Слово на день Алексия Митрополита

СЛОВО

НА ДЕНЬ АЛЕКСИЯ МИТРОПОЛИТА

Не редко случается, что человек, копая землю, обретает сокровище, и тем большею восхищается радостию, чем меньше было его о том воображения и чаяния. Однакож и то случается не редко, что обретенное сокровище вместо ожидаемой пользы обращается во вред; когда человек, положив на него надеяние, бросает труды, и отдав себя роскоши и разслаблению, теряет между тем, безценное сокровище, добродетель.

Подобное нечто представляет нам настоящее торжество. Празднуемаго Святителя дух преселился к небесам; куда и чрез всю жизнь стремился он: тело сокровенно в недрах земных. Но при самом его преставлении Дух Божий устами Пророка Своего громогласно возопил: недаси преподобному Твоему видети истления (Псал. 15, ст. 10). Животворное святаго тела зерно, как будто нарочно, не малое время для того в земле пребывало, дабы оно, силою чудотворною разботев, принесло нам многочисленные благодати плоды.

Промысл вся приводящий ко открытию сего явил случай наипристойнейший. Нужно было новый соорудить храм. Начали копать землю во основание храма; и се! внезапу неожидаемый и безценный копающие обрели камень, сии священные непорочныя души останки.

Приветствуем вас, щастливые копатели! с обретенным сокровищем. Вы копали блато; и се обрели злато. Вы мнили, работая землю, быть на земле: но се внезапу обрелися на небесах. Ибо обретенное вами сокровище не есть земное, но небесное. Созидайте теперь надежно священный храм. Для укрепления церкви Божией ничто не может быть тверже безценнаго камня сего. Сей есть камень, коему приложены быть могут оныя Евангельския слова: егоже небрегоша зиждущие, то есть, о нем не помышляли копатели и строители, но он бысть во главу угла, от Господа бысть сей, и есть дивен во очию нашею (Псал. 117, ст. 22). И для того не без резону я сказал, что промысл явил сей случай наипристойнейший. Ибо к созиданию, ко утверждению и ко украшению церкви Божия нет ничего приличнее и нужнее, как святость праведника, о чем нам и беседу свою простерть зело пристойно есть.

Иное есть храм; иное церковь. Храм есть священное здание для отправления в нем службы Божия: церковь есть собор Христиан службу Божию совершающих. Храм созидается для церкви; одно другаго есть несравненно преимущественнее: однако одно с другим есть совокупно. Храм не может быть без церкви: церковь нужду имеет во храме, дабы она, разсеянная членами, всем своим телом в сих священных домах могла совокупляться. Церкви основатель и строитель есть Господь: храмов основатели и строители суть человеки, мудростию Божиею и благочестием движимые. Чтоб здание храма было незыблемо; надобно, чтоб все составляющия его части были не гнилы, но тверды. Чтоб церковь была свята и непорочна; надобно, чтоб всякой ея член был свят и непорочен.

И для того церковь, именем своим всех христиан означающая, не редко присвояется и единому человеку добродетельному. Разорите церковь сию, сказал Господь Иудеям, и треми деньми воздвигну ю. Сие же сказал Он, по толкованию Евангельскому, о церкви тела Своего (Иоан. гл. 2, ст. 19). Вот единыя особы тело, бывшее храмом Божества, наименовано церковию. Сим же великим именем почтил Апостол и каждаго из Христиан: вы есте, говорит он, церкви Бога живаго (2 Кор. гл. 6, ст. 16). Притом он же в посланиях своих приветствуя некоторых избранных Христиан, яко-то Акиллу, Прискиллу, Флегонта, Фиву и прочих, не оставляет без приветствия и домашнюю их церковь (1 Кор. гл. 16, ст. 19). А из сего заключить должны, что хотя церкви есть Основатель и Строитель Бог: но и мы, сколько можно, с своей стороны содействовать сему одолжаемся.

Христианин! прежде, нежели ты предприимешь созидати храм: оснуй, утверди и украси домашнюю свою церковь. Основанием ея есть вера, утверждением надежда, украшением любовь. Без сего драгоценнаго вещества не может воздвижено быть сие славное здание. Вера истинная просветит твои мысли; надежда разрушит излишнее твое к миру сему пристрастие; любовь изженет из сердца твоего страсть и порок; просвещенная мысль предохранит тебя от всякаго заблуждения, и откроет путь правый; не имение к миру сему пристрастия заставит тебя более угождати духу, нежели плоти; непорочное сердце возвестит тебе радость спасения. Когда же человек толикаго достиг совершенства, что и мысль его просвещенна, и дух к суете мирской не привязан, и сердце непорочно: он себя тогда делает достойным обиталищем Духу Святому. Почему что препятствует таковаго мужа наименовать церковию, понеже Дух Божий живет в нем? Ко утверждению сея нашея домашния церкви много споспешествует сила святости праведников. Не токмо молитвами своими испрашивают они нам помощь небесную; но паче примером добродетельныя жизни своея ко всякому добру нас руководствуют. Может быть усумнился бы ты, чтоб человек в суетной жизни сей мог стать церковию Божиею: но зря других до сего совершенства достигших, будеши не извинителен; ежели их великому духу не поревнуешь. Может быть недоумевал бы ты, каковым образом возможно сие священное в душе своей воздвигнути здание: но взирая на их великий пример, и тем же путем шествуя, тогоже достигнеши совершенства. В великом были бы мы затруднении, естьлиб, при толиких усилиях страстей, при толиких развратностях, не имели столь добрых и надежных руководителей.

Устроив таковым образом внутреннюю свою церковь, удобно будет приступить к созданию храма Божия. Всякое доброе дело происходит от чистыя веры и души непорочныя. Как источник не может удержан быть внутрь жил земных; но непрестанною и изобильною протекает струею: так и внутренность человеческаго сердца, когда есть благорасположенна, непрестанно открывается различными благими делами.

В числе их есть и созидание храмов. Не можем мы лучшую от имения своего принести жертву, как между протчими благими употреблениями посвятив оное на устроение дома Божия. Праведно бо, чтоб имея все от Бога, хотяб некоторую из того часть Ему принесли, и тем бы засвидетельствовали, что мы рабы благодарные. Но чем сие здание укрепить? Вы думаете, камнем и железом. Но чем оное украсить? Вы думаете, златом и сребром. Подлинно и сие потребно. Но камень сокрушается; железо ржа съедает; сияние злата и сребра померкает. Святость Християн, с чистою верою службу Богу совершающих, есть наилучшим храмов утверждением и украшением. Слышим мы из слова Божия, что град без некотораго числа праведников гневом Божиим разрушается (Быт. гл. 18): при каковом гнева Господня воспалении и храм устоять не может. Да и самым делом Иерусалимский храм, хотя был из великолепнейших, но за грехи и беззакония людей раззорен до основания: а вера и добродетель его отвсюду ограждает.

Се днесь предстоим мы в храме сем. Может ли в нем какое лучшее и великолепнейшее быть украшение, как сей священный блаженных останков ковчег? Протчая красота изчезает: но благолепие святыя Его жизни ни какими веками не помрачается. Протчая красота несколько увеселяет очи наши: но красота Его добродетели утешает нашу душу, и пользует во веки. Основание храма сего может когда либо временем разрушиться; но основание веры мужа священнаго, основание внутренния Его церкви остается во веки непоколебимо. И по тому естьлиб хотели мы созидать внутреннюю ли свою церковь, таковый ли вещественный храм; не можем обрести твердейшаго и драгоценнейшаго камня, паче сего.

Ты же Святителю Божий! яко великий Архитект научи наши руце к сему духовному зданию: да спомоществуеми молитвами твоими устроим себе храмину нерукотворенну, вечну на небесех. Аминь.

Говорено в Чудове монастыре, 1781 года Маия 20 дня.



Оглавление

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.