Не льзя нам днесь не отверзсти уст своих на радостныя
пения, когда самые Ангелы великим воплощения Сына Божия произшествием возбужденные
сладчайший пения лик составили. Их поющих сей был глас: Слава в вышних Богу!
Воплощение Божие прямо к ним не относилося. Не ради их явился Бог во плоти.
Не от Ангел убо когда приемлет, восклицает Апостол; но от семени Авраамова
приемлет (Евр. гл. 2, ст. 16). Тоесть не их естество сей чести удостоилось,
чтоб с Божеством быть в соединении; но наше, хотя впротчем грехом зараженное.
Не они сей чести удостоились, чтоб получить наименование братий Сыну
Божию; но мы недостойные. Не для их каковалибо возвышения сие великое на земли
открылось таинство; но для нашего спасения, для нашего преимущества, чтоб в
томже месте нам слугам быть, где есть Господь наш.
Что же Ангели при сем радостном случае не могли удержаться, чтоб с веселием не воспеть:Слава в вышних Богу! Тому притчиною было их о нашем счастии сорадование. Суть они благие и человеколюбивые духи: содействуют и сорадуются блаженству нашему. А притом своим высоким умом усмотрев, таковое премудрости и благости Божия действие, каковому примера они еще никогда не видали, пришли в некоторое изумление, и в сем восторге подвигли своим пением вселенную, поюще и вопиюще: Слава в вышних Богу! Так мы ли умолчим? Мы, для коих единственно все сие великое действие открыть и совершить благоволил Бог: мы ли и устами и сердцем, и во храмах, и в домах, и в соборах и на едине, не воспоем: Слава в вышних Богу!
Но при сем тотчас должно нам притти на мысль оное
Апостольское слово: воспою языком; воспою же и умом (1 Кор. гл. 14, ст.
15). Надлежит
прежде совершенно узнать силу помянутой Ангельской песни. Ибо она некотораго
немалаго к выразумению требует объяснения. К чему Ангелы воспевают Богу славу:
к чему и мы часто говорим, слава Богу, слава Богу; в славу Божию: и сие и в
церковных пениях, и во всегдашних разговорах повторяем.
Слава есть похвальный других о наших делах отзыв. Чем большее число людей о наших делах таковый отзыв делают, и чем большее время таковый отзыв продолжается, тем большая есть слава. Например Александр Македонский почитается весьма славным; потому что многие народы, не только в то время, но и доселе похвальный о делах его отзыв производят.
Известно, что люди, особливо просвещенные и знаменитые ничего с толикою жадностию не желают и не ищут, как славы. Нет ничего труднаго, и нет ничего столь отважнаго, чтоб они для сего не предпринимали; даже и самою своею жизнию охотно жертвуют, когда только созерцают лестный блеск славы.
Трудноб было опровергать таковое почти общее всех,
особливо просвещенных людей мнение и желание, естьлиб в
том нам не споспешествовала вечная и Божественная истинна. Она прямо осуждает
славолюбие: и представляет для сего сильнейшие и справедливейшие резоны.
Ибо говорит, что естьли чтонибудь доброе делать не для того, что оно добро,
но для чаемой за то славы, то весьма опасно, чтоб ты не оставил и не презрел
добродетели; когда не увидишь, чтоб за добрыми делами твоими какая честь или
слава от людей следовала. Понеже весьма не редко случается, что развратнейшие
люди и в почтении и в славе: да еще (что всего досаднее и несноснее) таковая
о них слава иногда и по смерти продолжается. Как служит тому примером помянутый
Александр, и ныне называемый великим, бывший опустошителем и разорителем многих
народов и земель. А напротив добродетельные люди не только бывают в молчании
и забвении погребены, но еще безчестием и гонением, яко изверги обременяются.
Храни теперь добродетель для славы: вот ее восхищают другие! почему надлежит презреть таковую славу, чтоб тебе добродетель и на гноище столь же прекрасною казалась, как бы она сидела и на престоле.
Вот
истинное Христианское учение, столь крепко добродетель в сердцах наших насаждающее;
чтоб никаковыя затруднения нас в подвиге ея не ослабляли. Велено искать нам
славы, но не от человек; а от Бога (Иоан. гл. 5, ст. 44). Ибо Его свидетельство
есть свято и достоверно; цена каждому делу им определяемая есть справедлива.
Судит Он и правоты наши, проницает сокровенности сердечные, ведает намерения,
каким образом, с каким усилием и до каковаго совершенства мы свое дело произвели.
Теперь обратимся к своему предложению, в какой силе
мы Самому Богу восписываем славу. Пусть люди желают славы. Они несовершенны.
Им свойственно свои усилия, как возможно, далее производить, и тем отличить
себя от других подобных себе людей. Не льзя, чтоб сие не было для них лестно.
Но Бог есть бездна совершенств неизмеримая и безконечная. Ничто от нее отнято,
ничто к ней прибавлено быть не может. Похвальное о таковых совершенствах от
всех тварей проповедание, ни малейшим чем их не может умножить; а потому и не
признается оно чегонибудь стоящим, или нужным. Что же есть человек, сие малейшее
на земле пресмыкающееся
несекомое, чтоб он восхвалить мог таковаго и толикаго Господа! что его все хваления,
воспевания, всегдашния и неумолкныя восклицания, что подействуют к славе Божией?
Бог, когда еще мир весь и все твари в бездне ничтожества были сокровенны, Бог
разве тогда меньше славен был? Бог Сам Себе есть слава: восхваляет Его безмерное
могущество Его: безконечная благость Его: непостижимая премудрость Его. Бог
Сам Себе есть слава: а бедный смертный должен пред Ним повергнуть себя с положением
перста на уста и с трепетом.
Так почемуж мы Богу воспеваем славу и в том нам
предшествуют Ангелы? Слава Божия не есть свойственно слава Его, но есть слава
наша. Когда мы Его прославляем, нет в том для Него ни пользы ни нужды; а есть
вся из того и польза и нужда для нас. Мы Его прославляя умножаем свои совершенства,
и тем приобретаем себе истинную славу. Прославляешь ты Христианин! Божие всемогущество.
Ни чем оно чрез то не умножается. Но ты воображая оное и устами возвещая, заключаешь
в сердце своем, что бояться надлежит, дабы таковаго всемогущаго не оскорбить
преступлением. Прославляешь ты Божию благость
и человеколюбие. Ни чем оно чрез то не умножается. Но чрез сие ты сам себе полагаешь
правило, чтоб любить всею душею столь благаго и человеколюбиваго, и желать всегда
быть с Ним в соединении. Прославляешь ты Божию премудрость. Ни чем она чрез
то не умножается. Но ты удивляяся ей, просвещаешь свой разум, чтоб со благоговением
почитать ея уставы, и стыдиться своих мудрований пред священным лицем ея.
В сей день воспели Ангелы, и ты с ними вкупе, воплотившемуся Богу славу. Какая для Него слава, когда Он оставил величество престола горьняго, сшел на сию земную юдоль, облекся греховным плоти нашея рубищем, положен в яслех скотских, а напоследок поносною на поносном древе умер смертию: какая в сем для Него слава? Но величайшая в том есть слава для нас, когда толикое снисхождение явил Бог во спасение наше.
Но сия слава тогда нас прославит, когда мы воображая
и воспевая столь безмерную благость, возмем сие для себя правилом, чтоб любить
толико нас возлюбившаго, и сохранить ту святыню, которую Он нам толиким снисхождением
Своим приобрел. Будет подлинно
в том некоторым образом заключаться и слава Самого Бога; когда дело рук Его
точно так свои действия производит, как устроила премудрость Его. Подобно как
художнику есть слава, когда выработанная им машина в точности и безошибочно
действует. Но в сем случае слава Богу, не есть умножение Его совершенств, но
единственное, коли можно так сказать, увеселение, что дело Его идет по порядку
Им устроенному. Ибо радуется Господь о делех Своих (Псал. 103, ст. 31):
так как напротив, человечески говоря, печалится и раскаевается, когда видит,
что дело рук Его течет развратно.
Сию славу, любезные братия! принесем мы Господу своему; Он возлежа днесь в яслех, почтет Себя седящим на престоле славы, когда мы по намерению Его, храним святость и правду. Унизим мы и презрим славу Его, естьли пришествие Его в мир, будет в нас безплодно. Добродетель души нашея есть то, что Его услаждает и увеселяет. Ею исполним сердце: ею разширим уста, дабы нам богоугодно со Ангелами воспевать: слава в вышних Богу. Аминь.
Говорено в Чудове монастыре, 1783 году.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра