Ежегодно совершая с торжеством день рождения Преблагословенныя Девы Марии, видим, что жизнь наша есть величайший дар Божий. Прежде рождения были мы ничто: но потом Божие благоволение последует о рождении, или, что тоже, о создании нашем. Что Творец сказал о первом человеке, хотя его создать: Сотворим человека по образу нашему и по подобию Быт. гл. 1, ст. 26). Тоже самое и о каждом из нас, прежде нежели мы зачнемся во чреве матернем, и о каждом из нас в предвечном Cвоем совете говорит: Сотворим сего человека по образу нашему и по подобию.
Сему Божиему благоволению тотъчас самое последует дело. Мы зачинаемся и потом раждаемся происходя в сей свет. Безчисленное и безконечное в свете есть многоразличных вещей множество: мы становимся некоторою всех тех вещей частию. Великое также есть число подобных нам людей разсеянных на сем шаре земном: мы становимся всех их некоторыми членами: а потому со всеми не токмо людьми, но и со всеми вещами и одушевленными и не одушевленными начинаем быть связаны, и все вкупе составлять некоторое величайшее тело, или общество. Сия наша со всеми людьми и вещами связь требует, что мы и тем и другим чемълибо должны быть обязаны. А в чем сие наше обязательство состоит, разсмотрим настоящею беседою, дабы нам узнать, что не вотще раждаемся мы.
Чтоб яснейшее нам о сем иметь понятие, возмем себе в некоторое подобие часы. Они составлены из многих и различных частей, чтоб верно показывать известное течение времени. И для того все те части должны между собою быть согласны, и одна другой вспомоществовать, стремяся к единой цели, то есть, безпогрешительному времени показанию. Естьли же хотя одна из тех частей общему согласию соответствовать не будет: разстроится весь состав, и потеряется тот конец, для коего таковое орудие художеством произведено. Подобным образом и каждой из нас, находясь в общем всех вещей союзе, обязан все свои мысли, слова и дела принаравливать к общему всех вещей порядку, и стремиться к единой цели, то есть, прославлению Божию, и к сохранению общаго и собственнаго благоденствия.
Когда мы в общем всех вещей союзе: то все в свете вещи должны быть для нас полезны; а мы для них. Солнце нас освещает и согревает, вода напоевает, воздух оживляет, земля нужное подает нам питание, различныя животныя или служат нам в пищу, или спомоществуют нашим работам; растения или насыщают нас своими плодами, или цельбоносною своею силою подкрепляют наше здравие: словом сказать, нет ни одной вещи, впрочем и такой, которая кажется нам быть вредною, чтоб она какимълибо образом нам не была полезна, хотя мы иногда по своему недостаточному понятию тех польз и выгод и не узнаем.
Таковое всех тварей в пользу нашу расположение требует, чтоб и мы взаимно им были полезны. Довольно же им полезны быть можем, естьли токмо во зло их употреблять не станем: то есть, будем обращать их на тот только конец, для коего они созданы.
Естьли пищею не довольны будем, чтоб только ею насыщаться; но будем пресыщаться до излишества, до обжирства, до роскоши: сие будет злое доброй вещи употребление. Естьли питие не на утоление жажды, но на невоздержание и пьянство обращать будем: сие будет злое доброй вещи употребление. Естьли животных содержать станем, изнуряя их чрез силу отяготительною работою и безчеловечным биением, не подая притом им довольнаго питания: сие будет злое доброй вещи употребление. Огнем согревай себя, и приуготовляй оным себе пищу: но не сожигай оным дом или ниву соседа твоего. Ножем делай потребное для жизни твоея; но не обращай оный на вред ближняго, или и на заклание неповиннаго. Ядовитая трава впрочем свою имеет пользу и доброту. Естьли не знаешь прямаго ея употребления: не дерзай оную обращать на умерщвление подобнаго тебе человека; ибо она не для сего создана.
Естьлиб таковыя из тварей по нашей превратности делали мы злоупотребления: не только разстроиваем мы тогда общей союз; но и подлежим ответу Божию в том, что превращаем тот конец, которой для каждой твари премудрость Его уставила. И для того святый Апостол говорит: что тварь повинуся суете неволею (Рим. гл. 8, ст. 20): то есть, превратность человеческая не себе только вредит; но и прочия твари разстроивает худым оных употреблением, и подвергает их суете, то есть, со всем на другой конец их обращает, нежели на что они созданы.
Когда не одушевленныя вещи употребляем мы на зло; кажется нам, что они, яко безчувственныя, никакой не произносят противу нас жалобы: но не только Бог, да и добродетельныя души жалобный глас их слышат. Великий Павел говорит, что вся тварь воздыхает и болезнует доныне (Рим. гл. 8, ст. 22). Почему болезнует? Понеже она превратностию человеческою не на то употребляется, на что употребляема быть должна. Для чего воздыхает? Понеже желает из под сего отяготительнаго ига освобождена быть. Но имеет ли она надежду получить сию желаемую свободу? По уверению Евангельскому, в тот великий день, в который обновятся небо и земля, в который человеческая превратность возимеет конец, и огнем суда Божия очистится наше естество, в тот день и всякая тварь, по Павловым словам, свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих (Рим. гл. 8, ст. 21), то есть, возмет тогда свой естественный вид, и потечет путем от Бога ей назначенным.
Но почто Павел и подобные ему мужи сей жалобный тварей глас слышат; а до наших ушей оный не доходит? Для того, что они имеют человеколюбивую и честную душу: а наше сердце есть развратно и ожесточенно.
Но почто мне говорить, дабы мы со всеми тварями, так сказать, обходились, благоразумно и человеколюбиво? Почто о сем говорить? Довольно, когдаб мы цело и свято хранили хотя тот союз, который нас соединяет с подобными нам человеками. Сей союз к нам есть ближе и естественнее, и для нашего нужнее благополучия; почему с большим вниманием и осторожностию и хранить оный одолжаемся.
Мы не можем быть благополучны без других. Подумай, чтоб ты оставлен был один на месте пребывания твоего: не токмо лишишься всякой нужной для тебя помощи и утешения; но и будешь подобен некоему зверю, в мрачной дубраве свирепствующему. Но чтоб тебе справедливо ожидать и требовать от других нужных для тебя выгод и помощи; потщися и сам полезным быти для других. Буди сострадателен, человеколюбив, и готов к поданию всякому возможных тебе услуг: кольми паче никак не дозволительно какойлибо другому нанести вред или обиду, или отказать в случае нужды подать ему руку помощи. Ибо как будет справедливо требовать тебе помощи от других, когда ты им взаимно никаких не оказываешь услуг? А не паче ли строгость справедливости отяготит тебя мщением, чтоб за нанесенныя тобою обиды тоже самое пострадать и тебе? Ею же мерою мериши, возмерится тебе (Лук. гл. 6, ст. 38).
Вот в чем состоять должна жизнь наша: во взаимном, говорю, вспомоществовании. Чтоб твари и подобные нам люди были для нас полезны; надлежит нам чрез всю жизнь стараться, дабы и мы были полезны для них. Сие единственно жизнь человеческую творит блаженною. Блажен муж таковым образом течение свое совершающий! Благословен день рождения его: благословенна и кончина его.
И понеже таковым образом препровождала жизнь свою прославляемая нами Преблагословенная Дева Мария: се мы доселе чрез толико веков день рождения Ея с радостию и торжеством празднуем; Еяже молитвами да сподобимся, да тако из мира сего выйдем чисти и непорочни, как во оной из священной купели взошли безстрастны и неповинни. Аминь.
Говорено в Савине монастыре, Сентября 8 дня, 1781 года.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра