Глава 72

Глава 72

О ПОСЛАНИИ К ГОСУДАРЮ Х КОСТРОМE
С МОЛЕНИЕМ И О НАРЕЧЕНИИ ЦАРЬСКОМ

По исторгнутии изо уст змиевых у Поляков и Латин царьствующаго града Москвы благовeрному и благородному государю Михаилу Феодоровичю пребывающу на Костромe, с ним же и мати его, благовeрнаа государыня инока Марфа Ивановна, в царьствующем же градe Москвe сотворишя собор и от освященного собору избравше пресвященнаго архиепископа Рязаньского Феодорита, да Чюдова монастыря архимарита Авраамиа, да Троицкого Сергиева монастыря келаря старца Аврамиа Палицына, да Новово Спасково монастыря архимарита Иосифа; от царьского же синьклита избравше боярина Федора Ивановича Шереметева, а с ним окольничие и стольники, дворяне и дeти боярские, и атаманы и казаки и всeх чинов множество людей и отпустиша их х Костромe со образом Преблагословенныя Владычица нашея Богородица и Приснодeвы Мариа, Юже написал Петр митрополит и со образом великих чюдотворцов Петра и Алексeя и Ионы бити челом благовeрной государыни инокe Марфe Ивановнe и сыну ея, благовeрному и благородному государю Михаилу Феодоровичю, чтобы благовeрнаа великаа государыня инока Марфа Ивановна благословила сына своего благороднаго государя Михаила Феодоровича царем государем на Московское государство. И тако шествию пути емлются и достизают преименитаго града Костромы, и недошедше града за едино поприще, селище Новоселки именуемо, из града же приидошя к ним градодержатели со множеством народа.

Заутра же архиепископ Феодорит со всeм освященным собором облекошяся в ризы, а боярин Федор Ивановичь и вси пришедшии с ним, учредивше чины по достоянию и вземше честный крест и вышепомянутый чюдотворный образ Пресвятыя Богородица и прочаа святыя иконы, поидошя ко обители Святыя Живоначальныя Троица в Ыпацкой1 монастырь. И егда приидошя на устье рeки Костромы, весь же церьковный чин града того облекошяся во священныя ризы и вземше честныя кресты и чюдотворныя иконы, изыдошя из града со множеством народа, с женами и з дeтми, и поидошя вкупe в той же Ипацкой манастырь.

Благовeрный же и благородный государь Михаил Федоровичь, Богом избранный царь и государь, и мати его благовeрнаа государыня инока Марфа Ивановна изыдоша во срeтение за святые ворота; и вземше благословение от архиерея и знаменавшеся к честным иконам, и тако поидоша со архиепископом и со освященным собором и с царьским синклитом в церковь Святыя Живоначальныя Троица. Вшедшим же в церковь, архиепископ же Феодорит принесе пред государыню и пред государя многомолебное писание от всего освященнаго собора и от боляр и от всего воинства и от христоименитаго народа Росийскиа державы, чтобы государыня пожаловала, благословила сына своего Михаила Федоровича царем и государем на Московское государьство и над прочими государьствы Росийскиа державы; тако же бы и благовeрный великий государь Михаил Феодоровичь милость показал, прошениа их пожаловал, не презрeл. Благовeрнаа же государыня инока Марфа Ивановна ни слышати того не восхотe. Архиепископ же Феодорит со освященным собором и боярин Федор Ивановичь и весь царьский синклит со многими слезами моляще государыню на многи часы. Государыня же на милость не положила. От очию же ея источницы слез изливахуся.

Видeв же архиепископ и иже с ним, яко не успeша ничто же и толик труд подъяшя, желаемаго же не получишя, и взем на руцe свои чюдотворную икону образ Пресвятыя Богородица, Юже написал Петр митрополит, а Троицкой келарь старец Аврамей взем образ великих чюдотворцов Петра и Алексeя и Ионы, и принесошя пред государыню. И рече архиепископ и келарь Аврамей: «Виждь, благовeрнаа великаа государыня Марфа Ивановна и благовeрный и благородный великий государь Михаил Феодоровичь, виждь, что ради шествова с нами толик путь пречестнаа и чюдотворная сиа икона Богоматере и велицыи святителие! И аще на милость не положили есте, но сего ради чюдотворнаго образа всeх Царицы Богоматере и великих ради святителей не мозите преслушати, но сотворите повелeнное вам от Бога: во истинну бо от Бога избранни есте; и не прогнeвайте всeх Владыку и Бога».

Тогда благовeрнаа государыня инока Марфа Ивановна многи слезы пред образом Пречистые излиа и вземлет благороднаго сына своего, благовeрнаго и благочестиваго великого государя Михаила Феодоровича, пред всeми со слезами рече: «Се Тебe, о Богомати, Пресвятаа Богородице, и в твои пречистeи руцe, Владычице, чадо свое предаю и, яко же хощеши, устроиши ему полезнаа, и всему православному христианьству». Многа же и ина пред образом со многими слезами государыня изрече и тако дарова царем и государем на Московское государьство благовeрнаго и благороднаго сына своего великого государя Михаила Феодоровича. Вси же ту сущии возрадовашяся радостию великою зeло; такоже и множество народа з женами и з дeтми от великиа радости многи слезы испущаху. И в той час возложишя на государя пречестный и животворящий крест, и жезл царьский приим в руку свою и сeде на стулe царьском и наречен бысть Богом избранный благовeрный великий государь царь и великий князь Михаил Феодоровичь, всея Русии самодержец, в церкви Пресвятыя Живоначальныя Троица в Ыпацком монастырe в лeто 7121-го (1613 г.), марта в 14. И совершивше святую литоргию и молебны о царском его многолeтном здравии, исходит же от церкви Святыя Живоначальныя Троица Богом дарованный государь и самодержец, нося в руку своею царьский жезл, почитаем от всего царьского синклита и от всего воиньства и от множества народа всeх чинов.

И пребыв на Костромe немноги дьни, и поиде благовeрный великий государь царь и великий князь Михаил Феодоровичь всея Русии и с материю своею, благовeрною государынею, великою старицею Марфою Ивановной и со всeм его царьским синьклитом и с воиньствы к царьствующему граду.

Во градe же Ярославлe тогда съeхашяся на поклонение государю от всeх градов многое множество дворян и дeтей боярских и гостей и торговых всяких людей, срeтающе государя со кресты и с честными иконами. Исхождаху же во срeтение з женами и з дeтьми своими, радостно поклоняхуся государю. В Ярославлe же пребысть нeколико дьней, а в Ростовe и в Переславлe Залeском немного пребысть, обходяще честныя монастыри, знаменающеся к чюдотворным иконам и ко многоцeлебным мощем святых.

И прииде в великую Лавру преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергиа чюдотворца. Архимарит же Деонисей и священницы облекошяся во вся священныя ризы и келарь старец Аврамей со всею братиею стрeтили государыню и государя с честным крестом за святыми вороты, и вшедше в церковь Святыя Живоначальныя Троица и совершивше молебное пeние о царьском его многолeтном здравии. Благовeрный же великий государь царь и великий князь Михаил Феодоровичь всея Русии и благовeрнаа великаа государыня инока Марфа Ивановна, знаменавшеся ко образу Святыя Живоначальныя Троица и у цeльбоносных мощей великих чюдотворцов Сергиа и Никона и седьмицу дьней во обители препочивше и братию довольно учреди, поиде из обители со множеством воиньства на царьский свой престол.

И егда бысть за 30 поприщь от царьствующаго града в селe в Братошинe, от Московского же государьства, от всего освященного собору и от боляр стрeтили государя с здоровьем пресвященный митрополит Ростовский Кирил, да боярин князь Иван Михайловичь Воротынской, а с ним околничие и столники и дворяне, и всeх чинов многие люди и атаманы и казаки. Оттолe даже и до царьствующаго града непрестанно вси людие от всeх чинов с челобитьем и с хлeбы с радостию срeтающе государя. Егда же достигшу близ царьствующаго града Москвы, пресвященный же архиепископ Суздальский Герасим, да пресвященный архиепископ Галасуньской Арсений со освященным собором и вси князи и бояре и воеводы со всими чинми и с воиньствы и вси народи Московского государьства изыдошя во срeтение государю во мнозe радости и в веселии со кресты и с честными иконами честно и похвалы достойно и умилениа исполнено срeтение творяще. Множество же бесчислено народа з женами и з дeтьми радостныя слезы от очию, яко рeки, испущаху, и руцe горe воздeюще, хвалу и благодарение Господеви воздааху. Вшедшу же государю в царьствующий град в бесчисленом множествe народа, и вшед в великую соборную церковь Пресвятыя Владычица нашея Богородица и Приснодeвы Мариа, честнаго и славнаго Ея Успениа, и знаменавшуся к честным иконам и к цeльбоносным мощем великих святителей Петра и Ионы, и по молебнем пeнии исходит в церковь святаго архистратига Михаила, идeже лежат сродницы его, прежепочившия государи цари и великие князи Владимерскиа и Московскиа и всея Русии. Потом же поиде в пречестный храм Пресвятыя Владычица нашея Богородица, честнаго и славнаго Ея Благовeщениа, и молебная пeниа совершивше, и возведен бысть в царьский его дом в лeто 7121 (1613 г.).

Мати же его, благовeрнаа великаа государыня инока Марфа Ивановна изволи пребывати в велицей Лаврe Вознесениа Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа в Дeвиче манастырe. Бысть же тогда в царьствущем градe Москвe радость велика, яко от великиа скорби утeшение приашя.



Оглавление

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.