Время проходит, и все прошедшее неиначе нам представляется, какбы его не было. Что уже есть вчерашний день, а кольми паче год за несколько веков доселе бывший? Что уже есть увядшая и изсохшая трава? Что есть животное изтлевшее и обратившееся в прах? Но что есть и человек живший и процветавший, но напоследок гробом закрытый и с перстию смешавшийся, и от оной разделитися не могущий? Все стремлением времени восхищается, и обращается аки в ничто.
Едины токмо человеческия дела не проходят. Не проходят не токмо у Бога, у коего в вечной книге все они точно записываются; но по Егоже премудрому учреждению не проходят и у нас: остаются они в памяти нашей, проповедуются всех устами; священные книги хранят верно их повествования; громкая слава о них не молчит, но возвещает по всем пределам земли и ныне, и то же возвращать не оставит и в будущие роды.
Кроме безчисленных примеров довлеет нам един ныне празднуемый Святитель. Прославляли память его дел прежде бывшие роды: прославляли и мы несколько крат: имеют прославлять и будущие по нас потомки, доколе не откроется, по обетованию, новое небо и новая земля: но и тогда, в самой вечности не только они не умолкнут; но еще более возгремят по тверди небесней, в средине лика Ангелов и собора избранных Божиих.
Мы иногда дерзаем жаловаться, а может быть и роптать, что человек мало находит в добродетели своей выгоды, и что нередко она остается презренною, а иногда и гонимою. Но видите пример слабость нашу изобличающий: видите, коликая благих дел есть сила, и сколь мало она уступает насилию мира, и гонению порока. И в самыя празднуемаго нами святаго мужа времена, подобныя нашим временам были превращения и страстей наглости: но не могли они ни его к добродетели стремление ослабить, ни славы его дел помрачить. Тем светлейшая его была победа, чем большия преодолев противности открылася. Но был, де, он особливыя святости муж, да еще и чудотворения силою от Бога прославлен. Но ни сия благодать нам не есть отреченна: ни сие произволение нам не есть не свойственно; а паче безотрицательно к тому обязаны мы. Да и самой дар чудотворения, могу сказать, что некоторым образом зависит от собственнаго нашего произволения.
Чудеса суть дела, кои, кажется, превышают порядок естественной, и своею необыкновенностию всех в удивление приводят. Например: воскресить мертваго, или одним словом исцелить отчаянно болящаго, или остановить течение водное. Таковыя дела подлинно превосходят силы человеческие, и суть свойственны единому тому, которой всех вещей союз устроил, и оной управляет и пременяет по своему изволению, или, как Апостол говорит; которой носит всяческаяглаголом силы своея (Евр. гл. 1, ст. 3). Но таковыя чудесныя дела открывают токмо власть и славу всемогущаго тварей правителя; а орудия, чрез коих они совершаются, остаются токмо орудиями, и не всегда сие есть доказательством их святости. Мы со удивлением читаем во Евангелии, что некоторые творившие чудеса, в последний день суда, разбирающему человеческия дела скажут: Господи! не в Твое ли имя пророчествовахом, не Твоим ли именем бесы изгонихом, не Твоим ли именем многи силы сотворихом? (Матф. гл. 7, ст. 22) однако при всем том им будет сказано: не вем вас. Вышний всего мира распорядитель иногда поступает неиначе, как художник, которой из одной глины делает то или другое по своему изволению, так что глина ни мало тому не содействует, а только повинуется рукам художника, различно по воли своей оную преобращающаго.
И потому надлежит различать чудеса, кои свойственны единому Богу, от тех чудес, кои могут быть свойственны человеку, и которые прямо доказывают его святость и Богоугодное житие, и приносят ему честь и славу.
Таковыя свойственныя человеку чудеса суть дела, коими он возносится выше протчих подобных ему человек, или возносится и выше себя самого. Хощеши ли, человече! творити чудеса? Преодолей склонности, которые других порабощают себе, и открой над ними торжество победы своея. Гнев воспаляет тебя противу того, которой причиняет тебе обиду, и воспаленный яростию ищешь ты отмстить ему? Вспомни Господне слово: Мне отмщение, аз воздам (Второз. гл. 32, ст. 35). Великодушным сердцем пренеси сей удар, и подражая Господу твоему, прости ему обиду, якоже Он распинателям Своим: таковое богоугодное расположение достойно быть помещено в числе чудес, и будеши чудотворец. Страсть плотская помрачает твой разум, и склоняет или отяготить совесть, или нарушить обеты данныя Богу? Собери в себе столько сил, что б мужественно стать противу сего искушения, и неуступить усилию борьбы плотския: таковая победа есть величеству чудес подобная, и будеши чудотворец. Скупость и сребролюбие стесняет твою душу, и не допускает тебя не только снисканное имение обратить на благодетельство другим, но еще на умножение онаго побуждает употреблять всякое насилие и неправду? Сними сам с себя сии жесточайшия узы, расположи сердце свое, дабы оно всех к себе привлекало любовию и благодетельством своим; сие не меньше тебе приобрящет славы, как дело чудесное, и будеши чудотворец. Упоенный счастием чувствуеши искушение, что ты аки вознесен выше жребия человеческаго; и сие заставляет тебя почитать других подобных тебе людей некоторыми малыми тварями, перед тобою ползать долженствующими? Отвергни сие человеку несвойственное мечтание, и сравнив себя со всеми прочими людьми, потщись от них токмо отличным быть добродетелию. Сие не меньше всех удивит, как дело силою чудодейственною произведенное, и будеши чудотворец. Леность и праздность обласкивают твои чувства, и отводя от труднаго, но честнаго упражнения, приводят дух твой в разслабление, а тело во изнеможение? Напряги силы свои, и взяв оружия бодрости и мужества стани непобедимым противу всего того героем: сия благородная отвага будет дело чудеси подобное, и будеши чудотворец. Несчастия тебя сокрушают, и приводят дух твой в уныние, а иногда и в отчаяние? Поставь противу их благоразумие, и утвердив себя упованием на благий промысл Божий, возми в пример Иова, все роды несчастий претерпевшаго, и докажи их нападения противу тебя не сильными: таковое мужество, яко слабым смертным необыкновенное, представится чудесным очам нашим и Ангельским, и будеши чудотворец.
Все чудеса, по нашему понятию суть таковыя дела, которыя своею редкостию и возношением выше сил человеческих приводят нас в удивление и изумление. Но не меньше ли есть не обыкновенно, и не толикое ли же заслуживает удивление, когда человек побеждает свои страсти, и храбро идет противу их усилия?
Подлинно сие прямо чудом почесть не возможно; ибо все таковыя дела суть с естественным порядком сходны. Естественно нам следовать разуму, и презирая прелести страстей, внимать единому гласу совести. Нет в сем ничего чудеснаго. Мы для сего и созданы; и все законы нашея души и тела на сем основании положены: но разсуждая страстей плотских, искушений и соблазнов мирских великую силу, и что большая часть людей сему наглому усилию уступает; в разсуждении сего муж, все то побеждающий, может некоторым почесться чудотворцем, и таковая мужественная поступка есть некоторым образом чудеси подобная.
И хотя чудеса Богом всемогущим чрез человек и другие твари творимыя, сами чрез себя суть величественнее; поелику превосходят учрежденный в естестве порядок, и тем открывают, что Бог есть и Создатель естества законов и оных полновластный распорядитель по Своему изволению: но чудеса, о коих мы в слове нашем разсуждали, более открывают славу человека, и суть несумнительным святости Его знамением.
Сему доказательством предстоит ныне празднуемый нами святитель Христов Николай. Был он чудотворец не только потому, что Бог благоволил чрез него великия совершать чудеса, и тем открывал всемогущество Свое: но и для того, что он и сам побеждая пороки и страсти, и храня добродетель, творил дела чудесам подобныя. Скажите вы мне, не были ли дела чудес исполненныя, что он попирая леность все часы своея жизни трудами освящал; что он, погасив страсти плотския, над оными торжествовал целомудрием; что он, разторгнув узы сребролюбия, был милостив и человеколюбив; что он, преодолев слабость боязливости и ласкательства, был нелицеприятный обидящих обличитель, и скорый обидимых заступник; что он, презрев покой мира сего, был бодрый и неусыпный церкве Христовы пастырь: все сие не есть ли достойно славы чудес; и по сему самому не праведно ли должен он почитаем быть великим чудотворцем?
Сих чудес сила не превосходит силы наши. Слава сия предоставлена и для нас. Взяв в пример сего великаго мужа, и вооружившись молитвами его, потщимся вознестись выше слабости нашей, и доказать, что немощи естества нашего не препятствуют нам творить дела, чудесам подобныя. Аминь.
Говорено в Греческом монастыре 1780, Декабря 6 дня.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра