Телесное обучение вмале есть полезно:
а благочестие на все полезно есть.
1.Тим. гл. 4. ст. 8.
Разсуждающему о приходе ВАШЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА в обитель сию, не трудно найти движущую причину онаго, что единым побуждаема благочестием и усердною к Богу и угодникам его воспаляема верою, сей труд принять благоволили, в сокровенности души своей, поя оный Давидов стих: мне же зелочестни быша друзи твои Боже.1 Признаем не малое в предприятии сем Твое снисхождение: но и исповедуем, что снисхождением сим ВЕЛИЧЕСТВО Твое более возносится и прославляется. Подражаеш ТЫ, Великая Монархиня, в деле сем, как и во всем прочем, Высочайшим и Благочестивым Предкам Своим, которые по Себе сумнение оставили, благочестием ли более, или мужеством, мужеством ли более вне отечества, или мудрым внутрь отечества правлением, безсмертную Себе приобрели память. Их в поле мужество не мешало Им дома мудрое и смотрительное иметь правление, а и то и другое не препятствовало Им и благочестия дело отправлять со всяким благоговением. Все они сие место Своими священными стопами освятили. Да умолчу дальнейших ВАШЕГО ВЕЛИЧЕСТВА Предшественников [сие бо многаго требует труда], довольно напомянуть, что Великий, безсмертно жить Достойный, ПЕТР, Дражайший ВАШЕГО ВЕЛИЧЕСТВА Дед, Особенный был места сего Покровитель. Преславныя Монархини, АННА и ЕЛИСАВЕТА, Любезнейшия ВАШЕГО ВЕЛИЧЕСТВА Тетки, рачительнейшия были обители сея украсительницы, Которыя изобильно источником щедрот своих струю радонежскую напояли. Которых благочестию ревнуя и ВАШЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО, Монаршим Своим посещением Лавру сию, се уже второе, удостоить благоизволили: за что да посетит ТЯ Восток с высоты.
А мы, Слушатели, имея Монархиню нам пример благочестия, краткую беседу предложим, сколько всякому человеку пользы приносит, ежели будет не лениво упражняться в благочестивомделе богопочитания? которое слово Высочайшим Своим, Благочестивейшая Государыня, дозволением подтвердить, всесмиренно молю.
Благочестие требует, не токмо чтоб истинное о Боге иметь познание: но чтоб и нелицемерное и боголепное воздавать ему почтение, любя его всем сердцем, как благоутробнейшаго Отца; бояся, как строгаго и пороками гнушающагося Судии, и всю надежду во всем на него возлагая, как на попечительнаго Промыслителя. Почему никакого нет сумнения, что ни благодать Божию получить, ни помощи его ожидать, ни царствия небеснаго надеяться без благочестия не возможно: нечестивии боне узрят славы Господни, поет Пророк.2 Оставивши убо сие, как само чрез себя ясное и всем известное, более к тому речь нашу склоним, что ниже до сея жизни надлежащия дела, без благочестия, могут люди проходить благополучно и с успехом.
Все в обще дела разделены быть могут на общенародныя, духовныя и гражданския. Разсмотрим же во первых общенародныя. Общенародныя дела суть следующия: на пример, землю орать, продать, купить, нанять, работать, помочь, одолжить, и прочия. Для совершеннаго сих дел исправления надобна охота безпринужденная, верность нелицемерная, искренность открытая, труд и прилежание: надобно, чтоб не было праздности, пиянства, хитрости, обмана, нерадения. Но не имеющий в сердце страха Божия человек, оныя дела благополучно и совестно совершить не может. Он будет в орании ленив, или излишно и язычески заботлив, в продаже лукав, в купле не осмотрителен, или безразсудно щедр, в наеме обидлив, в работе нерадив, в вспомогательстве другаго бедности жесток и не сожалителен, в одолжении другаго скуп, и в нуждах его нечувствителен; и для сего мы тому, кто нас обижает, или помочь в бедности нашей нам отказывается, или работает нерадиво, или поступает лукаво, обыкли говорить: что ты Бога не боишся. Чем даем знать, что ежелибы он боялся Бога; таким бы беззаконным образом с нами не поступал: понеже обманы, обиды, несогласия, праздность, пиянство, и прочия безчиния наипаче от неимения страха Божия происходят. Благочестивый напротив и Бога боящийся человек, в земледельстве будет прилежен, но без заботливости языческой, то есть, более на промысл Божий полагаясь, в продаже справедлив без хитрости, в купле разсмотрителен, не имея худаго расточительнаго нрава, в наеме не обидлив, к бедности другаго сожалителен и щедр, ко вспомогательству другаго в нуждах скор и милосерд, благочестивый бо муж милует и скоты своя, к делу охотен без принуждения, верен без лицемерия, искренен без закрытия, прилежен и снискателен своего добра без зависти. Почему удивительно ли, что усердной к Богу человек будет благополучен; а Бога не боящийся нещастлив? тот во всех своих предприятиях благопоспешен, сей ни в чем неудачлив; тот всем любезен и приятен, сего все отвращаются и гнушаются? удивительно ли, что благочестивый человек всем изобилует, всем доволен, да еще весь день милует и в заим дает? а не держащийся благочестия человек во всем скуден, не достаточен, и принужден бывает часто просить насущнаго хлеба? клятва бо Господня в домех нечестивых, дворы же праведных благословляются, имение, поспешаемо с беззаконием, умалено бывает, собираяй же себе с благочестием изобильствовати будет; праведный щедрит и дает, пишет мудростию славный Соломон.3 А святый Давид сию истинну самим собою дознав вопиет: Юнейший бех, ибо состарехся: но не видех праведника оставлена, ниже семени его просяща хлебы, и далее припевает: богатии обнищаша и взалкаша, взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага.4 Таковых нам богопочитателей Божие слово представляет в пример Авраама, Исаака, Иакова, Иова, которых столь благословил Бог всяким богатством, что они для множества скота своего принуждены были свои жилища с одних мест на другия переносить. А чтоб мы сие праведных праведное обогащение какому не причли случаю, в том нас священное писание предостерегает, которое именно и телесное всякое довольство сказует быть благословением Божиим, и награждением за соблюдение святаго закона его. Аще, глаголет Господь Бог, в повелениях моих ходите, и заповеди моя сохраните, и сотворите я:и дам дождь вам вовремя свое, и земля даст плоды своя, и древеса сельная отдадят плод свой:и постигнет вам молочение жит, обрание вина, и обрание винапостигнет сеятву, и снесте хлеб ваш в сытость.5
Правда, что и нечестивыя некогда богатеют, и восприемлют благая в животе своем: но лучше малое праведнику паче грешных богатства многа. Не тот богат, кто много имеет; но кто малым доволен: тот богат, кто и с нищетою дружно живет. Когда нищета соединена с безопасностию и спокойством: то она должна быть почитаема выше богатства, безпокойством и ежечасным страхом смущаемаго. Неправедныя некогда редко бывают и одарены богатством, но безпокойным, наичастее же скудость всякую претерпевают: напротив благочестивыя редко скудостию страждут; а хотя некогда, по неизвестным нам Божиим судьбам, нищетою и искушаются, но между тем утешаются и довольствуются тишиною спокойнаго духа. И так видим, что благочестие, полезное на все, полезно во всяких и общенародных делах. Разсмотрим же и духовныя дела.
Духовныя дела суть: учить, проповедывать слово, заблуждающих обращать, немощных подкреплять, утешать унывающих, быть житием примером другим, со страхом и благоговением божественную отправлять службу, и дело Божие творить не с небрежением. Но как бы все сие без благочестиваго и богобоязливаго духа благополучно возможно было совершить, то и понять не можно. Без благочестия учение будет недействительно, проповедь безполезна, Божия дела служение соблазнительно. Вместо наставника бывает развратник, вместо пастыря наемник, вместо светила церковнаго становится вождем слепым. Когда духовенство истинным благочестием украшает себе; тогда мы в лучшем и церковь видим состоянии: тогда церковный пастырь водит овец, куда хощет, и овцы за ним с охотою всюду следуют; и так исполняют закон Христов. Ежели сожалеть можем, что некоторыя пастыри учением не довольно просвещенны: кольми паче жалеть надобно, ежели иныя и к Богу малоусердны, и их жестокую душу страх Божий не весьма пронзает. Благочестивый пастырь и без дальнаго учения примером воспользует: а ученый, но без благочестия, ни мало: или, что учением созиждет, то худым своим житием разорит. Да еще Бог и запрещает таковым в свои уста свое пречистое слово принимать. Грешнику рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания моя, и восприемлеши закон мой усты своими нечестивыми? ты жевозненавидел еси наказание, и прочая.6 Израильтяне хотя имели в Вавилоне гусли и органы; однако не дерзали на оных играть, для того только, что в чужой были земле: кольми паче пастырю непристойно воспевать, посреде церкве, Божие слово, когда орган языка его несогласен с гуслями души его добродетелей. Примеры имеем довольныя. Многии были, по мнению мира сего, неученыя, но просияли великими церковными светилами. Блаженный Августин послышавши, что Египетский Антоний, будучи простой, но житием столь прославился, что славы его вся Африка не вмещала, да еще от Бога сподобился и чудотворения силы. Послышав сие Августин, и разсудивши самаго себе, как человека преученаго, но житием тогда еще недостаточнаго, возопил: востают, де, неученыя, и небо похищают; а мы с своим учением до ада низпадаем. А для чего? для того, что хотя учения много, да совести мало. Почему также многия были, по мнению мирскому, а не Божиему, преученыя: но жизнь свою скончали к великому церкве соблазну. Хотя в протчем то не сумнительно, что ничто не может быть драгоценнее, ничто любезнее, ничто пристойнее, как пастырь, в котором учение с благочестием соединено есть: иже бо сотворит и научит, той велий наречется в царствии небеснем.7 Вот видим и в духовных делах благочестия превелию пользу! но посмотрим и на гражданския дела.
Дела гражданския суть: судить, защищать неповиннаго, повиннаго осуждать, править другими, разбирая всякия дела ко всякаго удовольствию, и во всем крепко наблюдая правду, стараться о всякаго благополучии. Но не знаю, как может все сие, без обиды другаго, исполнить, которой имеет душу благочестием и страхом Божиим необузданную. Его очи сребром скоро ослепятся, чтоб не видеть правду: его сердце златом отягчится, чтоб нечувствительну быть к прозьбе неповиннаго: его руки с трудностию удержатся от похищения чужаго добра. Напротив сколькоб кто много к неправде ни склонен был: но когда на мысль приведет онаго нелицеприятнаго судию Бога, которой строгой есть нарушенной правды отмститель: содрогнется, и в некоторое придет чувствие. И для того Евангелие онаго судию, которой, бедныя вдовицы прошение, мало слушал, называет Бога не боящимся.
А наипаче благочестие и страх Божий, превосходную силу и премногую пользу имеет во многотрудном и великом Государственном правлении; где надобно сто очей ко усмотрению всякаго дела обстоятельств, сто ушей к выслушанию всякаго прозьбы; где тысяща неудобьрешимых узлов, тьмы едва преодолеемых трудностей. Как же все сие решить? как все оныя труды, без отягчения, снести, без особенной Божией помощи, и ежели он сам невидимо не подкрепляет и не умудряет? никак не возможно. Но сия милостивая Царя царствующих и верьховнаго света правителя помощь благочестием, страхом, любовию и особенным к нему усердием снискивается. А без того, все дела и правительство к своему падению клониться будут, и цвет Государства скоро увядает. Соломон когда с благочестием почитал Бога; все дела его текли по его желанию: но как только совратился с сего святаго пути, то тотчас царство его к падению клониться начало. Понеже, сказал ему Бог, не сохранил еси заповедей моих, яже заповедах тебе: раздирая раздеру царство твое из рук твоих.8 И для того некоторой языческой философ написал, что верьховному начальнику должно быть Богобоящемуся: понеже тогда его подданныя боятся, когда видят его самаго Бога боящагося.
Я сюды отношу и военныя дела, которых окончание чем опаснее и безъизвестнее, тем более должно к Богу прибегать, и никакого действия не начинать, не истребовав его святой помощи. Ненадежно там уповать на мечи, луки и стрелы, но на единаго Господа Саваофа, Бога ополчения Израилева. Не спасается Царь многою силою, и исполин не спасется множеством крепости своея.9 Не в силе констей восхощет, ниже в лыстех мужеских Вышний благоволит: Благоволит Господь в боящихся его, и во уповающих на милость его.10 Есть страшен тот воин, котораго десницу вооружает Господь. Почему и благопоспешество браней зависит от благочестия, которое Божию помощь на свою страну привлекает.
Знать, что довольно силу благочестия знали и самыя язычники; как то преславный Кир, Великий Александр, Сципион, Юлий, Помпей, и протчия, которыи хотя знатнейшия были в свете Герои: однако не вступали в брань, не призвав на помощь мнимых своих богов; и по победе не начинали торжества, как токмо с благодарения тем же своим мнимым богам.
Но нам, вместо всех их, довольно напомянуть нынешняго века Преславнаго Героя, ВЕЛИКАГО ПЕТРА, Отца нашего отечества, Которому разныя походы, жестокия брани, многотрудныя и неисчислимыя государственныя дела не токмо не воспрепятствовали благочестия дело отправлять со всяким благоговением, так что иногда Сам Своею Монаршею Особою не стыдился чтением и пением церковь Божию увеселять: но и великое тщание прилагал завести учения везде, наиболее ко утверждению и распространению благочестия, которое Его пресправедливое тщание Господь Бог и успехом желаемым благословил.
Такой дивной по благочестии ревности живою Подражательницею есть Наша Благочестивейшая Государыня ИМПЕРАТРИЦА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСЕЕВНА САМОДЕРЖИЦА Всероссийская, Которая усердность Свою к Богу, и ревность по истинней вере, всему свету преясно доказала Своим преславным на Всероссийский престол возшествием. Не чести желание, ниже сокровища злата и сребра возбудили дух ЕЯ на оное пречудное предприятие, как токмо, чтоб церковь избавить от угрожаемых ей зол, и любезному отечеству спокойство и благополучие даровать.
А сему благочестию, от младых ногтей, не токмо неусыпным попечением Матерним, но и Своим Высоким примером научает Любезнейшаго Сына Своего, Государя Наследника ПАВЛА ПЕТРОВИЧА, Вожделеннейшую Всероссийскую надежду. Господь Вседержитель, седяй на херувимех, неугасаемым к себе любви огнем возжег Твое, Благочестивейшая Монархиня, сердце: которой огнь чтоб всегда в душе ЕЯ пылал, всеусердно молим мы со всею церковию тебе, Господи Боже духов и всякия плоти, Аминь!
Сказывано при Высочайшем ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА присутствии в Святотроицкой Сергиевой Лавре в Храме Святыя Троицы, 1763 года, Маия 19 дня. Печатано первым тиснением в Московской типографии тогож года Июня 20 дня.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра