Мы на земле живущие не празднуем токмо соборы угодников Божиих, бывших обитателей сея же земли, и того же с нами бывших естества и немощей: не их токмо празднуем мы; но берем свободность и на небеса восходить, взирать на ангельские чистейшие духи, и их самих присоединять к нашим земным торжествам. Великий праздник и благородства человеческаго достойный! Мы телом к земле относимся: но безсмертным духом уравнены с Ангелами.
Подлинно таковое ревнование, особливо для Христианина
похвально, чтоб какбы не довольну быть одними празднованиями
великих людей, но возвышаться к тому, чтоб и самых Ангелов почитать принадлежащими
к нашему обществу, а нас к их соборам. Похвально говорю, таковое ревнование:
но потребно при том, чтоб мы и нравы и житие имели чистейшее: дабы святейшие
духи в нашем обществе быть не возгнушалися; и из своих соборов, нас, яко недостойных,
не изверглибы. Великое есть дело удостоиться быть участником в обществе добродетельных
людей: кольми паче быть участником в соборе Ангельском. Почему и заслуживает
разсуждение наше, чтоб узнать, как возможно жить нам в обществе здесь на
земли, дабы чрез то достигнуть быть нам участниками и святейшаго лика духов
предстоящих всегда престолу Господню.
Представьте себе человека, который бы жил один на
земле, или удален от всякаго сообщества с людьми, какия его будут обязательства?
Должен он будет Всемогущаго признавать, и призывать Его имя, на сохранение бытия
своего, и на помощь в нуждах своих. Притом будет обязан самим естеством пещись
о пропитании тела своего, и о сохранении духа своего в чистоте, дабы он
ни в чем его не зазирал и не безпокоил. Вот его какияб были обязательства! Но
никаковаб он обязательства не имел в разсуждении ближняго и относительно до
других. Ибо мы полагаем, чтоб никого на земле, кроме его, не было. Многих не
мог бы он иметь пороков; но притом многих не мог бы творить и добродетелей.
Завидовать ему былоб некому и не в чем: гневаться также не на кого: похищать
и обижать некого. Лукавить и хитрить не пред кем, и нужды нет. Лгать и клеветать
также. Ибо все сии и подобные пороки могут быть тогда, когда мы с другими соединены
обществом. Также и многие творить добродетели не имел бы он случая. Миловать
было бы некого: благодетельство какоелибо оказать некому: в правосудии защитить
и утесненнаго покровительствовать было бы не возможно. Открыть искренность своего
сердца и оказать доброжелательство, былоб некому: священными видимыми обрядами
свидетельствовать свою веру былоб не пред кем. Ибо все сии и подобные добродетели
имеют место тогда, когда мы с другими соединены обществом. В таком состоянии,
естьлиб был человек, не был бы он
прямо
ни добродетелен, ни порочен: не заслуживал бы может быть ни наказания ни награждения.
Но иное есть совсем положение человека, когда он соединен с другими подобными себе людьми, и состоит в обществе. Сей союз возлагает на него премного обязательств, коими он одолжен ближнему своему. При сих обязательствах тотчас оный глас Апостольский всю свою берет силу: Кийждо не себе да угождает, но ближнему во благое, якоже и Христос не Себе угоди; но якоже есть писано: Поношения поносящих Ти нападоша на мя (Рим. гл. 15, ст. 2 и 3).
Приметьте вы, что по сим обязательствам мало, чтоб
только угодить ближнему; но надобно, чтоб угождая ближнему, иногда самому себе
не угождать. Господь Иисус не Самому Себе угодил, когда поношения других на
Себя восприял. Великое есть дело уметь жить в обществе благоразумно и добродетельно!
Надобно некоторым образом вооружиться противу самого себя. Сей есть оный Крест,
который велит нам Евангелие взять и отрещись самого себя. Не есть сей крест,
когда мы удаляемся от общества, но когда входим во оное. Ибо крест
сей есть преодолеть страсти свои и почти естественные склонности. Но сие то
паче живущему в обществе и есть необходимо нужно. Раздражает ли кто, надобно
великодушно снести. Завидует ли кто, надобно или презреть без возмущения, или
умягчить зависть благодетельством. Клевещет ли кто, потребно принимать то без
уважения, и только что с большим напряжением проходить свой подвиг честности.
Обижает ли кто, надлежит благим побеждать злое. И сие потребно в разсуждении
оскорблений наносимых нам от других.
Но тот же подвиг предлежит нам и в должностях на
нас возлагаемых. Ибо находясь в обществе нельзя, чтоб и различныя не были нам
назначаемы должности. Заботы вопервых домашние, попечение о жене и детях, требуют
великаго духа, чтоб все то понести без отягощения. Судейское звание, чтоб всякие
жалобы терпеливо разобрать, и не уважить ни сильных лиц, ниже прельститься корыстию,
требует мужественной над самим собою победы. Воин в пользу отечества самою жизнию
жертвовать одолжается. Земледелец имеет нужду потом обливать свое лице, дабы
снискать
пропитание. Да и всякая должность имеет свои заботы, трудности, препятствия.
Их преодолеть, потребно всегдашнее изнурительное усилие.
Сверх всего того обязан человек живущий в обществе уметь и начальнику угодить, и соседа не раздражить, и всякаго уловить к себе в любовь, и каждому возможныя свои оказать услуги. Но все то вкратце словом Апостольским заключить: Кийждо не себе да угождает, но ближнему во благое: якоже и Христос не Себе угоди (Рим. гл. 15, ст. 2).
В таком состоя союзе надобно тебе иногда и от того
удержаться, чтоб само по себе, без отношения к другим, было бы безгрешно и непорочно.
Вся ми леть суть, вопиет Павел, но не вся на пользу (1 Кор. гл.
6, ст. 12). Иное слово, котороеб само в себе было смысленно, надобно удержать,
чтоб другому малосмысленному не подать случая к превратному толкованию или к
безпокойству. Иное дело, котороеб само в себе было безгрешно, надобно оставить,
чтоб другому немощному не подать соблазна. Мясо в жертву идолам принесенное,
по разсуждению Павлову, есть как простое мясо, нет никакова сумнения. Ибо,
де, идолы
в свете суть ничто (1 Кор. гл. 8, ст. 4). Следовательно и мяса им в жертву
приносимыя не могут участны быть какоголибо освящения. Однако, понеже другие
мало разсудительные могут протолковать, что акибы таковые люди еще некоторым
образом идолов уважают, то потому благоразумие и любовь к ближнему требуют от
таковаго ядения удержаться.
Блюдитеся, говорит Евангелие, да не соблазните единаго от малых сих: яко Ангели их выну видят лице Отца небеснаго (Матф. гл. 18, ст. 10). Что сии слова значат? Блюдись, чтоб обходясь и говоря с младенцами и отроками, не зделать и не сказать чего непристойнаго стыдливость их трогающаго. Ибо, де, всегда при них находятся приставники Ангелы, чистоты и целомудрия хранители. Ты таковою неосторожностию соблазнишь младенцев, оскорбишь Ангелов. Вся ми леть суть, но не вся на пользу (1 Кор. гл. 6, ст. 12). Таковым то образом отвсюду связан живущий в обществе.
Но что я говорю в обществе? самая Церковь в разсуждении
самой себя такияже возлагает на нас обязательства. Многия
в ней учреждены обряды; собираемся все вкупе в место сие на славословие Божие,
совершаем и приемлем тайны. К чему все сие? Естьлиб один был на земле человек,
во всем том не имел бы нужды. Довольноб было ему духом своим открыть сердце
свое всеведцу Богу. Но все то потребно в разсуждении союза, который нас с другими
соединяет. Сии священные обряды, сии таинственныя действия, сии наши совокупныя
собрании, вяжут нас друг со другом святым союзом любви, изъявляют свидетельства
нашея данныя Церкви верности, и что мы друг другу братия и единаго общества
члены.
Видите, сколь важны суть наши обязательства в разсуждении
других и общества. Все то благоразумно и верно сохранивый человек есть добрый
гражданин, есть святый Христианин, есть блажен на земли. Но сие же самое творит
нас достойными и гражданства небеснаго. Сие то может нас преселить в собор Ангелов,
так как и самые Ангелы таковаго святаго общества возжелают быть участниками.
Устроят они лествицу до небеси, по которой будут восходить и нисходить
(Быт. гл. 28). Нисходить,
для любовнаго с нами обращения: восходить, возводя нас к себе, и сопричисляя
нас во един с собою собор.
Подумайтеж: естьлиб мы так жили здесь на земле, чтоб общество и здешнее худыми своими поступками разстроивали, и честные люди с нами в едином обществе быть стыдилися бы, то как возможно надеяться, чтоб чистейшие Ангелы тем не возгнушалися, и захотели бы они нас иметь в едином соборе. Нет! Христиане! чтоб удостоиться быть нам с ними вкупе, да и чтоб с пользою своею им праздновать, надлежит прежде заслужить быть в обществе земном честным человеком, и в Церкви добрым Христианином. Ибо подлинно Ангелы приставлены к нам хранить и содействовать нашему спасению; но притом имже назначено в последний день собрать вся соблазны и творящих беззаконие, и ввергнуть их в пещь огненную. Аминь.
Говорено в Архангельском соборе 1782 года, Ноября 8 дня.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра