На освящение храма

СЛОВО

НА ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА.

Господи! кто обитает в жилищи Твоем?

Псал. 14. ст. 1.

Что Бог, по существу своему, никаким местом объят быть не может; о том ни мало не усумнится, кто явственное о Боге имеет понятие, и ведает, что Бог везде есть и вся исполняет. Премудрый Соломон, хотя великолепный и пространнейший Богу Израилеву создал храм; однако посвящая оной высочайшему имени его, так в молитве своей к нему говорил: Господи Боже Израилев! аще небо и небо небесе не довлеют тебе; кольми паче храм сей, его же создах имени Твоему.1 И для сего-то Давид, снося малость свою с величеством Божиим, искал места скрыться от него; но видя его все места наполняющаго, ужасаяся возопил: Камо пойду от духа твоего, и от лица твоего камо бежу?2 Бог есть во всех вещах, хотя не включается в них; он же есть вне всех вещей, хотя не изключается из них, остроумно негде написал Августин. И в таком же разуме некто из мудрых сказал, что Божия присутствия центр есть везде, а окружие нигде.

Но совсем тем Божие присутствие иногда к известному некоторому привязуется месту. Так поем во псалмах: Господь в Синаи во святем. 3 И инде: избра Господь Сиона и изволи его в жилище себе;4 и на другом месте: небо небесеГосподеви. 5 А сие, Божие слово говорит в разсуждении особенных некиих на тех местах бывших, или бывающих Божиих действий. Бог на небеси есть ублажением праведных; на Синаи был славным Израильскому народу закона даянием; в Сионе и во храмах, посвященных имени его, есть милостивым выслушанием приносимых ему молитв, и исполнением молящихся прошения.

А понеже храмы, не поелику каменныя, или древянныя здания, но поелику суть места, вмещающия в себе правоверных, безкровныя молитв приносящих жертвы, особеннаго Божияго сподобляются присутствия; то всегда ли приходящии в храм такова Божия причастны бывают снисхождения, о том настоящая наша да предложится беседа; которую беседу, что благосклоннейшаго своего, Благочестивейшая Государыня, удостоите слушания, в том уверяет меня проповедуемое всеми Твое благочестие. Ты же, который живет во храмах нерукотворенных, Боже, преклонися к нам с небеси святаго Твоего, и чрез слово Твое божественное вселися в нас!

Храмы поставляются для собрания верных, чтоб приносить молитвы, прошения, благодарения и исповедания тому, которой близь есть всем призывающим его, всем призывающим его во истинне. Почему Божий храм есть место благодатнаго Божияго присутствия, спокойство и радость совести, тихое, волнующихся в Окиане мира сего, пристанище. Сюда прибегает от другаго обиженный, и жалобу свою пускает во уши Господа Саваофа. На сем месте является грехами обремененный, и скорое от оных получает облехчение: к сей священной трапезе притекает, которой поспешает к будущей жизни, и желает насыщаться трапезы на небеси безсмертныя. Лучше убо есть нам день един во дворех Твоих, Господи! паче тысящ.6

Но кому в такое место приходить и с какими мыслями, о том вопросим блаженнаго Давида, или паче самого Бога; Господи! кто обитает в жилищи Твоем? он отвечает нам чрез своего Пророка: ходяй не порочно и делаяй правду.7 То есть, которой чистейшему Богу служит чистотою духа, и правду в чем ни есть и малейшем нарушить почитает за великое преступление и отягощение совести своея. Такой достойно входит в дом Господень, и в то самое время, когда отворяются ему двери церьковныя на земли, отверзаются ему Райския врата на небеси. Ибо он, входя телом в храм вещественный, мыслию проходит самыя небеса, и дерзновенно приступает к престолу благодати. Дерзновенно, говорю: ибо нет препятствия в соединении его с Богом. Бог есть пресвятый; а он живет непорочно: Бог есть самая правда; а он делает правду. Но когда совесть наша зазирает нам; когда обиженныя нами проливают пред Богом слез целыя источники; когда за большее почитаем прибыток и человекоугождение, нежели сохранение правды: то как дерзнем взойти в священное место сие, и приступить к трапезе, на которой мирная совершается жертва, и при которой молимся о мире всего мира? коима очима воззрим на общаго Владыку, которой нас освятил кровию своею, да от грех избывше правдою поживем? Мы говорим к Отцу небесному: Отче наш! остави нам долги наша; но обиженныя с другой стороны вопиют, чтоб долги наши нам удержаны были, пока мы не оставим своих должником нашим. Авраам когда хотел принести сына своего на жертву, тогда сказал идущим за собою слугам своим: сядите вы зде под горою со ослятем: аз же и детище пойдем до онде на гору, и поклонившеся возвратимся к вам.8 Так и нам приходящим во храм, чтоб принести в жертву духовную самих себе, должно худыя мысли и плотския страсти, которым мы столь много раболепствуем, оставить за порогом церьковным, дабы словесное наше приношение благоугодно было Господеви. Для сего бо и церьковь Христова громогласно взывает, чтоб мы всякое житейское отложили попечение, Яко да царя всех подъимем.

Но дерзнем вопросить паки глаголющаго Пророком Бога, Господи! кто обитает в жилищи Твоем? глаголяй истинну в сердце своем; иже не ульсти языком своим, не сотвори искреннему своему зла, и поношения не прият на ближния своя. Подлинно тот напрасно льстит себя, чтоб услышан был от Бога, которой думает обмануть испытающаго сердца и утробы. Тем языком, которым ближняго своего смертоносно уязвляем, хвалить Бога, есть безстыдно поносить его. Языком, пишет святый Иаков, благословляем Бога и Отца, и тем кленем человеки бывшия по подобию Божию. От тех же уст исходит благословение и клятва. Не подобает, продолжает речь свою Апостол, симтако бывати. Еда источник отединаго устия источает сладкое и горькое?9 Почему, когда диакон выгоняет оглашенных, то должно с ними вместе выгонять клеветническия и льстивыя языки. Когда Каин нечистую свою Богу приносил жертву, и убил неповиннаго брата своего Авеля, тогда спросил его Бог: где Авельбрат твой?10 где тот,котораго сердце при жертвоприношении сем должнобыть соединенно с сердцем твоим:ибожертва любовию услаждается?Где тот,с которагоустами,при похвальном сем имени моего пении, должен тысвои уста согласить? Ибо Бог, яко Бог мира, всех, яко едиными, устами почитается. Так и нас, когда с злобным сердцем и льстивым языком на хвалу Божию соберемся, вопросит Бог с высоты святыя славы своея. Человече? где ближний брат твой? где тот, котораго ты, яко неповиннаго Авеля, клеветою своею убиваеш; а однако безстыдно пред лицем моим являешся? где тот, котораго ненавидя, от меня возлюблен быть не можеш? Аще бо кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, лжет.11 Слушай же! Аще хощеши принести дар твой ко Олтарю, и помянеши ту, яко брат твой имать нечто на тя; остави ту дар твой пред Олтарем, и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой.12 Того ради и церьковь вопиет: возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы единаго Бога.

Но да воспоет нам паки богодухновенный Давид о достойном обитателе дому Божияго. Уничижен есть пред ним лукавнуяй,боящияся же Господаславит. Истинный Божий служитель непотребных людей презирает, почитает за удовольствие, с честными и добрыми людьми обращаться; и теми всегда пользоваться, которых слова растворенны солию мудрости и благодати. Ибо кто любит Бога, тому любезен и всяк благочестивый; а напротив ненавистен и мерзок, которой или о благочестии презрительно говорит, или о Боге развращенно думает. Кто Божиими благодеяниями всякой час себя обязанным почитает, оной с радостию снабжает, от благословеннаго сокровища своего, того, которой с бедностию борется, у котораго неправедныя все имение похитили, или которой в прославлении имени Божияго при жертвеннике его святом трудится; а напротив на бездельныя и к одному увеселению служащия вещи богатство свое не расточает, и оное на смехотворцов, то есть, на людей, которыя чужие труды поядать обыкли, издерживать стыдится. Но какой тот будет поклонник, которой в увеселениях день и ночь провождает, у котораго на языке не слышно любезное имя Господне, но скверныя имена забавныя Венеры и гремящаго Юпитера, которому благочестивый человек есть суевер, а пустых разговоров ненавидящий лицемер; которому всякая речь приятнее, нежели беседа душеспасительная; и я боюся, не наступило ли оное время, Апостолом предвиденное, егда здраваго учения не послушают,но по своим прихотям изберут себеучители,чешеми слухом, и от истинны слух отвратят, и к басням уклонятся.13 Таких, хотяб и пришли в церьковь, должно бичем Христовым изгонять, приговаривая его же слова: дом мой, дом молитвы: вы же сотвористе его вертеп разбойников.14 Вы храм мой, которой не златом, но светлостию добродетелей ваших блистать должен, своими пороками потемнили и осквернили. А то известно, что коим храма сего земнаго затворятся врата, тем заключен будет и в обители небесныя вход. Ибо земный сей храм, вечнаго онаго на небесех жилища, есть образ, и в нем здесь будущаго нашего блаженства начинаем уже чувствовать сладость, когда на хвалу Божию и на размышление о его величестве собираемся. И для сего-то Израильский Царь весьма веселился, когда ему говорили: в дом Господень пойдем.15

Но приникнем еще во псалмопение Давидово, и послушаем, кто к достойным Богопочитателям причисляется? тот, кто кленется искреннему своему и не отметается. Двоедушныя люди на сем месте быть не годятся. Ежели бо кто лжет человеку: то как во обещании исправления своего тверд будет пред Богом? клятва есть призывание Бога во свидетельство с тем, что нарушителю клятвы он, яко Вездесущий, строгим имеет быть отмстителем. Почему клятвопреступник или не верит быть Богу Вездесущу, или пред Всевидящим оком его скрыться думает: пускай же такой клятвы нарушитель взойдет в церьковь Божию помолитися; где увидит благолепный православных собор, изливающих сердца свои пред Богом, и единодушно ему поющих: услыши Господи! правду мою; вонми молению моему, внуши молитву мою, не во устнах льстивых. Искусил еси сердце мое, искусил мя еси Господи, и не обретеся во мне неправда.16 Но как он к сему пению пристанет, когда сердце его с языком не согласно, и как он Бога склонит ко умилостивлению, когда другой обиженный им склоняет его к праведному отмщению?

Но уже окончи песнь свою, богоглаголивый Пророче, а мы вкупе окончаем и свою беседу. Кто достойно входит в посвященное на молитву Божию место? которой сребрасвоегоне даде в лихву, и мзды с неповинных не прият. Скупыя и мздоимцы милости Божией здесь ожидать не должны, и они тот же глас послышат, какой в Евангелии объявлен одному жестокосердному человеку: злый рабе! аз весь тебе долг отпустих; не подобаше ли и тебе помиловати клеврета своего?17 неправедные судии! как вы к Богу прострете руки свои, которыя или неповинною кровию замараны, или деньгами заняты? аще прострете руки ваша ко мне, отвращу очи мои от вас: и аще умножите моление, не услышу вас: а за чем? руки бо ваши исполненыкрове, Глаголет Господь Вседержитель, Бог святый Израилев.18 Знаю, что такия господа мздоимцы иногда созидают храмы каменныя; но разоряют храмы душевныя: снабжают дарами храмы вещественныя; но обдирают церкви Бога живаго. Все такия не будут иметь места в жилищи Божии на месте радости и упокоения; пока самым делом не исполнят онаго слова: милости хощу, а не жертвы.19

Скажиж нам, Господи! кто обитает в жилищи твоем: понеже крайне желает душа наша вселитися во дворы Господни?20 Совесть наша не спокойна, пока не приидет к жертвеннику твоему, Боже, к тебе Богу веселящему юность нашу. Он нам уже объявил чрез своего Пророка: мы только постараемся так поступать, чтоб не только достойно входить в храмы сии земныя, но чтоб некогда введенным нам быть и в храм оный вечный нерукотворенный на небесех. Аминь.

Сказывано при Высочайшем ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА присутствии в приморской Святотроицкия Сергиевы Лавры пустыне 1763 года, месяца Августа 10 дня.



Оглавление

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.