Празднуя мы днесь воплощение Сына Божия, не можем никогда довольно удивиться величеству сего превосходнаго таинства. Оно не токмо есть несказанно, но и непостижимо. И самые Ангельские умы закрывая лицы своя со благоговением оное почитают. Нам же слабым смертным остается токмо падши ниц, со уверением сердечным признавать, яко не изнеможет у Бога всяк глагол (Лук. гл. 1, ст. 37); и идеже хощет Бог, побеждается естества чин.
Почему не входя во испытание тайны от век сокровенныя,
приметим мы в сем Божественном действии то, что понятию нашему есть вместительно,
и нужно к душевному нашему благоустроению. Призванная на сие великое служение
преблагословенная
Дева, с кротостию и со смирением на Ангельское приветствие ответствовала: Се
раба Господня! буди мне по глаголу твоему (Лук. гл. 1, ст. 38). Блаженная
Богоотроковице! помысли, каковое обязательство на Себя приемлеши; каковаго великаго
дела служительницею быти не отрицаешися. Ангел возвещает, яко Бог существом
Своим имеет вселитися в Тебе, и заимствовав от Тебя плоть Твою, благоволяет
облещися оною. Может ли чрево Твое быть вместительно для Невместимаго? Может
ли Вездесущий заключиться в пределах утробы Твоея? Довольны ли сосцы Твои питать
Питающаго всю тварь? Како в объятиях Своих матерних понесеши, Носящаго всяческая
глаголом силы Своея? Но все сие святейшая Дева совершенно понимая, токмо с смиренным
духом ответствует: Се раба Господня! буди мне по глаголу твоему. Что
я есмь в руках Вышняго, как токмо орудие, которое да обращает Он по Своему благоволению?
Что я есмь, как токмо брение, и могу ли что противусказать премудрому художнику?
Се раба Господня! буди мне по глаголу твоему.
Достойна таковая добродетель подражания нашего.
Ибо все наши добрыя дела смирением должны быть украшаемы, и
всю свою теряют цену и заслугу, ежели будут иметь примес упрямства и высокомерия,
что усмотрим из следующаго разсуждения.
Смирение различно может понимаемо быть, и не все то, что под сим именем почитается, заслуживает честь добродетели. Смиренным например иногда почитается тот, который страшится каких либо важных предприятий, и убегает от великих званий. Сие не может всегда почитаться добродетелию, а некоторым естественным недостатком, и слабостию духа. Естьли же бы кто имея дарования и способности, от великих возлагаемых на него должностей отрицался: тот не избежал бы и греха пред Богом, яко данный от Него талант в пользу свою и других обратить не хотящий. Смирение с благородством духа есть вместительно. Сие видим мы в блаженной и в богопросвещенной Деве Марии. Она пред Богом зовущим Ее смиряется; но от звания Его не отрицается. Она понимает важность предлагаемаго таинства: но воле Владычней, яко послушливая раба, повинуется. И так две добродетели вкупе соединяет, благородство духа и смирение, и одной чрез другую умножает силу и украшение.
Смирение
иногда состоит в одной наружности: а внутренность наполненна высокомерием и
гордостию. Сей обманчивой вид на себя приемлющие люди умягчают свои слова, яко
елей; но они суть стрелы: униженностию своею и притворною боязливостию представляют
себя готовыми ко всяким услугам; но чрез то тщатся сокровенные свои ко вреду
других замыслы произвести в действие: показывают вид набожности, и частыми воздыханиями
являют себя быть напоенными духом благочестия; но сие творят, дабы сим видом
прельстив простых свою корыстолюбивую алчность насытить.
Таковы были фарисеи, коим небесный Учитель прямо в лице сказал: вы есте оправдающие себе пред человеки: Бог же весть сердца ваша (Лук. гл. 16, ст. 15). Вы есте гробы покрашенные; но естьли сию открыть наружность, внутренность окажется полна костей мертвых и всякия нечистоты (Матф. гл. 23, ст. 28). Таковое смирение не токмо не есть добродетель; но богопротивное лицемерие и вреднейшее лукавство.
Истинное смирение есть, когда не высокомудрствуем
мы ни о себе, ни о делах своих. Должны всегда памятовать, что мы человеки. Естьли
точно понимаем мы, что
есть человек: не унизим своего достоинства; но и не присвоим себе излишняго.
Что созданы мы по образу Божию; сие заставит нас хранить благородство нашея
природы, и не унизить себя до состояния животных безсловесных: но что мы слеплены
из брения, из грязи; сие должно остановить наше высокомерие. Что дальновиднейшее
паче всех тварей можем иметь понятие и просвещение; сие должно нас возбудить
к предприятиям великим: но видя и самых просвещенных в различныя заблуждения
впадающих, и иногда паче невежд погрешающих; сие должно положить границы нашей
высокопарности. Что мы удостоиваемся быть под особливым Вышняго покровительством;
сие должно заставить нас возлетать к небесам и с свободностию приступать к престолу
благодати: но воображая множество грехов своих и пороков, одолжаемся работати
Господеви со страхом, и с трепетом совершать подвиг спасения.
Естьли сии праведные преступим границы: видимая
опасность настоит, чтоб мы, мечтая о себе излишно, не лишились и того, что нам
естественно принадлежит. Доволен нас научить один Праотцев наших пример. Они
польстились не на красоту плода; но дали себя ослепить высокомерным
мечтанием, что акибы чрез вкушение плода будут подобны Богу. Будете,
прелестник им сказал, будете, яко бози (Быт. гл. 3, ст. 5). Но стали
ли они богами? О пагубное тщеславие! и то, что имели, погубили. Се бысть
Адам, яко един от нас, изрек Вышний (Там же ст. 22). Сии слова постыжают
и посрамляют прельщеннаго. Они значат, якибы сказал Бог: се, се видим, что Адам
уже вознесся от земли, взошел на небеса, сел на престоле величества; для него
земля мала; естество человеческое невместительно, да и Ангельское не довольно:
пощастливилось ему все сие с себя свергнуть, и в равенстве не уступить Богу.
Се Адам бысть, яко един от нас. Нет! нет! не стал Богом. Унизил и самую человечества
честь, и опроверг свое достоинство.
Вот видим следствия гордости; но видим и плоды смирения.
Адам гордостию погубил преимущество человечества: ибо о нем говорит Пророк:
Человек в чести сый не разуме: приложися скотом несмысленным, и уподобися
им (Псал. 48, ст. 21). Но благословенная Дева смирением честь человечества
на высочайшую степень возвысила. Адам, что имел, погубил высокомерием: Пресвятая
Дева смирением приобрела, чтоб быть честнейшею Херувим, и славнейшею Серафим.
Адам чрез гордость из Сына Божия делается рабом греха и невольником: Преблаженная
Дева смирением удостоивается быть Материю Божиею. Адам возмечтав быть Богом,
становится смертным человеком и осужденником: благодатная Мария смирением возводится
на небеса, и становится виновницею искупления Адамова; и самым делом исполнилось
о Ней из уст Ея изшедшее пророчество: Яко призре Господь на смирение рабы
Своея: се бо от ныне ублажат мя вси роди (Лук. гл. 1, ст. 48).
И так не должны мы высокомудрствовать о себе: кольми
же паче о делах своих. Самые чистые добродетели наши имеют примес пороков. Не
о сем только помышлять обязуемся, чтоб за худыя дела осуждены мы не были: но
бояться, дабы и самыя добрыя наши дела пред правосудием Божиим не оказалися
пороками. Будет время, говорит Пророк, будет время, егда Бог самые правоты наши
судити будет (Псал. 74, ст. 3). А хотяб мы что с помощию Божиею и соделали доброе:
нет резону высокомудрствовать; но паче помнить Евангельское слово: Аще и
вся повеленная вам сотворите; глаголите, яко раби непотребни есмы: почему?
Яко, еже должни бехом
сотворити, сотворихом (Лук. гл. 17, ст. 10). Исполнили только долг свой,
только обязательство природы своея. Но о когдаб хотя сие исполнили! так остается
ли какое нам место к величанию и надмению?
Таковыми смиренномудрыми размышлениями укрепляя себя человек, не токмо не дерзнет роптати на Бога; не токмо званию Его повинется: но и самыя от руки Его посылаемыя наказания будет сносить с великодушием. Позван ли будет Он на каковую должность? Чувствуя к тому способность и ревность, скажет с Исаиею: Се аз есмь! посли мя (Исаии гл. 6, ст. 8). Будет ли обременен нещастиями? Почитая их доказательствами Божияго промышления скажет со Иовом: Якоже Господеви угодно бысть, тако и бысть. Буди имя Господне благословенно от ныне и до века (Иов. гл. 1, ст. 21).
Да полагаем, благословеннии Христиане! добродетель сию всех наших дел основанием. Матерь Божия смирением устроила Себя быти храмом Божества. И наше сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Воззрит с высоты святыя. Ибо Его есть оное слово: На кого воззрю? Токмо на кроткаго, и молчаливаго и трепещущаго словес Моих? (Исаии гл. 66, ст. 2). Аминь.
Говорено в Благовещенском соборе, 1781 года.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра