В неделю девятую надесять, о милосердии

СЛОВО

В НЕДЕЛЮ ДЕВЯТУЮ НАДЕСЯТЬ,

О МИЛОСЕРДИИ.

Будите милосерди, яко же и Отец ваш милосерд есть.

Лук. гл. 6. ст. 36.

Хотяб нам святое Евангелие и не напоминало о милосердии: то довольно возбудили бы нас о добродетели сей говорить нищие своими воплями, увечные воздыханиями, больные стенанием, вдовицы слезами, обиженные своими жалобами. Ибо, не знаю, по каким недоведомым Божиим судьбам происходит, что человеки будучи все равно от Бога созданы, равно почтены человечества правом, общий имея предуставленный себе блаженства конец, но неравный получили в жизни сей жребий: да когдаб не равный токмо, а впротчем свободный и довольный; но напротив бедный и несчатливый. Один алчет, другой пресыщается: тот в пространнейших опочивает палатах; сей не имеет, где главы приклонить: один величается благородства титлами; другой стонет под тяжким рабства игом: у сих, по словам Давидовым, житницы исполнены, овцы многоплодны, волове толсты, нет падения оплоту их, нет вопля в стогнах их;1 а те ждут соскорбящих, да нет; ищут утешающих, но не обретают. Однако какаяб ни была причина сего скучнаго состояний неравенства, мы сильнии должни немощи немощных носити;2 что хочу показать в следующем слове. Ты же, Отче небесный! сотвори, да слово наше будет подобно оному дождю, которой ты изливаешь на злыя и благия.

Милосердия дело есть в недостатках вспомоществовать другим. Алчный требует пищи, нагий одеяния, больный утешения, обиженный защищения, заступления безпомощный, наставления неразумный. Так вот вам, богатые и сильные мира сего! изобильная предлежит жатва: так напрасно жалуешься и ты, который говориш! не имам, где собрати плодов моих.3 Бедных праздныя утробы суть безопасныя богатых житницы: требующих нужды есть самая лучшая сильных ловитва. Не то заслуживает похвалу, чтоб богатство собрать, но чтоб знать, как его употребить. Некоторой языческой Философ бросая в море деньги, сказал: чтоб не погубили вы меня, погубляю я вас. Погубило ли бы сего неразсуднаго мудреца богатство его, ежели бы оно на честныя употребления расточено было? Но в сем состояла языческая добродетель: а мы Евангельскою высокою просвещенные истинною можем ли еще требовать в том наставления? а наипаче, когда знаем, что

Во перьвых самая естественная нас к милосердию склоняет жалость. Не можем мы без внутренняго утробы нашей терзания слышать бедных крики, умиленными растворенные слезами; не можем без слез смотреть на оную плачевную трагедию, в которой представляются сродные нам члены недугом разслабления связанные, всего действия лишенные, един токмо имеющие оставленный глас, чтоб тем нас к жалости склонить; где усматриваем единаго естества с нами людей от стужи измерзающих, от глада истаявающих, и дряхлую старость ниже о жезле стоять могущую: где открывается нам многое множество слепых, хромых, сухих, которых бедный жизни остаток состоит токмо в единой на нас надежде. Должно ли еще прибавить, что сии несчастием пораженные люди, впротчем суть братия наша, яко единаго небеснаго Отца дети, в единой крещения купели рожденные, из единой таинственной чаши причащающиися, единое с нами имеющии блаженное упование. Ах! вы несчастливцы! скройте от очес наших умиленный позор сей. Мы знаем, что некоторый в Евангелии упоминаемый Судия неправедный, одних только бедныя вдовицы частых докук не мог стерпеть, чтоб неудовольствовать прошения ея;4 то как возможно, чтоб всем тем не подвиглося к милосердию жестокое наше сердце?

Но пускай бы при всем том остались мы окамененны; так не должно ли принять нам в разсуждение колесо мира сего, которое сто раз жребий жизни нашей преобращает, с низу вознося на высоту, а высоких опровергая на землю? Пока благополучно плывем, надобно памятовать непогоду: чтоб могущее случиться несчастие великодушнее снести, надобно за благовременно с страждущими милосердствуя о них страдать.

Да Ты высокоумствуя о себе говориш: аз рех во обилии моем: не подвижуся во век.5 Но постой! ты еще из числа смертных не выключен: твердейшие дубы жестокий вихрь из корня исторгает; и сие поражение тем бывает большее, чем нечаяннее. По чемуж еще большее? потому, что о таких немилосердых, в несчастие впадших, мало кто и сожалеет: так как напротив, ежелиб случилось благодетельному человеку по общей судьбе впасть в неблагополучие; тотчас все мы сожалительныя о нем произносим слова и утешениями своими скорбящую его душу оживляем.

Но положим, что мы в своем изобилии будем во век неподвижимы; однако совсем тем богатства своего единым себе присвоять не можем. Мы не полновластные имений владетели, но токмо строители и экономы; а един Бог есть полный господин всех вещей: следовательно не можем их употребить, разве по воли Господина их. Иначе будем хищники, яко чужое себе присвояющии. И потому бедные имеют право против немилосердых вопить: дайте наше нам; дайте нам часть, которую милосердый Создатель наш для нас определил, а вам вручил, дабы оную сохранили для нас: почто наше присвояете себе? почто в нашем нещастии веселитеся? тебе оставлен есть нищий, сиру ты буди помощник.6

Правда, не очень бы охотно было сундуки починать и жадныя нищих наполнять руки, ежелиб расточаемое нами богатство совсем пропадало, ежели бы из того никакова мы себе не ожидали прибытка. Но не слышим ли, что Дух Святый о благодетельном муже вопиет: расточи, даде убогим, правда его пребывает во веки.7 Расточает тленная, а восприемлет нетленная; расточает земная, а восприемлет небесная; расточает малая, а восприемлет неисчетная; дает нищему, а восприемлет Христос. О чудное милостыни действие! Христа под рубищами крыемаго находит, и тварь всю содержащаго благодетельствует. Ибо Искупитель наш испив иногда горчайшую страданий чашу, и доселе еще в членах своих страждет. Он, когда приидет правосудия его день, милосердым скажет: взалкахся, и дасте ми ясти; возжадахся и напоисте мя: странен бех, и введосте мене: наг, и одеясте мене: болен, и посетисте мене; в темнице бех, и приидосте ко мне.8 И хотя они пред целым светом будут признаваться, что его в таком бедном состоянии никогда не видели; однако милосердый Спаситель объявит им, что он зделанное бедным благодеяние присвояет самому себе. Понеже сотвористе единому из сих братий моих меньших, мне сотвористе.9 Подумай, говорит Златоуст святый, куда сошел Господь твой, чтоб тебя склонить, дабы не был ты жесток и безчеловечен. И потому надобно верить тем церковным историям, которыя повествуют, что один увидев изнемогающаго на земли лежащаго человека взял его на свои плеча; но в ношении никакой не чувствовал тягости: а после скоро сие драгоценное бремя стало быть не видимо. Другой идучи в церковь на служение и увидев от наготы трясущагося нищаго снял с себя последнюю ризу и прикрыл наготу его; а сам остался токмо в свитке одной: почему, когда священнодействовал он, приметил на нем предстоящий народ под церковными ризами блистающую Царскую Порфиру. И так видим, что от имения своего убогих снабжая, оное не теряем мы, но вверяем тому, который и за чашу студеныя воды наградить обещался.

Да кудаж нам деть и бедных? или уже им все с нами сообщение пресечь? да и подлинно мы их некоторым образом из света сего выгоняем, когда им просящим от нас милостыни обыкновенно говорим: Бог даст. Отче небесный! вся к тебе чают:10 отверзи щедрую руку Твою и сих отверженных от нас приими обычным Твоим благоутробием. Подлинно Бог даст, который дает скотом пищу их и птенцем врановым призывающим его:11 подлинно Бог даст, который отверзает щедрую руку свою и исполняет всяко животно благоволения:12 подлинно Бог даст, который дает пищу алчущым, умудряет слепцы, возводит низверженныя, хранит пришельцы, сира и вдову приимет.13 И потому, сколькоб ни презирали мы убогих, однако совсем тем они свою еще бедную влекут жизнь; Бог их согревает и из небесной житницы своей посылает им хлеб насущный. И так Бог дает; а ты нещастливый лишился дорогой ловитвы. За чем нищыя, спрашивает негде Златословесный Иоанн? не мог ли Бог золотой дождь на них излить? мог по истинне: но чрез то бы ты богатый лишился случая к благодетельству; следовательно лишился бы случая ко очищению грехов твоих. Знал сие Великий в Патриархах Авраам, который в самый жаркий полуденный час сидел на пути, ожидая чтоб поймать кого в спасительныя страннолюбия сети.14 Для чего Авраам, доискивается преждереченный Вселенский учитель, не поручил сего дела своим слугам, но сам будучи великий господин сидел при пути?Знал, де, он, что слуги бывают обыкновенно сонливы; почему опасался, чтоб за леностию их не упустить из рук своих сей дражайшей ловитвы.

Но кудаж нам деньги девать? ибо самый подлый порок есть тех, которые собиранию богатства никакова не полагают конца; а честнаго тому употребления не знают: денно и нощно думают о умножении прибытков, каким бы то ни было образом; но не ведают сами, кому собирают, не пленяя щедротою сердец, в чем состоит истинное некрадомое человеческое богатство. Но другие скажут, как некуда деньги девать? а на строение домов, на уборы, на вины, на банкеты, на собак и на протчия забавы. Ах! сколько роскоши! не говорю уже о том, что отсюду раждается праздность, от праздности леность, от лености разслабление, от разслабления нерадение о должности, о добродетели, о благочестии, а оттуду выходит страшное оное чудовище называемое Эпикурство: не говоря о сем; таким то образом снедается имения часть бедным должная. Но сего, де, требует благопристойность. Да разве снабжать убогих есть неблагопристойно? О когдаб всяк содержал себя внутрь границ благопристойности и не преступал бы сих священных пределов; тогдаб и веселие наше было благословенное, и не страдала бы столько другая человечества часть! Наши благочестивые предки во дни праздничные и во дни поминовения своих родителей делали обеды для нищих, и сию убогую братию Авраамскою своею угощали трапезою; но ныне сие святое обыкновение за множеством новых мод стало быть не вместимо.

При разсуждении сем могут предложены быть два вопроса: перьвый; должно ли между бедными разбор чинить? подлинно должно: известные моты благодеяния сего недостойны; а притом, как мы весь свет снабдить не можем, немощной не больному, свой чужому, благодетель неприятелю предпочитаем быть должен: однако где нет явнаго сумнения, надобно разбор оставить, опасаясь, чтоб разбирая недостойнаго, не миновать и достойнаго, как говорит Григорий Богослов. Второй вопрос; должно ли снабжая нищих, самого себя привести в нищету? на что как бы другие ни отвечали, кажется мне, довольно для снабдения убогих отделить излишество, и в их пользу посвятить то, что тля тлит, ржа ест, что ласкатели похищают, что смехотворцы пожирают, и что служит к одному увеселению, то употребить ко отвращению их необходимых нужд.

Впротчем милостыня наша должна быть, во перьвых не фарисейская, то есть, не тщеславная; егда твориши милостыню, не воструби пред собою, яко же лицемеры творят:15 второе не корыстолюбивая, как то делают те, которые снабжают других, да восприимут равная или и большая: но истинное милосердия дело должно происходить от разсуждения благости Божия, который милосердо нас создал, но с большим милосердием искупил, который солнце свое возсиявает на злыя и благия, и дождит на праведныя и на неправедныя;16 и сей же Отец щедрот и Бог всякия утехи увещавает нас быть милосердыми, а чрез то быть подражателями его самого и назваться сынами Вышняго, Аминь.

Сказывано в присутствии ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА в придворной церкве, 1764 года, Октября 10 дня.



Оглавление

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.