1 Ср.: Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 2. М., 1986. С. 649; Дворецкий И. Х. Древнегреческо-русский словарь. Т. 2. М., 1958. С. 1107; Синайский И. Греческо-русский словарь.Ч. 1. М., 1862. С. 804.
2 Последование малаго образа, еже есть мантия. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1998. Л. 16 об.
3 Здесь и далее «миром» называется греховная жизнь падшего человечества, враждебная Богу. Подробнее о различных значениях слова «мир» см.: Игнатий (Брянчанинов), святитель. Значение слова «мир» // Собр. соч. в 7-ми томах. Т. 5. М., 1993. С. 301.
4 Последование малаго образа, еже есть мантия. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1998. Л. 8 об., 9.
5 Монашеская жизнь очень трудна, и выбор ее требует большой ответственности. Возвращение монаха к мирской жизни не может называться иначе, как клятвопреступлением пред Богом, изменою совести, унижением священного служения Богу и предпочтением служения миру. Поэтому ряд церковных канонов предают анафеме монаха, оставившего свой чин (например, 7-е правило IV Вселенского собора). В 35 правиле святого Никифора Исповедника говорится: «Если монах, отложивший святый образ, будет есть мясо, возьмет жену и не пожелает возвратиться, то надлежит предать его анафеме, заставить его силой облечься в монашеское одеяние и заключить в монастыре». См.: Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. Т. 2. СПб., 1912. С. 590.
6 Слово «монах» этимологически означает «живущий в уединении».
7 Ср.: Последование малаго образа, еже есть мантия. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1998. Л. 15.
8 Последование малаго образа, еже есть мантия. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1998. Л. 9 об.
9 Когда в святоотеческих творениях говорится о плаче, всегда имеется в виду плач о грехах.
10 В греческих монастырях Святой Горы Афон до сих пор, согласно древней традиции, игумен является духовником всей братии. Именно поэтому все дела в монастырях называются послушаниями, так как они делаются по послушанию духовнику.
11 Здесь говорится о необходимости избегать чрезмерных и суетных попечений и дружбы, уводящих человека с пути добродетели, ибо известно, что святой апостол Павел заповедал помогать родителям (1 Тим. 5, 4; 8).
12См.: Последование малаго образа, еже есть мантия. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1998. Л. 9 об.
13 См.: Последование малаго образа, еже есть мантия. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1998. Л. 11.
14 Священник Григорий Дьяченко (сост.). Полный церковно-славянский словарь. М., 2000. С. 35, 339.
15 Жития святых святителя Дмитрия Ростовского. Месяц май, 8-й день. М., 1908 / Оптина пустынь, 1998. С. 249, 250.
16 Обозначение часов здесь преподобный Григорий Синаит приводит согласно Палестинской традиции, в которой первый час всегда начинался с восходом солнца, шестой с полудня, а двенадцатый заканчивался с заходом солнца. См.: Вигуру Ф. Руководство к чтению и изучению Библии. Т. 1. М., 1916. С. 226; Библейская энциклопедия Брокгауза. Под ред. Ф. Ринекера, Г. Майера. Кременчуг, 1999. С. 1054; Дьяченко Г., священник (сост.). Полный церковно-славянский словарь. М., 2000. С. 810.
17 Здесь святой Григорий Синаит, как отец попечительный, беседуя о нужде или болезненном чувстве, необходимом подвижнику, не учит, чтобы христианин, не принявший духа работы в боязнь, но принявший духа сыноположения, будучи свободным, должен принуждать себя и мучить свое тело, но зовет воина Христова на подвиг. Верою, терпением, смирением и всяким образом воздержания и беспристрастия, более же добродетелями вооружившись, христианин как некую крепость осаждает Царство Небесное, чтобы завладеть им, хотя бы оно было неприступно (примеч. преподобного Паисия Величковского).
18 Иоанн Лествичник, преподобный. О радостотворном плаче // Лествица, возводящая на небо. М., 1999. Слово 7, гл. 64. С. 180.
20 В оригинале написано «две литры». Литра римская единица веса, в которой 327,45 грамма.
21 В славянском «Добротолюбии» пропущено примерно две трети главы 123 творения преподобного Григория Синаита «Главы зело полезные», здесь материал восполняется по переводу епископа Вениамина (Милова). См.: Григорий Синаит, преподобный. Творения / Перевод с древнегреческого епископа Вениамина (Милова). М., 1999. С. 64; Filokalia. T. 4. Afens, 1991. S. 56.
22 Когда в человека через зрение и слух входят блудные впечатления, даже если он не проявляет к образам сочувствия, остается бесстрастным и все забывает, на подсознательном уровне это проходит. Срабатывает вегетативная нервная система, железы вырабатывают больше гормонов, и может спонтанно возбудиться похоть.
23 Святой апостол Павел говорит: «Не упивайтеся вином, в немже есть блуд» (Еф. 5, 18). Алкогольное опьянение характеризуется возбуждением нижележащих структур центральной нервной системы при расстройстве высших (корковых) функций. Высокие дозы ведут к торможению коры головного мозга. Исчезает критика к своим действиям, возникает эгоцентризм, переоценка своих качеств и возможностей. Проявляются контролировавшиеся до тех пор инстинкты и скрытые особенности личности. Помрачается рассудок, снижается внимание, и теряется контроль за своим поведением. По мере приема алкоголя оттекает кровь к малому тазу, и наполняются кровью половые органы. Плотская похоть возбуждается, а тормозные центры в голове в это время притупляются, и похоть господствует над разумом. Поэтому в состоянии алкогольного опьянения, в результате расторможения сексуального влечения, чаще всего случаются плотские грехопадения.
24 Здесь имеются в виду разнородные мечтательные образы, возбуждаемые демонами. Истечения по этой причине обычно происходят у страстных и физически слабых.
25 Правило молитвенное готовящимся ко святому причащению и ежедневное вечернее и утреннее. М., 1893 / М., 1993. Л. 137. Ср.: Древнерусские иноческие уставы. М., 2001. С. 224.
26 Преподобный Григорий Синаит в числе поводов к осквернению называет слабость организма и неумеренные труды. См.: Григорий Синаит, преподобный. Творения / Перевод с древнегреческого епископа Вениамина (Милова). М., 1999. С. 83.
27 Игнатий (Брянчанинов), святитель. Собрание сочинений в 7-ми томах. Т. 1. М., 1993. С. 135.
28 При написании данной статьи использовались: Большая медицинская энциклопедия. Т. 129. М., 19741988.
29 10 тысяч талантов это примерно 360 тонн золота.
30 Слова «смирение» и «смиренномудрие» часто употребляются как синонимы. Преподобный Григорий Синаит, живший на 300 лет позже преподобного Никиты Стифата, ставит смирение выше смиренномудрия. По-видимому, эти святые отцы вкладывали в одни и те же термины разные понятия.
31 Преподобный Григорий Синаит сказал это в XIV веке. В настоящее же время таких наставников стало еще меньше.
32 Иисусова молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».
33 О необходимости частого призывания Господа Иисуса Христа (Иисусова молитва) для очищения сердца от помышлений суетных и воспоминаний лукавых говорят все святые отцы. Здесь дается только три ссылки, так как для полного перечисления ссылок понадобилось бы несколько страниц. Например, очень часто об этом пишет преподобный Исихий пресвитер в «Слове к Феодулу».
34 В светской литературе слово «прeлесть» употребляется в положительном значении: «красота», «изящество», «миловидность». Например, А. С. Пушкин 194 раза употребляет это слово и нигде близко не подходит к святоотеческому смыслу. Он даже говорит о «вечно новой прелести» Евангелия. См.: Дунаев М. М. Православие и русская литература. М., 1996. С. 215.
35 По-славянски: «необразовaн, безвиден и невообразителен».
37 Преложение (metaboli) хлеба и вина на литургии означает не изменение физических и химических свойств веществ, но соединение двух областей бытия, поэтому оно недоступно телесным чувствам.
38 Иноческое келейное правило. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997. С. 166.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра