Глава 67

Глава 67

О ГЕТМАНE ХОТКEЕВИЧЕ

По сем же прииде ис Польши гетман Хоткeевичь со многими Польскими и Литовскими людьми и стал в Красном селe и боярина князя Дмитрея Тимофeевича Трубецково с товарыщи осадили. И бысть в Руском воинствe скудость и глад велик, и свинцу и зелью пищальному недоставшу, и великою скорбию стeняющеся.

Боярин же, князь Дмитрей Тимофeевичь Трубецкой, с товарыщи и со всeми атаманы писали в Троицкой Сергиев монастырь со многим молением о свинцу и о зелии. И паки моляще, чтобы писали грамоты о помощи на Польских и Литовских людей.

Архимарит же и келарь сотворишя собор, созвавше бояр и дворян и дьяков, прилучившихся тогда в монастырe Троицком от разорениа Московскаго государства. И совeтовавше, паки написашя грамоты со многим молением ко всему христолюбивому воиньству о помощи на иноплеменных и разослашя во вся грады Росийскиа державы и для збору ратных людей из Троицкого Сергиева монастыря в Ярославль и во всe Замосковные и Поморские городы отпустили боярина князя Ондрeя Петровича Куракина, да дьяка Михайла Данилова, а с ними дворян и дeтей боярских в Володимерь и во всe Понизовные городы отпустили стольника Василья Ивановича Бутурлина, да диака Сыдавново Васильева. А под Москву к боярину и воеводe ко князю Дмитрею Тимофeевичю Трубецкому с товарыщи и ко всему воинству послали пeших Троицких слуг и служебников с свинцом и з зелием и укрeпляюще все воинство писании благонадежным быти и ждати помощи вскорe. Свинцу же и зелиа много посылающе им всегда. И бысть в монастырe скудость зелию. Келарь же, ис полуторных и из верховых и ис полковых пищалей заряды выняв, к ним посла.

Грамотам же от обители Живоначальныя Троица дошедшим во вся грады Росийскиа державы, и паки начашя быти во единомыслии. Паче же в Нижнем Новeградe крeпце яшяся за се писание и множество народа внимающе сему по многи дни. Во един же от дьний сшедшеся единодушно и глаголаше койждо к ближнему своему, яко уне1 есть нам умрети, нежели предати на поругание Пречистые Богородицы образа Владимерские и честных и многоцeлебных мощей Петра и Алексeя и Ионы и прочих Московских чюдотворцов и православные христианские вeры в поругании видeти. И избравше всему воиньству начальника, стольника и воеводу князя Дмитрея Михайловича Пожарсково, к нему же избравше для земские казны збору ис посадских людей Козму Минина. И тако совeт их и начинание благо и дeло бысть. Слух же о сем протече по всей Росии и собрашяся от всeх градов дворяне и дeти боярские и всякие служивые люди в Нижней Новгород к стольнику и воеводe ко князю Дмитрею Михайловичю Пожарскому. Он же комуждо по достоянию дааше им денежное жалование и кормы и трапезами учрежаше их и во оружии готовы ко брани устрояше их. И вси, иже от воинственнаго чина, и нищии обогатишяся и бышя конны и вооружены, и паки бысть многое воиньство.

Гетман же Хоткeевичь, услышав многое собрание Росийского воиньства, отиде от Москвы к Волоку к Ламскому. Из Ростова же полковник их Каменской к нему же прииде на сход. И от Москвы и до Ярославля путь очистися. А от князя Дмитрея Михайловича передовые люди от Нижнево в Ярославль и на Кострому приидошя.

О НОВОМ ЛОЖНОМ ЦАРИ

В то же время в 120-м году (1612 г.) научением диаволим, иже непрестанно воюя род христианьский, проявися паки во Псковe вор и назвася царем Дмитрием. Сему же вражию совeту бысть единомысленик Иван Плещeев с товарыщи. И по казачью злоумышленому заводу затeяли в полкeх под Москвою крестное цeлование и всeх дворян и дeтей боярских и Московских жилцов привели х крестному цeлованью, цeлующе животворящий крест тому вору Псковскому, нарицающе его царем Дмитрием; и вси сплетшеся низводими к велику грeху неволею. В велицей же Лаврe Живоначальныя Троица архимарит и келарь со всею братиею непоколeбими пребышя и грамоту, присланную за воровскою лже-Христовою рукою оплевашя. Того же ради и многие грады к злому совeту тому не присташя и от того грeха соблюдошяся; вору креста не цeловали.

И слыша под Москвою боярин и воевода, князь Дмитрей Тимофеевичь Трубецкой с товарыщи, что у Троицы в Сергиевe монастырe пребышя вси отнюдь непоколeбими, врагу и вору Псковскому креста не цeловали, а прямят истинно Московскому государьству, и вскорe в Сергиев монастырь прислал дворян Михайла да Никиту Остафьевичев Пушкиных, моля о сем, чтобы писали от обители к стольнику и воеводe ко князю Дмитрею Михайловичю Пожарскому о немедленном шествии под царьствующий град Москву, и все бы воиньство было в соединении. А под Москвою всeм воиньским людем тeснота и глад и скорбь велика; и пришествиа гетмана Хоткeевича к Москвe паки вскорe чающе со многими Польскими и Литовскими людьми и з запасы.

Архимарит же и келарь вскорe отпустили в Ярославль ко князю Дмитрею Михайловичю Пожарскому и ко всeму воиньству соборных старцов Макарья Куровскаго да Илариона Бровцына со многомолебным писанием, повeдающе им вся содeваемая под Москвою. Князь Дмитрей же писание от обители в презрeние положи, пребысть в Ярославлe много время. Архимарит же Дионисей и келарь старец Аврамей паки посылают к нему соборново старца Серапиона Воейкова да старца Офонасья Ощeрина, много моляще его вскорe приити к Москвe и помощь учинити, ово пишуще к нему с молением, ино же и з запрещением, понеже наченьшем дeло добро и о том нерадяще и мняще сладкое горко, и горкое сладко и сладость мнящем вседневное насыщение. И прочаа от Божественных Писаний доволно писавше и к сему прирекше: аще прежде вашего пришествиа к Москвe гетман Хоткeевичь приидет со множеством войска и з запасы, то уже всуе труд вашь будет и тьще ваше собрание.

Князь Дмитрей же Михайловичь, старцов ко обители отпустив, сам же медлено и косно о шествии промышляше, нeкоих ради междоусобных смутных словес в Ярославлe стояще и войско учрежающе, под Москвою же вси от гла- да изнемогающе. Враг же Хоткeевичь виде междоусобие в Руском воиньствe, тщив сый и готов на пролитие крови христианскиа, скоро к шествию пути устремляется. Но Господь гордых пути препинает и нестройно бывает шествие его.

Видeв же сие дeйство диаволе, Троицкой келарь Аврамей, и между воевод вражду и яко того ради православному христианству бывает конечнаа погибель, и совeтовавше со архимаритом Дионисием и з соборными старцы, и пeвше молебнаа, взем благословение от архимарита и от братии, пути емлется, поиде в Ярославль июня в 28 день; о сем моляся Богу, да труд пути его не бесплоден будет. И пришедшу ему во град Ярославль, и видe мятежников, и ласкателей и трапезолюбителей, а не боголюбцов, и воздвижущих гнeв и свар между воевод и во всем воиньствe. Сиа вся разсмотрив, старец и князя Дмитрея и Козму Минина и все воиньство поучив от Божественых Писаний и много молив их поспeшити под царьствующий град и к тому таковым мятежником не внимати. Князь Дмитрей же Михайловичь и Козьма Минин и все воиньство, послушавше молениа старца, и посла преже себя к Москвe воевод, брата своего, князя Дмитрея Петровича Пожарсково Лопату да Михайла Дмитрeевича Самсонова, а с ними отпустиша дворян, и дeтей боярских, и стрельцов, и казаков, и всяких воиньских людей множество. Воевода же князь Дмитрей Петровичь с товарыщи, пришед к Москвe, стал у Тверских ворот, а Иван Заруцкой, исполнен сый зависти, со единомышленными своими и заслав полку своего множество казаков, да убиют воеводу князя Дмитрея Петровича и войско его разбиют. И много бившеся, тружающеся всуе, ничто же успeшя, но со срамом итъидоша.

Потом же и сам князь Дмитрей Михайловичь и Козьма Минин поидоша под царьствующий град со всeм воинством. И слышавше во градe Псковe о сем вси людие и с прежереченным Иваном Плещeевым совeтовавше; потом же и казаки от прелести обратишяся: вора, иже назвася царем Дмитреем, поимавше к Москвe приведошя. А Иван Заруцкой, стоя под Москвою с казаки своими, мятяше всeм воиньством и всeми православными христианы, грабяще и насилующе; и слыша, яко князь Дмитрей Михайловичь идет под Москву, и весь лукавый совeт его разорися и бысть ни во что же. К сему же увeдeв, яко мнози и от его полку от прелести обращахуся ко истинe и отторжеся от благаго совeту, нощию бeгу емлется со единомысленными своими. И пришед во град Коломну к Маринкe к Юрьеве дочери Сандомирсково, котораа была у вора в Тушинe, и назва сына ея царевичем, не по мнозeх же дьнех и оттолe побeжа, поем с собою и прежде реченную Марину и сына ея.

Но на предписаннаа возвратимся. Егда прииде князь Дмитрей Михайловичь к Троицы в Сергиев монастырь с достальными2 людьми августа в 14 день и восхотe стояти во обители, а боярин и воевода князь Дмитрей Тимофeевичь Трубецкой пишет непрестанно из-под Москвы в Троицкой Сергиев монастырь к архимариту и келарю и к соборным старцом, что ис-под Москвы казаки всe для великие скудости хотят ити прочь, а к Литовским людем в Москву идет Хоткeевичь на проход3 со многими людьми з запасы, и Дмитрею бы Михайловичю к Москвe поспeшити и Литовских бы людей в Москву не пропустити. И архимарит Деонисей и келарь старец Аврамей много о сем моляху князя Дмитрея и все войско, в них же бысть много разньствиа и нестроение велико: ови хотяху под Москву итти, инии же не хотяху, глаголюще: «Князя Дмитреа манят под Москву казаки, хотят его убити, как и Прокофья Ляпунова убишя». Келарь же много прещаше им и князю Дмитрею глаголаше: «Помни, княже господине, слово в Евангелии реченное: «Не убойтеся от убивающих тeло, души же коснутися не могущих». Но аще что и случит ти ся и постражеши, то мученик будеши Господеви». Многа же и ина глагола ему от Божественых Писаний, яко умилитися ему. И оставив вся своа размышлениа и страх ни во что же вменив, но все упование возложив на Всесильнаго в Троицы славимаго Бога и на великих чюдотворцов Сергиа и Никона, и пeвше молебнаа, поиде изо обители Живоначальныя Троица со всeми людьми под царьствующий град Москву, августа в 18. Поемлет с собою и келаря старца Аврамиа. Пришедшу же князю Дмитрею Михайловичю под Москву и ста у Арбатских ворот, и Литовским людем во градe конечную тeсноту учинили.



Оглавление

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.