Дам тебе ключи царства небеснаго.
Матф. гл. 16. ст. 19.
Cтоящим нам в храме сем милосердая Божия рука подает невидимо ключи, которыми могли бы мы себе отворить врата небесныя, и взойти во храм вечнаго блаженства. Ибо нынешнее Евангелие во уши всякому из нас велегласно вопиет: дам тебе, дам тебе ключи царства небеснаго. Знаем мы, что сии слова к твоему, божественный Петр! лицу произнес Спаситель наш; но знаем и то, что ты принял сии ключи, чтоб оныя вручить нам, то есть, церькви верующей во Христа Сына Бога живаго: Знаем же и то, что ключей сих есть столько, сколько есть разных единому Богу известных путей ко спасению. Сей драгоценный дар приняв, сколько радоваться, столь и опасаться должны, чтоб мы имея в руках ключи не остались вне дверей царствия Христова, и не случилось бы нам некогда напрасно вопить: Господи, Господи! отверзи нам.1 Мы теперь имеем сеяния время: убо должна нас ободрять надежда благословенныя жатвы. Мы носим висящия на руках наших ключи; убо имеем данную нам силу и власть отворять блаженныя Райския двери. Но чтоб с большим успехом сим вожделеннейшим пользоваться дарованием: разсмотрим, что нам под именем ключей разуметь надобно. А ты, Спасителю Христе! ключем благодати твоея отверзи наши сердца, к принятию спасительнаго слова твоего.
Под именем ключей разумеется власть вязать и решить.
И хотя собственно, по разуму Евангелия, властию сею почтил Иисус Христос церковь
свою; однако, понеже несть власть, аще не от Бога,2
и всякая власть некоторым образом должна вязать и решить; следовательно всякую
власть под именем ключей разуметь не противно Евангелию. А отсюду открывается
явственно, что все властелины пред Богом суть только строители и экономы носящии
на руках своих ключи, чтоб отворять и затворять то, что им повелено, и во всем
поступать по предписанному правилу; а един Бог есть полный властелин всех вещей,
и верховный правитель всех дел. Пред ним падает всякая высота человеческая,
и затмевается всякое блистание славы. Ему единому вся тварь вопиет: благословение
и слава, премудрость и хвала и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков.3
Слышите убо Царие, и разумейте, научитеся судии концев земли, внушите держащии
множества, и гордящиися о народех язык, яко дана есть от Господа держава вам
и сила от Вышняго.4 Пред ним не тот
велик, кто наружным всех удивляет сиянием, но кто порученную себе от него должность
исправляет верно; опять не тот мал, кто не великия имеет дарования, но кто великия
получив, малыя или никаких не приносит плодов. Не в том сила, какой кто получил
ключь, золотой или железной; но в том, чтоб знать, как его употреблять. Почему
хотя разныя должности, власти, чины, звания, правительства; однако всеми оными
стезями до единаго до
ходим пути, к единой поспешаем мете, разными ключами, но
единой отворяется благополучия храм. Но не в пространстве слова разсмотрим,
кому имянно вручены сии ключи.
Во первых ключи сии вручил Иисус Христос церкви своей, а особенно, верным церкве своея служителям и мудрым строителям священнаго дому своего, яко драгоценный залог любви своея: ключь вязать, и ключь решить или развязать. Где человеческое свирепствует упрямство и ожесточение, потребен ключь вязания; а чтоб сокрушаемому сердцу подать отраду, потребен ключь решения. Ключь решения употребляет церковь, когда дает право к получению вечнаго живота. А дает право, когда нас отраждает крещением, питает Божиим словом, укрепляет тайнами, возращает благодатию; а чрез то делает нас членами таинственнаго тела, то есть, преславнаго Христианскаго общества. Но великия потребны дарования, чтоб уметь употреблять ключь сей. Для сего надобно дарование верности Петровой и мудрости Павловой: верности, чтоб иметь дух горящий ревностию ко спасению душ человеческих; а мудрости, чтоб наблюдать все случаи и употреблять все способы для приобретения другаго. Без сих дарований Пастырь есть наемник, и служитель предатель; и о таковых-то говорит Евангелие, что они сами в царство небесное не входят, и других не вводят: Горе вам законником! яко взясте ключь разумения, сами не внидосте и входящим возбранисте.5
В пример мудрых и верных Божиих строителей, предстоят нам ныне празднуемые Апостолы, божественный Петр и священный Павел. Они приняв златый решения ключь, оным отворили себе путь в отдаленнейшия страны, царства, грады, и самыя ожесточенныя отверзли сердца. Восток принял их дверьми славы; Запад оглашен их проповедию; Север и Юг обтекли их красныя ноги. Уступило им могущество непобедимых владетелей; скрылись пред ними суетныя человеческия мудрости хитрости, и все роды мучений их терпением побеждены были. Почему по справедливости могли они своему Пастыреначальнику говорить: Христе! данными нам от благости Твоея ключами жестокия отворили мы сердца; а тем самим отворили во оныя вход Тебе, отворили же и им вход в блаженное царство Твое. Сей есть ключь решения.
Но есть и ключь вязания, когда отъемлется право
к получению живота вечнаго, и неисправный Христианин, яко гнилой член, от общества
Христианскаго отсекается. Елика бо аще свяжете на земли, сказал Христос
служителям своим, будут связана на небеси.6
О страшный ключь! погрозил было Спаситель сим ключем Апостолу Петру, не попустившему
свои омыть ноги, когда сказал: не имаши части со мною: тогда с великим
смущением Петр возопил: не ноги токмо, Господи! но и всего меня, и
руки и главу.7 Толькож служители Христовы
в деле сем с великою должны поступать осторожностию. Даде бо Господь власть
сию на создание, а не на разорение.8
Сии духовные Ключари, должны больше действовать ключем решения, нежели ключем
вязания, и не тотчас громом анафемы ударять, но с терпением ожидать других обращения,
и снисходить к немощи души кающияся, опасаясь, чтоб не пало на них оное слово:
не весте, коего духа есте вы.9
Кроме сих ключей церковных, верьховный Владыка твари,
вручил ключи свои и великим Государям, помазанникам своим, ключь вязания и ключь
решения. Ключем решения отверзают они подданным своим благополучия храм, и правительства
своего трудами приобретают нам вожделенный покой, когда всех нужды в единой
своей объемлют главе, и ко всякаго требованиям снисходят милостиво: а чрез то
свое государство делают подобным оному Новоходоносором виденному древу, котораго
под приятною тению все покоятся, все радуются, и яко птенцы под крылами матерними
любезно опочивают. Златый воистинну ключь! котораго действием толикия обретаем
мы сокровища. Имеют же они и ключь вязания, которой ключь Павел называет мечем.
Не бо без ума, говорит, мечь носят.10
Сим мечем отсекаются гнилые члены от здраваго общества тела, и сим ключем связывается
своевольство развращенных нравов. Хощеши ли не боятися власти? вопрошает
Апостол, благое твори, и имети будеши похвалу от него. Аще ли злое твориши,
бойся.11 Можно сказать, что великим
Государям Бог вручил не токмо ключи царства земнаго, но и царства небеснаго.
Ибо Государи, как о спокойном врученных себе пребывании, так не меньше и о вечном
их спасении попечение иметь одолжены. Они своим высоким примером вдыхают всем
любовь к благочестию, снабжают церковь достойными Пастырями, распоряжают и щедро
содержат училища к просвещению всех позна
нием Спасительныя истинны, и тем отворяют
нам дверь к блаженству вечному.
Сии ключи премудро вся управляющая Божия судьба, вручила Благочестивейшей Государыне нашей, Самодержице Всероссийской, которыя приняв Она в Свои Священныя руки, отверзает нам сокровища желанных благ, и яко верная Божия Строительница вся управляет тщательно, мудрость употребляя в вязании, но милосердую охоту в решении, и поя ему с Давидом милость и суд.12 Сии златыя всея России ключи да благословит верьховный твари Правитель, и не престань на нас изливать древния милости твоя, Господи! да будет пред тобою отечество наше священный храм, который запирается и отпирается твоими небесными ключами.
Дал же Господь Бог и всякому человеку ключи, ключь вязать самого себя, и ключь решить. Чрез сие разумею я свободность человеческую. Естество души нашея одаренно от Создателя безпринужденным произволением избирать доброе и отвращаться зла. Когда смущаемые страстями предпочитаем мы худое доброму; тогда сами себя связываем: развязываем же самих себя; когда охотно пленяемся красотою добродетели. Сему не противно то, что Божия благодать управляет волю нашу ко всякому добру: ибо самое действие благодати требует воли нашей согласия. Аще хощете и послушаете мене, благая земли снесте: аще же не хощете и не послушаете мене; мечь вы пояст: уста бо Господня глаголаша сия.13 Почему имеем ли мы нужду в удаленныя итти страны, или много претерпевать трудов к снисканию спасения, когда ключи в руках наших находятся? да не ключи токмо, но и самое царство небесное внутрь нас есть, по свидетельству вечныя истинны.14
Разсуждая о разных ключах, и о тех, кому они поручены,
не слышим ли мы, что наипаче Тебе, Пресветлейший Государь Наследник, дражайший
наш имянинник! наипаче Тебе Божественный глас вопиет: дам тебе ключи царства
небеснаго. О дар вожделеннейший и достойный Твоих высоких дарований! дам
ключи, с которыми, при руководительстве дражайшия Родительницы Твоея, Всеавгустейшия
Монархини Нашея, взойдеш в храм премудрости, и отверзеш сокровища учений; дам
ключи, которыми уготоваеш себе невозбранный вход в сердца всех; дам ключи, которыми
откроеш неиспытанныя таин Божиих судьбы; дам ключи, которыми во свое время отверзеш
России врата к славе, чтоб пройти ей во вся концы земли, и будеш виновник безчисленных
благодеяний. И сего не ложнаго Божияго обещания довольное видим на Вашем Императорском
Высочестве исполнение. Мы веселимся зрением высоких Ваших дарований, лобызаем
охоту, с какою учения принимать изволите, восхищаемся на благодарения Богу,
видя в Вашем Высочестве, горячесть к вере, скромность нравов, свободную учтивость,
пристойное молчание, и разумом украшаемыя разговоры. Видим мы все сие с радостию;
но несумнительная надежда нам большая обещает.
Приняв убо, Благоверный Государь! сии от руки Божией даемыя Тебе ключи, яко твердый залог его к Тебе милости, воспой Господеви благодарственная, и моли благость его, чтоб он младыя персты Твои научил к ношению ключей сих. А мы усердными своими желаниями будем поспешествовать священному подвигу Твоему, котораго благополучным совершением да обрадует всеблагий Господь Всепресветлейшую Самодержицу Нашу и всех нас, Аминь.
Сказывано в Сарском селе в присудствии Его Императорскаго Высочества. 1764 года, Июня 29 дня.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра