Аз дам вам уста и премудрость.
Лук. гл. 21. ст. 15.
Чего нам нет дражае, и что мы должны искать, хотяб оно за последними света крылося краями; то нам дражайший Учитель наш дать обещает. Ибо может ли быть что желательнее разумной твари, как украшенной быть премудростию, состоящею в познании спасительныя истинны, да еще соединенною с дерзновенными устами, с таким, то есть, дарованием, чтоб истинну небоязненно пред всеми проповедовать? И как всякая милость наипаче дорога во время нужды; то и оную премудрость в такое время обещает нам Спаситель наш, в которое она нам наибольше будет потребна, а имянно тогда, когдаб нас представили пред мучительми за свидетельство истинны, когдаб другие нашу веру поносить стали, когдаб нашему блаженному упованию удаленные от света люди смеяться начали, когдаб истиннейшаго Божияго слова основание низвергать покусилися; тогда то обещает своего подвижника против таких коварств вооружить устами и премудростию, да еще такою премудростию, которой не возмогут противиться надменнейшие в свете люди, и самые те, которых власть всех молчать принуждает. О сладчайшаго обещания, и дара небес достойнаго!
Но понеже мир против сей смиренной, Евангельскою простотою украшаемой, премудрости, выставляет свою высокоименитую философию, и хитросплетенныя мудрования: то какое между ими есть различие, в нынешнем моем слове показать, благочестие ваше, Слушатели, и усердная к слышанию слова Божия ревность возбуждает. Ты же предвечная премудросте, по обещанию своему, даждь мне уста и премудрость, чтоб дерзновенно проглаголать истинну Твою среди церькви Твоея!
Нет моего намерения касаться похвальной философии, или такой мудрости, которая с кротостию упражняется в познании вещей и в испытании дел Создателевых: ибо сего требует данное нам от Бога дарование разума. Но когдаж она к чувственным вещам мира сего столь себя пригвождает, что о протчем всем духовном с презрением нерадит, и в самых тайнах спасения не пленяет ум свой в послушание веры;1 тогда уже она подпадает всей строгости слова Божия, и о ней исполняется тогда, что во Пророках писано есть: погублю премудрость премудрых и разум разумных отвергу.2 Почему и непохвальныя в святых книгах заслуживает себе имена. Называется бо мудрость человеческая, мирская, земная и плотская:3 так как напротив премудрость, которая упражняется в делах спасения нашего, называется божественная, свыше сходящая и духовная. Я первую буду называть плотскою; а сию духовною. А вы, благословеннии Христиане, какое между ими есть различие, приидите послушайте.
Плотская мудрость во многих упражняется умствованиях неполезных, и в некоторыя входит тонкости, которыя настоящую истинну только что потемнять обыкли. Свидетель тому так называемая древняя философия Греческая, и, которая от нее родилась, схоластическая, которыя праздными вопросами наполнены. Там услышиш сии знатнейшия запросы: Есть ли пустое в свете? Род или вид вещей могут ли сами чрез себя стоять? Может ли быть случайность без своего подлежащаго? В разделении тела в безконечное ли проходить надобно? Петровство может ли от Петра разделено быть? Такими и подобными, по видимому, громогласными вопросами упоившися человеческая мысль, высоко о себе мечтать начинает, и самую истинну как простую, в чем настоящее ея состоит украшение, презирает.
Но сколькоб такия высоко о себе ни думали; а они по истинне осуетишася помышлении своими и помрачися неразумное их сердце, глаголюще себе мудрых быти объюродеша.4 И для того Божественный Павел увещавает нас, чтоб мы блюлися,5 да не кто прельстит нас Философиею и тщетною лестию, по стихиам мира, а не по Христе: также пишет к Тимофею, чтоб мы не внимали баснем и родословием безконечным, яже стязания творят паче, нежели Божие строение, еже в вере.6
Но премудрость духовная делами, а не словами философствует. Она тогда почитает, что наитруднейший решила вопрос, когда успокоит совести нашей смущение, и покажет дорогу из7 лабиринта страстей нас выводящую. Почему достойнейший у нее почитается ученик, которой все свои начинания относит, чтоб сыскать совесть правую. Того ради Дух Святый называет ее словом спасения и глаголом жизни. Для лучшаго разсмотрения истинны сея, поставим себя мысленно на Афинейском ареопаге, где увидим Павла стязующагося с знатнейшими философами, Епикурами и Стоиками.8 Сии были вооружены Логическими9 софисмами и Метафизическими тонкостями; Павел в простоте слова защищал себя самою истинною. Сии думая о себе, что знали все, но Бога не ведали; Павел ясно понимал и свободно пред ними проповедовал неведомаго ими Бога. Сии, оставив полезныя знания, упражнялись только в том, чтоб говорить и слышать все новое; Павел Божественныя мудрости будучи причастен, представлял им правосудие Божие, которое как добрых без награждения, так и злых без наказания оставить не может; но сие полезнейшее учение плотская мудрость называла суесловием. А отсюду видите, сколь мало одна с другою сходствует.
Плотская мудрость твердаго не имеет основания, и на подобие трости ветром движимыя колеблется. Сколько было в древности философских10 сект, которыя не только были различны, но и одна другой были противны. Где то примечания достойно, что почти ни одна из них в полной своей силе от нынешних веков не принята, а чрез то слабость их и суетное мудрование доказывается. Какимиж странными мнениями такая мудрость бывает наполнена! Между протчими было и то, чтоб сумниться обовсем, и в том, что есмь ли я, самому себе не доверивать.
Но духовная премудрость есть тверда и несумнительна, и бывает закреплена внутренним свидетельством совести, Духом Святым оправданныя: ибо она пишется не чернилом, но духом Бога живаго, не на скрижалех каменных, но на скрижалех сердца плотяных.11 Сколько от начала мира до сего дня прошло веков; но спасительная истинна всегда согласно проповедуема была. Как от начала содержали праотцы, так Божиим духом движимый написал Моисей: все Пророки оное учение согласием своим засвидетельствовали: Апостолы не иное проповедию своею всему свету сообщили: тоеж мученики кровию запечатали: но и ныне тою же истинною церковь Божия украшается. Небо и земля мимо идут; а словеса Божия не имут прейти.12
Плотская мудрость высокомерна и велеречива; но премудрость духовная смиренна и проста. Нет в ней Цицероновой пышности, Демосфенова высокоречия, Платонова велемудрия; но токмо живая простота, тем действительнее, чем больше удалена от всяких ухищрений человеческих.
Плотская мудрость имеет уста; но и духовная свои уста имеет; та высокоречием гремящыя; а сия кротчайшим глаголом Иисусовым, истинну дерзновенно проповедующыя. Вот слышим, что великий Павел пишет к Коринфянам, к Коринфянам, говорю, которые плотскою мудростию паче других возносилися.13 И аз пришед к вам, братие, приидох не по превосходному словеси или премудрости возвещая вам свидетельство Божие. И слово мое и проповедь моя не в14 препретельных человеческия премудрости словесех, но в явлении духа и силы: да вера ваша не в мудрости человечестей, но в силе Божией будет. Может ли лучше описано быть, духовной и плотской мудрости различие, как сими языков Учителя словами?
Плотская мудрость бывает надменна и презрительна; и сей ея знак весьма необманчивой. Ибо есть ли кто ею довольно напоен будет, а между тем внутрь сердца своего Божественныя мудрости не приимет, то таковой простейшую братию свою презирает, и высоко свою поднимает бровь. Македонский Александр пришел некогда к бочке Диогеновой и хотел с сим Философом вступить в разговор. Но он отвергши сего Монарха представление, просил, чтоб он от него отошел прочь, и не мешал бы ему на солнце греться. Какая надменная в сем Философе крылася мысль! Хотя он жил и в бочке, но сия бочка гремела других презрением, и хотя он был одет в рубища; но сквозь сии рубища гордость была видна.
Но духовная премудрость кротка и человеколюбива. Ибо хотя великий Учитель наш и приказывает, чтоб мы искали мудрость змииную,15 но притом, чтоб она растворенна была простотою и кротостию голубиною. И по сему кротчайшаго Учителя предписанию точно поступали смиренные его Ученики. Премудрый языков Учитель, некоторыми обстоятельствами приведен был, чтоб Коринфянам дать знать, сколь великия поднял он подвиги ради других и их спасения, и коликих удостоился Божиих откровений. Самую истинну писал Апостол сей. Но после как будто в некоторой признаясь погрешности, извинялся сими, кротостию исполненными, словами: бых несмыслен хваляся: вы мя понудисте.16 О Павле Божественный! сели твоя похвала, что ты всякой почти день от окружающих тебя бед умирал? Но он те же прекрасныя свои повторяет слова: бых несмыслен хваляся: вы мя понудисте. Вот живое изображение духовныя премудрости, которую надменный и высокоумный дух вместить не может, как то сам Сын Божий сие признал пред Отцем своим небесным. Исповедаютися Отче, Господи небесе и земли, яко утаил еси сия от премудрых и разумных, и открыл еси та младенцем.17 А из сего ясно усмотреть можете, сколь малое плотской мудрости с духовною есть сообщение.
Плотская мудрость малодушна и лицемерна. Она некогда очень высоко летает разсуждениями; но как повеет ветр какой ни есть страсти, а имянно, самолюбия, или приобретения некоторой пользы, или страх стыда и наказания, то сжимает свои крылья, в подлую приходит робость, и начинает лицемерить, за большее почитая угождать своей страсти, нежели истинну откровенно во всяком случае проповедывать. Однако безчестное сие истинны скрывательство, обычай имеет прикрывать честным именем политики. Сократ, которой за самаго степеннаго из Философов почитается, кажется, что не худо единаго Бога познавал. Но как пред Афинейским судом донесено было, что он протчих народом покланяемых богов презирает, то столь испугался, и столь в великое пришел малодушие, что совсем не признавал, акиб он когда учил быть единому Богу, и в истинне сей, как в некотором злодеянии пред судом извинялся. Но и, как осужден был на смерть, приказал, богу Эскуляпию петуха принести на жертву. Я догадываюсь для того, чтоб по смерти его не пронесли, акиб Сократ был презритель богов, а единаго Бога почитатель. О слабость плотской мудрости! Где премудр, где книжник, где совопросник века сего? Не обуи ли Бог премудрость мира сего?18
Но такое ли действие премудрость духовная имела в своих Христианах? лицемерили ли они, когда приводимы были пред тираннов? малодушествовали ли, когда показываемы им были острейшия мечи, распаленные огни, разженныя сковороды, клокочющия оловом котлы, самых лютейших зверей зубы, и протчия мучительныя орудия, какия токмо лютость человеческая выдумать может? Убоялись ли они, чтоб умолчать истинну, которая глубоко на сердце их напечатана была? они единодушно до небес возносили сей глас: Аще праведно есть пред Богом, вас послушати паче, нежели Бога: судите, а нам умрети приобретение.19 Да еще многие из таких истинны свидетелей были простыя по мнению мирскому, были жены и младенцы, были девицы, самый немощный пол. Пример нам готовый на ныне празднуемом великомученике Евстафии, который духовною ободрен мудростию, лучше избрал в разженном медном воле, о воспоминания страшнаго! сожжен быть, нежели отступить от истинны; которому великодушному примеру и жена его, с произшедшими из утробы своей чадами, доблественно последовала; а чрез то, самым делом, и плотскую мудрость посрамили, и доказали Христианской Философии силу. По чему исполнилось на них оное Спасителево обещание, которым обещал дать им уста и премудрость. Дал уста, которыя во всю загремели поднебесную: дал уста, которыми глаголали истинну пред Цари, и не стыдилися. Дал уста, которыми дерзновенно обличали суетное мира сего мудрование; дал и премудрость, которую не могла превозмочь ни злость, ни хитрость человеческая.
Толикое усмотря между плотскою и духовною мудростию различие, уже без сумнения заключить можем, Слушатели, во первых, сколь одна человеку полезна и потребна; сколь же напротив другая суетна и вредна. Что бо пользует человеку, ежели будет прилежный натуры испытатель, искуснейший наблюдатель течений небесных, и высоковитийствующий словесник; но со всем тем не почерпнет живой воды богопознания из источников Израилевых, и не будет знать тех таин, которыя показывают путь к вечному щастию? тогда окаяннейший таковой всех человек, и вся мудрость его поглощена будет. Сего то бо ради, как не познал мир натуральною премудростию Бога, прогневавшись Бог, благоволил буйством проповеди спасти верующих.20 Второе, сколь мы блаженны, что нам верующим во Иисуса Христа, сия божественная мудрость всегда в Евангелии благовествуется, и оную дражайший наш Учитель нам дать обещает.21 Аз дам вам уста и премудрость.22 Приступите убо к нему и просветитеся и лица ваша не постыдятся.
Всем нам Спаситель наш обещает; но паче Тебе, Благоверный Государь Цесаревичь, Дражайший Всероссийский Наследник! ибо в самый радостнейший день рождения Твоего, который мы ныне торжественно, усердныя Вышнему принося о здравии Твоем молитвы, празднуем: в самый, говорю, день рождения Твоего, преблагий промыслитель Бог, Тебя в мир сей входящаго как бы приветствовал сими из Евангелия словами: Аз дам Тебе уста и премудрость. Дам уста, которыми увеселишь отечество Твое; дам и премудрость, которою всегдашнее благополучие сыщешь Дому Петрову; которое обещание Божие и действительно на Тебе видим исполняемое. Ибо усерднейшим попечением Дражайшия Родительницы Твоея, Всеавгустейшия нашея Монархини, о общей пользе более, нежели о собственной своей пекущияся, при протчих науках, и закону Божию обучаетесь, и страхом Его младенческую свою непорочную душу наполняете; а чрез то восходите на степень духовныя премудрости, которою да напояет Тебя Дух Святый к неописанной радости Дражайшей Родительнице Твоей, Благочестивейшей Самодержице нашей, церкви же и всей России во утверждение, Аминь.
Сказывано 1763 года, месяца Сентября 20 дня.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра