Празднуя мы днесь воплощение Сына Божия, не можем никогда довольно удивиться величеству сего превосходнаго таинства. Оно не токмо есть несказанно, но и непостижимо. И самые Ангельские умы закрывая лицы своя со благоговением оное почитают. Нам же слабым смертным остается токмо падши ниц, со уверением сердечным признавать, яко не изнеможет у Бога всяк глагол (Лук. гл. 1, ст. 37); и идеже хощет Бог, побеждается естества чин.
Почему не входя во испытание тайны от век сокровенныя,
приметим мы в сем Божественном действии то, что понятию нашему есть вместительно,
и нужно к душевному нашему благоустроению. Призванная на сие великое служение
преблагосло
венная
Дева, с кротостию и со смирением на Ангельское приветствие ответствовала: Се
раба Господня! буди мне по глаголу твоему (Лук. гл. 1, ст. 38). Блаженная
Богоотроковице! помысли, каковое обязательство на Себя приемлеши; каковаго великаго
дела служительницею быти не отрицаешися. Ангел возвещает, яко Бог существом
Своим имеет вселитися в Тебе, и заимствовав от Тебя плоть Твою, благоволяет
облещися оною. Может ли чрево Твое быть вместительно для Невместимаго? Может
ли Вездесущий заключиться в пределах утробы Твоея? Довольны ли сосцы Твои питать
Питающаго всю тварь? Како в объятиях Своих матерних понесеши, Носящаго всяческая
глаголом силы Своея? Но все сие святейшая Дева совершенно понимая, токмо с смиренным
духом ответствует: Се раба Господня! буди мне по глаголу твоему. Что
я есмь в руках Вышняго, как токмо орудие, которое да обращает Он по Своему благоволению?
Что я есмь, как токмо брение, и могу ли что противусказать премудрому художнику?
Се раба Господня! буди мне по глаголу твоему.
Достойна таковая добродетель подражания нашего.
Ибо все наши добрыя дела смирением должны быть украшаемы,
и
всю свою теряют цену и заслугу, ежели будут иметь примес упрямства и высокомерия,
что усмотрим из следующаго разсуждения.
Смирение различно может понимаемо быть, и не все то, что под сим именем почитается, заслуживает честь добродетели. Смиренным например иногда почитается тот, который страшится каких либо важных предприятий, и убегает от великих званий. Сие не может всегда почитаться добродетелию, а некоторым естественным недостатком, и слабостию духа. Естьли же бы кто имея дарования и способности, от великих возлагаемых на него должностей отрицался: тот не избежал бы и греха пред Богом, яко данный от Него талант в пользу свою и других обратить не хотящий. Смирение с благородством духа есть вместительно. Сие видим мы в блаженной и в богопросвещенной Деве Марии. Она пред Богом зовущим Ее смиряется; но от звания Его не отрицается. Она понимает важность предлагаемаго таинства: но воле Владычней, яко послушливая раба, повинуется. И так две добродетели вкупе соединяет, благородство духа и смирение, и одной чрез другую умножает силу и украшение.
Смирение
иногда состоит в одной наружности: а внутренность наполненна высокомерием и
гордостию. Сей обманчивой вид на себя приемлющие люди умягчают свои слова, яко
елей; но они суть стрелы: униженностию своею и притворною боязливостию представляют
себя готовыми ко всяким услугам; но чрез то тщатся сокровенные свои ко вреду
других замыслы произвести в действие: показывают вид набожности, и частыми воздыханиями
являют себя быть напоенными духом благочестия; но сие творят, дабы сим видом
прельстив простых свою корыстолюбивую алчность насытить.
Таковы были фарисеи, коим небесный Учитель прямо в лице сказал: вы есте оправдающие себе пред человеки: Бог же весть сердца ваша (Лук. гл. 16, ст. 15). Вы есте гробы покрашенные; но естьли сию открыть наружность, внутренность окажется полна костей мертвых и всякия нечистоты (Матф. гл. 23, ст. 28). Таковое смирение не токмо не есть добродетель; но богопротивное лицемерие и вреднейшее лукавство.
Истинное смирение есть, когда не высокомудрствуем
мы ни о себе, ни о делах своих. Должны всегда памятовать, что мы человеки. Естьли
точно понимаем мы,
что
есть человек: не унизим своего достоинства; но и не присвоим себе излишняго.
Что созданы мы по образу Божию; сие заставит нас хранить благородство нашея
природы, и не унизить себя до состояния животных безсловесных: но что мы слеплены
из брения, из грязи; сие должно остановить наше высокомерие. Что дальновиднейшее
паче всех тварей можем иметь понятие и просвещение; сие должно нас возбудить
к предприятиям великим: но видя и самых просвещенных в различныя заблуждения
впадающих, и иногда паче невежд погрешающих; сие должно положить границы нашей
высокопарности. Что мы удостоиваемся быть под особливым Вышняго покровительством;
сие должно заставить нас возлетать к небесам и с свободностию приступать к престолу
благодати: но воображая множество грехов своих и пороков, одолжаемся работати
Господеви со страхом, и с трепетом совершать подвиг спасения.
Естьли сии праведные преступим границы: видимая
опасность настоит, чтоб мы, мечтая о себе излишно, не лишились и того, что нам
естественно принадлежит. Доволен нас научить один Праотцев наших пример. Они
польстились не на красоту плода; но дали себя ослепить высоко
мерным
мечтанием, что акибы чрез вкушение плода будут подобны Богу. Будете,
прелестник им сказал, будете, яко бози (Быт. гл. 3, ст. 5). Но стали
ли они богами? О пагубное тщеславие! и то, что имели, погубили. Се бысть
Адам, яко един от нас, изрек Вышний (Там же ст. 22). Сии слова постыжают
и посрамляют прельщеннаго. Они значат, якибы сказал Бог: се, се видим, что Адам
уже вознесся от земли, взошел на небеса, сел на престоле величества; для него
земля мала; естество человеческое невместительно, да и Ангельское не довольно:
пощастливилось ему все сие с себя свергнуть, и в равенстве не уступить Богу.
Се Адам бысть, яко един от нас. Нет! нет! не стал Богом. Унизил и самую человечества
честь, и опроверг свое достоинство.
Вот видим следствия гордости; но видим и плоды смирения.
Адам гордостию погубил преимущество человечества: ибо о нем говорит Пророк:
Человек в чести сый не разуме: приложися скотом несмысленным, и уподобися
им (Псал. 48, ст. 21). Но благословенная Дева смирением честь человечества
на высочайшую степень возвысила. Адам, что имел, погубил высокомерием:
Пресвятая
Дева смирением приобрела, чтоб быть честнейшею Херувим, и славнейшею Серафим.
Адам чрез гордость из Сына Божия делается рабом греха и невольником: Преблаженная
Дева смирением удостоивается быть Материю Божиею. Адам возмечтав быть Богом,
становится смертным человеком и осужденником: благодатная Мария смирением возводится
на небеса, и становится виновницею искупления Адамова; и самым делом исполнилось
о Ней из уст Ея изшедшее пророчество: Яко призре Господь на смирение рабы
Своея: се бо от ныне ублажат мя вси роди (Лук. гл. 1, ст. 48).
И так не должны мы высокомудрствовать о себе: кольми
же паче о делах своих. Самые чистые добродетели наши имеют примес пороков. Не
о сем только помышлять обязуемся, чтоб за худыя дела осуждены мы не были: но
бояться, дабы и самыя добрыя наши дела пред правосудием Божиим не оказалися
пороками. Будет время, говорит Пророк, будет время, егда Бог самые правоты наши
судити будет (Псал. 74, ст. 3). А хотяб мы что с помощию Божиею и соделали доброе:
нет резону высокомудрствовать; но паче помнить Евангельское слово: Аще и
вся повеленная вам сотворите; глаголите, яко раби непотребни есмы: почему?
Яко, еже должни бе
хом
сотворити, сотворихом (Лук. гл. 17, ст. 10). Исполнили только долг свой,
только обязательство природы своея. Но о когдаб хотя сие исполнили! так остается
ли какое нам место к величанию и надмению?
Таковыми смиренномудрыми размышлениями укрепляя себя человек, не токмо не дерзнет роптати на Бога; не токмо званию Его повинется: но и самыя от руки Его посылаемыя наказания будет сносить с великодушием. Позван ли будет Он на каковую должность? Чувствуя к тому способность и ревность, скажет с Исаиею: Се аз есмь! посли мя (Исаии гл. 6, ст. 8). Будет ли обременен нещастиями? Почитая их доказательствами Божияго промышления скажет со Иовом: Якоже Господеви угодно бысть, тако и бысть. Буди имя Господне благословенно от ныне и до века (Иов. гл. 1, ст. 21).
Да полагаем, благословеннии Христиане! добродетель сию всех наших дел основанием. Матерь Божия смирением устроила Себя быти храмом Божества. И наше сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Воззрит с высоты святыя. Ибо Его есть оное слово: На кого воззрю? Токмо на кроткаго, и молчаливаго и трепещущаго словес Моих? (Исаии гл. 66, ст. 2). Аминь.
Говорено в Благовещенском соборе, 1781 года.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра