Семя есть слово Божие.
Лук. гл. 8. ст. 11.
Нынешнее Евангелие отверзает нам духовный вертоград, в котором небесный Сеятель сеет семя Божественнаго слова своего не на полях, но на сердцах наших, Слушатели. И как домовитому мужу пристойно, начал оное сеяние с самаго утра, то есть, от самаго начала мира, сперва изустными откровений своих преданиями, потом законом письменным и Пророческими учениями, а напоследок Евангелием; которое, начало приняв от самого Господа, и доселе благодатию Божиею чрез Пастырей и учителей в церкви Христовой не увядает. А чтоб сеяние учения его действительнее было, разными оное предлагает человеку способами; когда его то обещаниями склоняет, то страхом умяхчает, то притчами, как бы некими подкопами, в наши входит сердца. Гордому представляет смирения высоту, скупому милосердия плоды, ленивому трудолюбия честность, грешника кающагося утешает величеством милосердия своего, а нераскаяннаго устрашает строгостию своея справедливости, праведника утверждает обещаниями небесных благ, уготованных любящим его.
И в разсуждении сих то различных входить в сердце человеческое способов, слово Божие уподобляется семени, с которым какое есть подлинно сходство, нынешнею беседою изследовать, да не почтет себе благосклонный слушатель во отягощение. А ты, Сеятелю благий! сотвори, чтоб сердце наше, яко благая земля, приняв с радостию Божественное слово твое, напоилося росою духа твоего.
Яко же семя, иное падает при пути, на таком, то есть, месте, где от мимоходящих легко попрано быть может, или птицы поядают: так и слово Божие иные не внимательно слушают, но с небрежением. А то по тому, что к слышанию проповеди не возбуждает их чаемая оттуду польза, но или одно заобыкновение, или любопытство. Почему такой слушатель подобен человеку, смотрящему лице свое в зеркале, которой как отойдет, то позабывает, какова он казался лица.1 Когда Спаситель наш в смертном находился подвиге, не однократно приходил к ученикам своим, но заставал их спящих; и как глаза их столь были сном отягощенны, что зовущаго их гласа не слышали, то на последок сказал им: спите прочее и почивайте.2 Так и всяк из нас опасаться должен, чтоб, ежели мы учение спасительное сонливыми будем принимать ушами, благодать Божия напоследок не сказала: человече! спи уже теперь и почивай: прошло учения твоего время, заключились двери.
Якоже семя иное падает на камень, где, понеже нет влаги, скоро засыхает и желаемаго не приносит плода: так и слово Божие в тех бывает безплодно, которые не утверждены в вере, и о законе Божием малое имеют понятие: почему такие, как совершенно не знают, какое нашего Христианскаго закона пред протчими есть превосходство, то на время веруют, а во время напасти отпадают.
Якоже семя иное упадает в терние, где хотяб и могло возрасти, но понеже густотою терновых ветвей подавляется, созреть не может: так и слову Божию самое великое препятствие бывает от терния; от терния, разумею, житейских сует, от терния богатства, от терния сладострастий мирских. Почему за житейскими хлопотами слышать учение нет времени; богатство наружными прибытками отводит от сего духовнаго училища; а сладострастия все беднаго человека сердце занимают соблазнительных книжек чтением, не пристойными разговорами, развращенными компаниями. Такие люди тем сожалетельнее, что за малые прибытки, за краткое услаждение продают ту пользу, котораяб могла их вечно сделать щастливыми. О окаянное терние! ты уязвлением своим смертоносную нам наносишь рану. В Ефесе Павел проповедовал, что тех за богов почитать не льзя, которых руками человеческими зделать можно. Послышав сие некоторой Димитрий, которой делал идолов, созвал всех своих товарищей, и так им говорил: товарищы! вы знаете, что сим мастерством мы питаемся; почему ежели не удержим успех учения Павлова, то можем остаться без пропитания.3 После сего столь великую подняли они молву, что принудили блаженнаго Павла вытти из того города. Вот терние тленнаго богатства подавило семя учения Павлова!
Якоже семя иное падает на добрую землю, которое и благополучно произрастает и изобильной приносит плод: так и слово Божие иные принимают с усердным желанием и с радостным сердцем, которое не имеет ни камня жестокости греховной, ни терния сладострастия, но умяхчаемо благодатию, украшается благих намерений цветами, и обогащается плодами добродетелей. И о такой-то благаго сердца земле негде написано: Земля пившая сходящий на ню множицею дождь, и раждающая былия добрая оным, имиже и делаема бывает, приемлет благословение от Бога.4
Якоже семя, хотяб и на добрую пало землю; дабы могло созреть, надобно ему часто дождем напаяему быть: так и слово Божие не довольно, чтоб мы один раз или другой охотно приняли, но должно, в надежде собрания благодатных плодов, наичаще к чтению и слышанию его прилежать и не преставать животворную из него сосать влагу. Таким дождем блаженный Давыд напоял благословенную ниву свою, когда в законе Божием поучался день и нощь.5
Якоже семя только доброе сеется, но тут же нечаянно возрастают и плевелы; и сколькоб бедный поселянин ни тщился оныя исторгать, но совершенно не может: где ни есть и каким ни есть образом вредное оное былие между пшеницею занимает место. Так единое слово Божие церковь Христова тщится посеять, и сеет на нивах сердец Христианских; но враг человек тут же скрытно всевает плевелы развращенных мнений и соблазнительных учений. Христос наполняет житницу Христианския души блаженными своими семенами; но враг наш беззаконною лопатою своею оныя развевает: Христос показывает нам путь к вечному щастию; но мир на сем пути полагает претыкания и соблазны: Христос учит чистоте и целомудрию; но страстная плоть наружными своими приятностьми нас прельщает. Здесь в храме Божием предлагается учение нравов: а за порогом церковным встречают нас тысяча случаев к повреждению нравов. И сие-то истинных Пастырей церковных презельно оскорбляет; сие-то принуждает их со слезами произносить жалобныя сии слова: Господи! не доброе ли семя сеяхом, откуду убо суть плевелы?6
Якоже семя, ежели хранится только в житнице, пребывает без плода: так ежели кто силен в книгах, то есть, довольное имеет искусство в снискании разума Божественнаго писания, но оное не употреблял бы к наставлению простейшия братии своея, хотяб видел их в крайнем невежестве; такой, яко всуе приемый талант благодати Божия, не только никакой не приносит пользы, но еще делает и вред: что бо пользует сокровище сокровенное? Было некогда во Израили такое нещастливое время, что не известно пропадала книга закона Божия; и как начали для возобновления разбирать стены храма, то как то нечаянно тут же нашли и оную книгу. Сам великий священник увидев надпись закона Божия, со удивлением сказал: книгу закона Божия обретох в дому Господни!7 но и ныне в новом Израиле священная Евангелия книга, едва ли не у многих в развалинах забвения и лености погребена есть.
Якоже семя, хотяб не чистыми посеяно было руками, но на доброй земле, не лишится плода своего: так и слово Божие, хотяб чрез недостойнаго проповедуемо было учителя, может быть плодоносно, ежели зрелым разсуждением будет утверждено слушателево сердце. И в сем-то разуме Спаситель приказал слушать Фарисеев. На седалище Моисеове седоша книжницы и Фарисее: вся елика глаголют вам, творити, творите; по делом же их не творите, глаголют бо, а не творят.8 Хотя подлинно признаться надобно, что учительство действительнее во устах того Пастыря, в котором учение с благочестием соединено есть, и который не опасается, чтоб ему сказали: врачу! исцелися сам.9
Якоже семя сеет поселянин, но возрастит Бог: так и слово Божие проповедуют Пастыри и учители, и тем касаются единых токмо слушателевых ушес; но сердце подвигнуть и обратить есть действие единаго Всесильнаго Бога. Павел насадил, Аполлос напоил, но возрастил Бог.10 Так что же Павел, что Аполлос? точию служители или орудия, чрез которыя вседействующий Бог благоволил в других веру насадить. Такое разсуждение великое подает учителям утешение, чтоб не ослабевали в похвальном труде своем и тогда, когдаб видели слушателей во исправлении мало успевающих.
Как к сеянию не всякое время способно, но разумнаго поселянина дело есть способность онаго усматривать: так и мудрый учитель ловит способнейшия случаи, чтоб взойти в сердце слушателево. Когда видит его или суетами занята, или о увеселениях токмо помышляющаго, или в высокое о себе мнение пришедшаго: тогда некоторое таковой братней немощи делает снисхождение. Надобно бо некогда и с немощными быть яко немощну.11 Но когда видит его от множества сует скорбящаго, от веселостей скучающаго, от разных перемен свою бедность признающаго: тогда уже призвав Бога на помощь, исходит на дело свое радуяся. Так Павел увидев в Афинах надпись, неведомому Богу,12 взял случай проповедовать неведомаго ими Иисуса Христа. Благовестник Филипп обратил к вере евнуха, увидев его читающаго книгу Исаии Пророка.13 А хотя и велено негде настоять учением благовременно и безпременно;14 но сие относить надобно до учителя, а не до ученика; то есть, усмотря в слушателе охоту, тотчас приниматься за дело, не разсуждая своих недосугов.
Якоже семя само собою есть мало, но когда возрастет, бывает древо великое, и птицы небесныя гнездятся между ветьвями его. Так и слово Божие пред очами непросвещенных человек кажется мало и презрительно, но самою вещию есть сила Божия во спасение всякому верующему. Живо бо слово Божие и действительно и острейше паче всякаго меча обоюду остра.15 Сим слова Божия мечем вооружившися богоносные Апостолы наижесточайшия сердца умягчили; сим словом заградили высоковитийствующия уста, посрамили века сего мудрость, и всего света сделались преславными победителями. Так какой же быть надобно оной душе, которая ниже сим слова Божия пронзается мечем!
Якоже семя принесши плод, оным питает тело: так и слово Божие питает душу, которое питание есть предначатием вечных некогда быть имеющих сладостей. Некогда Господь Вседержитель единому из своих Пророков подал свиток книжный, и сказал ему; сыне человечь, снеждь свиток сей. И снедох его, говорит Пророк, и бысть во устех моих яко мед сладок.16 Так и всякому из нас невидимо божественная благодать во уши сердечныя вопиет: сыне человечь! снеждь свиток спасительнаго учения алчными устами души твоея: а когда съеш, то воспоеш с Давидом: коль сладка гортани моему словеса Твоя, Господи! паче меда устом моим.17
Якоже семя, ежели будет безплодно, бывает голод: так, ежели слово Божие желаемаго своего лишается плода: наступает духовный голод, то есть, неведение крайнее о Боге, презрение добродетели, небрежение о своей должности; чрез что лишаемся той жизни, которою оживотворяется наша душа. Опасный по истинне таковый глад! и оным грозит наше непокорство наказать Господь Саваоф чрез одного из своих Пророков: се дние грядут, глаголет Господь, и послю глад на землю, не глад хлеба, ни жажду воды, но глад слышания слова Господня.18 О подлинно страшное угрожение! ибо сим гладом не тело, но самая умерщвляется душа.
Якоже напоследок бывает иногда жатва многа, но делателей мало: так иногда тщательные Христиане жаждут слышать слово Божие, но нет духовных жателей, которые бы блаженную оную жажду живою слова Божия водою погасить могли. Многие бо сидят при источниках духовных, но не имеют почерпала, то есть, довольнаго учения, чтоб оным из кладязя того почерпнув, себя и других напоили. В нынешнее время не без затруднения можно узнать, в ком большая скудость, в слушателях ли, или в учителях. Ибо тех за истинных слушателей почесть не льзя, которые на подобие песочных часов, что одним ухом принимают, то чрез другое выпускают, и которые более приятности, нежели пользы в слове ищут. Блажени слышащии слово Божие и творящии е.19
Толикое усмотрев между семенем и словом Божиим сходство, учители да тщатся неусыпно пребывать в сем духовном сеянии, и в вертограде Христове работать неленостно: а слушатели да тщатся быть благою землею с радостию приемлющею семя слова Божияго. Имеяй уши слышати, да слышит, Аминь.
Сказывано 1763 года, месяца Октября 5 дня.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра