Положите на сердцах ваших
не прежде поучатися отвещавати.
Лук. гл. 21. ст. 14.
Мудролюбивые мужи разсуждают, от чего человеку исправление свое начинать надобно, от разума ли, или от воли; и почти все в том согласны, что от разума. Причину тому дают сию, что воля или сердце исправно тогда, когда оно желает добра, и зла отвращается: а нельзя, де, ни добра желать, ни зла отвращаться, не имея просвещеннаго понятия о добре и зле. Но премудрость вечная Евангелием проповедуемая, кажется, учит противное тому. Положите, говорит она, на сердцах ваших не прежде поучатися отвещавати: то есть; старайтеся прежде снискать честность души; а витийство слов и просвещение ума даны вам будут после. Однако в сих противностях противности нет. Ибо какого нибудь дела конец хотя исполняется после, но в намерении он прежде. Так и добронравие хотя следует за просвещением разума, однако в намерении должно быть оно прежде. Понеже для того учиться надобно, дабы украсить себя честностию нравов; и ежелиб сего не предположить конца, то не нужны, а по крайней мере суетныб были все учения. И потому справедливо советует Евангелие, чтоб всяк из нас положил на сердце своем не прежде поучатися отвещавати. Но к большему изъяснению истинны сея, и ко умножению светлости торжественнаго сего дня разсудим мы обстоятельнее о пользе учений. А Ты, Отче светов! из божественных Твоих сокровищ открой нам безвестная и тайная премудрости Твоея!
Излишноб было доказывать, что учения человеку пристойны. Ибо под именем учения разумеем мы познание истинны; а человек одарен разумом, то есть, способностию познавать истинну. Почему естьлиб кто отвергал учение, тот не толькоб отвергал разум, но должен бы отказаться и самаго человечества.
Вопервых учением снискиваем мы просвещение мыслей. Отворен пред нами театр Создателевых премудрых дел: закроем ли мы пред ним очи свои, а не паче ли в некотором восторге возопием: яко возвеличишася дела твоя, Господи!1 полны суть небо и земля славы Твоея? а учения отверзают нам дверь в сей священный храм. При руководстве их узнаем мы начало вещей, порядок, союз, действия, конец и пользу. Снискиваем понятие о составе мира, о стихиях, о течениях светил небесных, о явлениях воздушных, о свойствах тел, о животных и о разных их родах, растущих из земли и о их видах; а наипаче о самих себе, о добродетели и пороке и о их добрых или худых следствиях. Да еще крилами учений возлетаем мы и к истиннам высочайшим, которыми приближаемся к неприступному Божеству и разсматриваем красоту несозданную. О коликое богатство благости Божия! какая изобильная трапеза в наслаждение наше представляется! и хотя мы понимаем очень мало: но и сие малое сколь для нас есть велико! а при том будем ли мы извинительны, ежелиб и сие малое нерадением своим терять захотели?
Да что нужды в такия входить подробности? может скажет кто. На сие ответствуем: нужда та, чтоб силу нашея души не оставить без действия, чтоб искру нашего ума не погасить, чтоб удивиться премудрости Божией, чтоб вникнув в союз вещей усмотреть, как мы тут же связаны, и из того познать, куды нам намерениями своими и делами клониться надобно.
А когда человеческой разум обогатится познанием истинны, раждается из того внутреннее удовольствие. Ибо всякая истинна сама чрез себя есть красоты неизглаголанной. Она есть сияние света присносущнаго, и зерцало непорочно Божия действия и образ благости его.2 Она есть благолепнее солнца и паче всякаго разположения звезд.3 Так какомуж надобно быть удовольствию в сердце того, который сим сокровищем наслаждается? по истинне великому. На сие смотря в притчах пишется: яждь мед, сыне! благ бо есть сот, да насладится гортань твоя: сице уразумееши премудрость душею твоею.4 Услаждение сие растет по мере познания. Чем больше кто познает, и чем выше восходит познанием, тем больше умножается удовольствие внутреннее.
Однако со всем тем познание наше здесь есть низко и недостаточно. Тягостию тела обременяется дух наш, и страстей смущением острозрительность ума нашего притупляется. Но когда сложим с себя тягостное бремя плоти сея, когда соединимся с чистейшим существом Божиим: тогда в несозданном свете его узрим свет незаходимый. Ибо в жизни сей, по Апостольским словам, от части разумеваем и от части пророчествуем: егда же приидет совершенное, тогда, еже от части, упразднится,5 то есть, пропадет, так, как пропадает капля падшая в море. И по тому здешнее познание есть частию познания небеснаго; следовательно и настоящее удовольствие есть некоторым предчувствием будущаго безконечнаго наслаждения. Так не видим ли мы учений превосходства? При отшествии нашем в вечная богатство здесь оставим, с честями разстанемся, с увеселениями простимся: но свет ума, которой мы учениями снискали, не только не погаснет, но паче возсияет. Но сойдем мы паки с небесных кругов на земный сей шар.
Не только-то, что учения услаждают наше сердце; хотя и сие есть нужная блаженства человеческаго часть: мы учениями приобретаем разныя житейския выгоды, как в разсуждении общества, так и для всякаго особь. В разсуждении общества от учения происходят добрые законы, ими хранится правосудие, земледелие благословляется, процветают торги, художества изобретаются, воинство в порядке содержится, и при твердой безопасности глубокий царствует мир.
Явился некогда Бог младому Соломону, и в полном величестве славы своея сказал ему: проси, что хощеши себе.6 Сей Порфироносный отрок еще не имея данной себе премудрости, показал дух премудрости достойный. Он желание сердца своего сими изъяснил словами: Аз есмь отрок мал, и не вем исхода моего и входа моего.7 Даждь рабу Твоему сердце смысленно слышати, и судити люди Твоя в правде, еже разумевати посреде добра и зла.8 И угодно было сие слово пред Господем. Получил Соломон сокровища премудрости, а с ней снискал себе богатство и славу, а подданным тишину и благоденствие.
Тот же самый Божий глас и всякому из нас вопиет: проси, что хощеши себе. На сей Господень снисходительный привет ктоб не воскликнул с радостию: Боже Отцев! даждь мне при Твоих престолах седящую премудрость, и не отрини мене от отрок Твоих.9 Ибо с премудростию вкупе вся приходят благая. Муж разумом одаренный порядочен во всех своих делах, в домостроительстве прилежен, гнушается роскошию, удален же и от скупости, в отправлении своей должности не принужден, в обхождениях приятен, во всяких случаях осторожен. Учение в щастии украшение, в нещастии утеха, в скудости богатство, в трудах покой, в затруднениях советник, в пути товарищ, в уединении сладкий друг, в богомыслиях к Богу вождь, к соединению с ним ходатай. Но не входя в подробныя премудрости похвалы, заключить надобно Соломоновыми словами: долгота жития и лета жизни в деснице ея, в шуйце же ея богатство и слава: от уст ея исходит правда; закон же и милость на языце носит. Путие ея пути добры, и все стези ея мирны: древо живота есть всем держащимся ея, и воскланяющимся на ню, яко на Господа тверда.10
Не досталоб нам дня сего, ежелиб исчислять все учения плоды. Но при сем не надобно позабыть онаго в заглавии нашей речи положеннаго Евангельскаго слова, которое нам напоминало, чтоб положить на сердце своем не прежде поучатися отвещавати; то есть, чтоб мы о истинне мудрствовали не словами, но делами. Ибо сие доказывает, что учений всех самый лучший плод и нужный конец есть нравов честность и добродетель. Без сего все науки суетны и труды безполезны. Ежели кто к учению прилежит, а нерадит о добродетели, тот нечувствительно сам старается, как бы снисканное учение потерять. И по тому дважды беден он: первое, что добродетели лишен; второе, что трудится всуе.
Ко отвращению сего все силы употребляет Евангелие. Оно учит, что никтоже вжег светильник, поставляет его под спудом, но на свещнице, да светит всем, иже в храмине суть.11 Аще языки человеческими глаголю и Ангельскими, любве же не имам, бых яко медь звенящи или кимвал звяцаяй. И аще имам пророчество, и вем тайны вся и весь разум, и аще имам всю веру, яко и горы преставляти, любве же не имам, ничтоже есмь.12 Да и во многих писания местах Дух Святый охуждает учения в тех людях, которые пустым вещей знанием надымаяся, о благочестии и добродетели мало думают. Так-то самое лучшее Божественное дарование чрез злоупотребление человеческое может быть случаем худых следствий!
Не удивительно, что невежество есть источником многих непорядков, суеверств и развращений. Тож самое случается и с теми, которые и учатся, да не тому, чемуб надлежало; или и тому, да не так оное употребляют. Многие оставив источники Израилевы, черпают из кладязей погибельных; многие помазавши только губы науками, высоко о себе мечтают. Сия досадная о себе мечта раждает излишныя вымыслы и затеи, из которых часто выходит безобразное и нелепое. Отсюды же выскакивают непомерныя любопытства и следовательно в несумнительных вещах сумнения; а оттуду проникает часто развращение, а не редко и безбожие. Сие-то разсуждая премудрый Павел написал, что разум кичит, а любы созидает:13 то есть, высокия знания могут быть причиною пустой пышности, а непорочная совесть полезна для всех. И потому не знаю я, невежество ли, или такие высокомерные умы больше причиняют вреда. Не знаю, не лучше ли грубость соединенная с постоянством, нежели ученая ветреность. Ибо не все то, что блещется, злато есть. Остается убо всем, последовать Евангельскому совету, чтоб не прежде поучатися отвещавати; то есть, хотя и прилежать к снисканию наук, да так, чтоб притом добродетель из виду не выпускать.
При окончании разсуждения сего обращаю слово мое к Августейшему ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА Лицу. Я уверен, что всякаго слова действительнее ВАШЕГО ВЕЛИЧЕСТВА мудростию знаменитый пример, которым и пользу просвещения утверждаете, и злоупотребление суемудренных приводите в стыд. Ваше благоразумное Правительство ясно доказывает, каких плодов источником есть просвещенная душа. Ваша в трудах неутомимость и самаго лениваго может возбудить к должности своей. Ваше к благочестию усердие сильно согреть и самыя холодныя в вере сердца. Светильник Ваш не сокровен под спудом, но поставлен на златом благовернаго царствования свещнике, и светит всему северу, достигает до последних краев востока, или паче до концев земли. Возведи окрест очи Твои, и виждь собранная чада Твоя, с коликим благоговением Матерняго Твоего взору наслаждаются, но насладиться не могут. Море Тебе служит принося иных стран богатство. Земля Твоим рачением удобряема, плодами Тебя благословляет: реки плещут Тебе руками с веселием; грады ближайшие и отдаленные под сению Твоего самодержавия покоятся, разные народы разными языками славу Твою провозглашают; а все вкупе возводя к небу руки свои, призывают на главу Твою все Господни благословения. Да возрадуется убо душа Твоя о сих Божиих о Тебе благодеяниях, и в веселии сердечнем с псалмопевцем да поет пред ним: тебе пожру жертву хвалы:14 отверзите мне врата правды: вшед в ня исповемся Господеви.15
Но минем ли мы первый радости Твоея и нашея предмет, Его Императорское Высочество, нынешняго нашего торжества виновника? Бог вечный взирая с высоты Святыя Своея, и видя Тебя, Великая Государыня, в вертограде Российском трудящуюся, своими нетленными устами рек: в век сохраню Ей милость Мою, и завет Мой верен Ей.16 Мудрость продолжу в благороднейшей крови Ея, и труды Ея утвержду в благословенном Наследнике Ея. Сие небесное уверение да наполнит Райским веселием ВАШЕГО ВЕЛИЧЕСТВА сердце, и к будущим подвигам душу Вашу да ободрит.
Да внимает же сие и Твой дух, Благоверный Государь Цесаревичь! Бог, Бог всех времен нынешний день положил Тебе основанием двенатцатаго году. Солнце теча по зодиаку, чем выше поднимается, тем больший испускает смертным жар. И Ты восходя на высоту течения лет, согревай благою надеждою желания наши. Когда наступает весна; птицы своим сладкопением оглашают воздух, цветами покрывается земля, и малейшия животныя начинают трудиться, приуготовляя себе для будущаго времени пищу. Ныне лет Твоих весна: цветы премудрости Твоея да процветают, и благовоние Твоих разсуждений да разливается по нашим чувствам: дабы мы во свое время могли собрать благословенную жатву. Не для того сие говорим, чтоб мы не уверены были о Твоих великих в науках успехах. Никак. Но да будет простительно наше желание, что оно ненасытимо; что мы видя в Тебе великая, желаем и надеемся еще больших; и в сей радостной надежде поем: се зима прейде, дождь отъиде, отъиде себе, цвети явишася на земли, время обрезания приспе, глас горлицы слышан бысть в земли нашей.17
Боже Святый, и во Святых почиваяй! сии священныя особы Всеавгустейшую Монархиню нашу и дражайшаго Сына Ея благослови небесным Твоим благословением: Дух Твой Святый да найдет на Них, и сила Твоя да осеняет Их, Аминь.
Сказывано в присутствии ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА и Его Императорскаго Высочества в придворной церкве 1765 года, Сентября 20 дня.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра