Мнози суть званни, мало же избранных
Лук. гл. 14. ст. 24.
Созывает нас днесь Евангелие на преславный духовный пир, на котором предлагается безсмертная пища сам Агнец Божий закланный прежде сложения мира со всеми оными плодами, которыя он страданием своим и дражайшею смертию приобрел. Сего преславнаго пира величество, богатство, оживляющее и услаждающее наши души действие, нет нужды описывать. Ибо вы, благословеннии Христиане, спасительною благодатию не токмо на оной призваны, но действительно видите очами веры славу его, и устами души своея вкусили от его сладостей. Вы просвещенны, и причастилися Духа Святаго: вы чувствовали сладчайший вкус Божияго глагола, и силы грядущаго века. Вас приветствует святый Петр, что вы род избран, Царское священие, язык свят, люди обновления, яко да добродетели возвестите из тьмы вас призвавшаго в чудный свой свет.1 А когда призваны и неизследимаго богатства благости Божия сподобились, то вот тот же Петр увещевает нас, сию великую благодать содержать в чистой совести. Потщитеся, говорит, братие, известно ваше звание и избрание творити: сице бо обильно подастся вам вход в вечное царство.2
Но как много и таких, которыя не суть от двора сего, то есть, или звание Божие отвергают, или и получив дар сей, но оной употребляют во зло; а как благость Божия ни кому не хощет погибнуть, то каким же образом она сие спасительное производит действие; ты, милосердия неизчерпаемая бездна, Боже, вразуми нас, и даждь нашему сердцу слышать внутренний глас зовущия благодати Твоея!
Различными образы зовет милосердый Бог человека ко спасению, и неизследимыми нам судьбами предуготовляет всякому путь к добродетели. Зовет Он нас чрез добрых родителей, чрез разумных учителей, чрез пристойное воспитание, чрез постоянных товарищей и верных другов, чрез похвальныя примеры, чрез чтение или слышание полезных книг и учение. Инаго отводит от зла страхом, другаго приводит к добру награждением; сего исправляет нищетою, того поощряет к добродетели богатством; одного смиряет нещастиями, другаго слабость и уныние в добрых предприятиях ободряет честию. Но кто изчислить может различныя милосердаго о нас попечения Божия образы? мы теперь, слушатели, за довольное почтем, хотя только знатнейшия узнать звания Божия пути.
Зовет вопервых нас Бог к добродетели и к истинному благополучию чрез закон естественный. Известно бо, думаю, всякому, что Бог, созидая человека, вкупе влиял в него вечный закон свой, то есть, способность к различению добра от зла, и посеял на сердце его семена добродетели. Все народы в протчем дикия и несогласныя нравами, обыкновениями, языком, законами, но в том без учителя и без книг довольно согласны, что иное есть само чрез себя честно и похвально, другое безчестно и срамно. Сие разсуждение засвидетельствует нам великий Павел: языцы, говорит, неимуще закона, естеством законная творят: сии закона не имуще, сами себе суть закон; иже являют дело закона написано в сердцах своих, спослушествующей им совести, и между собою помыслам осуждающим или оправдающим.3
А отсюду усматриваем спасительное намерение Создателево, дабы сим закона впечатлением зделать нам добродетель любезну, а порок ненавистен, котораго закона сила тем действительнее, что мы зделав какое добро, самое живое внутрь себя чувствуем утешение; но зделав худое, хотяб ни от кого никакова не опасались наказания, жестокое внутри претерпеваем от совести обличение и самих себя стыдимся и срамляемся. А сие врожденное нам о добре понятие, сия чувствуемая в сердце нашем по соделании добра радость, сие совести грызение, неразлучное порока наказание, не естьли сильное к добродетели ободрение, и ясное звания Божия знамение? да и подлинно, каким бы мы страстям и злодеяниям не подвергли себя, ежели бы нас не обуздовала ни совесть, ни стыд; когда и совестию обличаеми и поражаеми стыдом, не престаем худыми обременять себя делами.
Однако сие Божие звание, сколь само по себе ни действительно, не приводит человека в надлежащее совершенство, но только предуготовляет к благодати Христовой; ибо самим искусом дознаем, что мы не можем быть безпорочными закона естественнаго исполнителями. И по сей то притчине закон естественный, или что то же есть, не поврежденная философия называется служительницею благодати Евангельской, закон пестун нам бысть во Христа, да от веры оправдимся,4 вопиет языков учитель. А чтоб врожденный закон совершенно исполнить, в том препятствуют нам недостатки нашего естества и страсти внутрь нас воюющия, которыя единаго человека на две противныя части раздирают, так что принуждены бываем с Павлом вопить: не еже хощу, сие творю, но еже ненавижу, то соделоваю: еже бо хотети прилежит ми, а еже содеяти доброе не обретаю.5
Сия война подлинно препятствует Божию званию, но и помогает в некотором разуме. Приводит бо нас в признание своея немощи и бедности; а чрез то велит нам искать целителя и избавителя; не требуют бо здравии врача, но болящии. И для того-то святый Апостол написал, что, идеже умножися грех, преизбыточествова благодать,6 то есть, множество грехов приводит человека к признанию своего окаянства; а признание сие сподобляется великаго милосердия Божия множество грехов отпущающаго. И сей есть первой путь звания Божия.
Второе, зовет нас Бог ко исправлению строгостию закона, которой нераскаяннаго грешника гневу его и различным наказаниям подвергает. Известно бо каким страшным изречением запечатал Бог закон свой: проклят всяк, иже не пребудет во всем писанном в книге закона.7 Сие проклятие тем есть ужаснее, что оно нас удаляет от Бога, в котором все наше состоит блаженство, и ввергает в пропасть всякаго нещастия.
Но как сие страшное Божие определение род человеческий не весьма поразило, то посылал Бог Пророков, которые обличили бы нечестие человеческое, и устрашили бы наказаниями, какия они заслужили. Вот я на тебя, о нераскаянный грешник! говорил чрез Пророков Бог: проведу тя чрез огнь напастей, уморю тебя гладом, умучу жаждою, разорю твердыя грады твои, и потопчу вожделенныя нивы твои, предам тебя всяким болезням, предам неприятелям, которыя возмут чад твоих, самое любимое возмут от тебя. Аще не обратитеся, оружие свое очистит, лук свой напряже и уготова его.8 Да и действительно наказывал и наказывает болезнями, отнятием любезных детей, несогласиями, войнами, пожарами, землетрясениями, мором, гладом, скудостию, печалями; но сие наказание мы принимать должны не иначе, разве как отеческое, которым благость Божия на покаяние нас зовет.
Однако страшныя сии Божия угрожения, и очевидныя его примеры, не весьма возбуждают нас от глубокаго сна нашего. Пророки вопили: гнев Божий, гнев Божий; но другия напротив говорили, мир, мир, и ничего не будет. Мы или грозам тем не верим, или случайностям некоторым все приписываем, или отдаем необходимостям. Корабль, в котором плыл Иона в Фарсис, от страшнаго морскаго волнения сокрушался; но в самое сие время Иона спокойно опочивал, что ты храпиш Иона! сказал ему кормчий, востани и моли Бога твоего, яко да спасет ны Бог, да не погибнем.9 Что ты, человече! скажет же и нам Бог, глубоким нерадения и безопасности спиш сном, когда корабль жизни твоея по морю мира сего плавающий всякой час близок есть к сокрушению? не видиш ли что весь мир волнуется, весь мир возле лежит и беды везде, беды от разбойник, беды от сродник, беды в селах, беды во градах, беды и в пустынях, беды во лжебратии.10 Но, Господи! признаемся мы с твоим Иеремиею, очи Твои зрят на веру нашу: бил еси нас и не поболехом, сокрушил еси нас, и не восхотехом приняти наказания.11
Так уже ли Бог оставил нас, уже ли все истощилось богатство благости его? нет, нет, благословеннии Христиане! как закон естественный не силен стал нас удержать единственно при добродетели, как угрожения и наказания не зделали нас лучшими, то премудрость Божия изобретает еще средство, но самое действительное да и последнее; а оно есть благодать Евангельская.
Звание благодати Евангельской по тому сильнее, что оно уже не строгостию, но удивительною благостию и несказанным снисхождением наше ожесточение умягчает. Закон проклинает, а благодать благословляет; закон говорит: око за око и зуб за зуб; но благодать сказывает: аще кто не имать греха, да вержет на грешника камень; тот говорит: отъидите от мене проклятии во огнь вечный; сия сказывает: приидите ко мне вси труждающиися и обремененнии, и аз упокою вы. Закон представляет нам Бога во образе строжайшаго Судии; но Евангелие под видом благоутробнейшаго Отца.
Сей небесный Отец, призывая нас к вечному щастию, объявляет, что Он не помянет всех грехов наших, милостив будет к самим неправдам нашим; обещает благая, которыя нам на мысль никогда притти не могли, царство небесное, сладость райскую, увеселения некончаемыя, показывает тех внутренную тишину, которою любящии его наслаждаются, представляет раны Сына своего, пролиянную его кровь, страдания и поносную смерть, что все предприято единственно, дабы погибшаго спасти человека. Приидите убо, приидите ко мне вси труждающиися и обремененнии, и аз упокою вы.12
Сие призывание столь сильно, что надобно тому быть твердейшу каменя, которой бы и сим не подвижен был. Он говорит: приидите ко мне; ты должен говорить: готово сердце мое Боже! готово. Я бы хотел, Христе мой! и прежде твоего призывания в Тебе одном искать себе покоя, а теперь ли не послушаю, когда Ты сам, сладчайший Иисусе! Сам к рабу твоему снисходиш. Сим гласом позваны разбойники, блудницы, мытари, сребролюбивыя, радостно наподобие жаждущаго еленя в след его бежали, и достигли тихаго в небесном отечестве пристанища.
Почему вещь удивления или паче сожаления достойная, что иныя величающиися Христианским именем, сей радостнейший глас мимо ушей пускают, и желанием будущих благ не восхищаются. Сему причиною есть, или что совершеннаго не имеют понятия о высоких таинствах Христианских, или и понимают, но заботами мирскими, богатством и сластьми житейскими сия истинна подавляема бывает. В нынешнем Евангелии читано, что званныя на вечерю Господню, то есть, в живот вечный, за покупками волов и сел, или за поятием жены, как бы согласившись все отказались, и всяк из них особенно сказал: не могу притти. А сии краткия слова значат то, что я, за приятностьми и за прибытками, не хочу отпущения грехов, ненавижу Христианства, гнушаюся Евангелием, не любо мне небесное царство, отрицаюся Христа, сочетаваюся диаволу. О страшное слышание! которое да не падет на нас верующих в тя Господи! Ты Евангельским твоим благословенным гласом сподобил нас быть в числе твоих званных; сподоби же нам быть и в числе избранных, Аминь.
Сказывано 1763 года, месяца Декабря 14 дня.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра