родих (1 Кор. гл. 4, ст. 15).
И сие рождение пред телесным несравненно преимущественнее; и таковый благодетельный
муж есть вторый Авраам, и отец многих верующих (Рим. гл. 4, ст. 11).
Таков был празднуемый нами Святитель. Он был честию
духовною почтен, не имел недостатка в содержании; был телом здрав, духом спокоен:
чтож бы ему нужды было в других? Нет! он совсем тем почитал себя нещастливым,
естьлиб не учинил щастливыми других; или паче щастие свое поставлял в щастии
других. Был древо плодоносное, от негоже
питалися многие: был источник приснотекущий, имже напаевалися все жаждущие.
Достойно убо и праведно таковаго мужа имя мы со благоговением прославляем. Но я боюсь, чтоб как сей святейший муж воззрев на нас с высот небесных, не оскорблен был паче, нежели обрадован нашим его прославлением. Известно, что в лице коголибо словами хвалить; а делом ему тайный причинять вред, есть ласкательство, и честным людям противное, кольми паче, святым Божиим несносное и досадное. Благодетельствуем ли мы другим, защищаем ли ближняго честь, как собственную свою: истощаем ли имения не на роскошь; но на снабдение бедных? Обращаем ли честь и могущество, не на гордость и презрение, но на покровительство неповинных и беззаступных? Живем ли в том союзе любви, в каком прилично одного общества согражданам, и единыя Церкве членам.
О Святителю Божий! мы ведаем, что ты милосерд был
к нещастливым; но и строг к жестокосердым. Не испытывай нас в наших делах. Мы
для того-то и собрались в сей священный храм,
чтоб признать себя неисправными, и примером твоея добродетельныя жизни научиться,
чтоб хотя впредь лучше нам свою препровождать жизнь с помощию твоих святых молитв.
Аминь.
Говорено в Николаевском Греческом монастыре 1782 году, Декаб. 6 дня.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра