Хотя все Богу угодившие мужи были жилищем всех добродетелей, сколько человеку до возможнаго совершенства достигшему вместительно: однако каждой из них особливою некоторою ему свойственною добродетелию отличил себя. Например: Иоанн Креститель особливым себя прославил воздержанием. Святый Иоанн Богослов увенчал себя чистотою девственною. Святая Анна непрестанными молитвами между прочими возсияла, служащи Богу день и нощь. Святая Мария Магдалина истинным покаянием взошла на верх святости. Святый Апостол Павел неусыпными и благоразумными во обращении неверующих подвигами заслужил в церкви имя знаменитое, и всяк из святых Божиих особливою некоторою отличил себя добродетелию.
Ныне же празднуемый нами Пророк Божий Илия особливою прославил себя ревностию. История жизни его всем известна. Сердце его было на подобие священной пещи, которая тотчас возгаралась и пламенела, как скоро усматривал он или истинну благочестия превращаему, или правду нарушаему. Не мог терпеть ревностный муж, чтоб добродетель была посрамляема, а торжествовал бы порок. И длятого Ахава к идолопоклонству склоннаго изобличал свободным языком: Иезавель жену надменную и сребролюбивую осуждал безбоязненно, и тщался яко из челюстей волка исторгнуть овцу похищенную. Разрушал в безчестие истиннаго Бога поставленных идолов, и кровию человеческою оскверненные жертвенники истреблял; да не пощадел и самых жрецов, яко служителей нечестия.
Сей жар дотоле был в нем воспламенен, что когда со всем тем видел злочестие не уменьшаемо, но усиливающееся: то желал от Бога лучше умереть, нежели жить и видеть таковое превращение. Сия святаго мужа ревность не только не была предосудительна; но и словом Божиим похвалена, и церковию доселе прославляется. Почему мы, в подражание того, разсмотрим свойства ревности, при каких случаях и каковым образом оную употреблять надлежит.
Когдаб кто нагло другаго обижал, притеснял бы немощнаго, и осуждал бы неповиннаго; когдаб кто истинну веры не только пренебрегал, но еще бы оную и презирал с посмеянием; когдаб кто безчинствовал, и тем бы не только не стыдился, но еще бы и хвалился, аки бы делал он что похвальное: в таких и подобных случаях ревность человека добродетельнаго не может и не должна молчать, и взирать на все то, как бы очами закрытыми; но действовать всею силою своею. Надобно тогда облещися духом и силою Илииною; приити к таковым наглым безчинникам, и свободно сказать: Почто вы превращаете Израиля (3 Цар. гл. 18, ст. 18); почто столь окамененно сердце ваше, что вас не трогают слезы неповинных, и кровию страждущих со услаждением питаетесь? Почто позабыли вы, что для того на свет произведены, дабы друг друга тяготы носить, и тем споспешествовать общему блаженству? Почто вы кротчайшее человечество превращаете в зверство свирепое? Почто вы полагаете претыкание и соблазн братии немощной? Почто вы превращаете Израиля? Почто и собственную щастия своего храмину разрушаете? ибо востающий противу других всех возбудит противу себя. Таковым образом должно не молчать, но возносить со Пророком яко трубу глас свой.
Но к развращению привыкший человек, скажешь ты, сего не послушает и презрит. Ни о ком отчаяваться не надлежит. Подражай Господу твоему, который и праведнаго любит, и грешнаго милует. Не может никто столь ожесточен быть, чтоб в нем ни малейшей совести искры не осталося. Слово твое, естьли будет сказано со благоразумием, кротостию, и со уверением, что ты не от страсти каковой либо сие творишь, но единственно по сердечному о нем сожалению, и по доброжелательству христианскому: таковое слово, может быть, действительно будет и для жестокой души.
Саул был в состоянии свирепства и бешенства: но гусли Давидовы приводили его в разум и тихость. Слово твое благоразумием и тихостию растворенное может иметь действие гуслей Давидовых; особливо, что слова твои будут только гуслями: а трогать и направлять сии одушевленныя струны будет сам Дух Святый. Ибо таковое твое святое намерение не оставит благодать, чтоб оному не содействовать. Бог хощет всем спастися и в разум истинны приити (1 Тим. гл. 2, ст. 4). О! сколь драгоценно приобрести брата своего! иже сотворит и научит: сей велий наречется в царствии небеснем (Матф. гл. 4, ст. 19).
Но пусть, до конца развращенный тебя не послушает и презрит: однако ты чести и пользы не только не потерял; но и снискал премногую. Ты оказал похвальную ревность: явил свое доброжелательство: доказал себя быть добрым человеком, поелику нещастливым других состоянием трогается добродетельное сердце твое, и оно расположено к благодетельству. Да и награждения от Бога имеешь быть сподоблен не иначе, как бы самым делом исправил брата твоего; ибо все, что тебе возможно, исполнил: в протчем остается он самоосужден, и в воле праведныя Божия судьбы. Наше дело есть провозглашать людям истинну и волю Божию; а обращать человеческим сердцем есть дело Его Самого.
Но от таковых свободных увещаний и обличений, должно, де, опасаться ненависти и гонения; особливо, естьли люди развращенные подкреплены притом силою и властию. Таковой страх не всегда бывает основателен. Ярое токмо слово воздвизает гневы. Но естьли ты увещание свое умеришь благоразумием и тихостию, и доказательством душевнаго к нему доброжелательства, и сие увещание произведешь един на едине, или при ближних его: надобно быть зверю, чтоб и таковое благоразумное, скромное и доброжелательное увещание могло его привести в свирепство, и расположить к гонению противу тебя.
Но пусть так; что сея твоея похвальныя и прямо Христианския ревности будет награждением ненависть и гонение: но тем больше в таковом честном деле будет тебе заступником Бог, в ревностном сердце твоем обитающий. Да и всяк честный и добродетельный человек возмет твою сторону, и при осенении Божием оградят тебя противу всякаго востания. А может быть и сам тот не праведно разсвирепевший приидет когда либо в чувство, и отдаст справедливость твоему доброму расположению.
А хотяб когда за святое и праведное дело и пострадать что Божия судьба попустила; утешай себя оным Апостольским словом: кая похвала, аще согрешающе мучими терпите? Но аще добро творяще и страждуще терпите, сие угодно пред Богом (Петр. гл. 2, ст. 20). Образ приимите долготерпения и злострадания пророки (Иак. гл. 5, ст. 10).
Ныне празднуемый за свою ревность не избежал гонения: но сим гонением много он приобрел. Чем более он за таковую ревность гоним был; тем более за то от нас почитаем: чем более гонители старались имя его учинить ненавистным; тем более оно нам зделалось любезным. Был гоним он двумя или тремя бедными тварями; но вместо того Бог устроил, что днесь от всея церкви и от всего круга земнаго прославляется. Не есть ли сие сильным к не ослаблению в ревностном подвиге поощрением?
Но понеже мы малодушны, и таковый мужественный и славный подвиг слабости нашей несразмерен: так я покажу вам и другой так же похвальной, но уже безопасной ревности случай. Когда видите, что другаго трудолюбие Бог благословляет всяким довольством: ты ленивый поревнуй его примеру, и отвергнув леность и разслабление, трудом укрепи тело свое и дух свой. Когда видите, что другой своим приветливым и благодетельным обхождением всех привлекает сердца к себе: ты грубый и злосердый поревнуй сему примеру, и почитай себя тогда щастливым, когда заслужишь доброе от всех добрых людей мнение. Когда видите других к Богу усердных, к службе Его прилежных, и молитвами к небеси дух свой восперяющих: ты не набожный и в благочестии прохлажденный поревнуй сему доброму примеру, и докажи, что ты верный раб Господеви твоему. Когда видите других в грехах кающихся и преступления своими омывающих слезами: ты не раскаянный поревнуй сему святому примеру, и очисти себя прежде, нежели взят будеши отсюду.
Вот и другой к ревности случай, так же похвальной, и притом безопасной. Избирай себе, которой хочешь: хотя для Християнина к совершенству стремящагося надобно соединять и то и другое. Имея мы попечение о щастии и спасении своем, не должны оставлять без попечения щастия и спасения и ближняго своего. Ибо тогда-то можем мы, представ праведному суду, свободно сказать: Господи! пять талант ми еси предал; се другия пять талант приобретох ими (Матф. гл. 25, ст. 20). Аминь.
Говорено в церкви Илии Пророка, что на Новгородском подворье, 1781 года Июля 20 дня.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра