Из числа иноков Троице-Сергиевой обители, оставивших по себе память в древней Русской письменности, первое место занимает:
1) Епифаний премудрый, ученик Преп. Сергия, по благочестивой жизни заслуживший сан духовника братии, а по своему любомудрию название премудрейшаго, † около 1418 г. Он написал:
а) Житие и подвиги Преп. Сергия и похвальныя ему слова, которыя изданы нами в Памятниках русской письменности 1885 г. с предисловием.
б) Житие св. Стефана Епископа Пермскаго (†1396) и «Плач о нем Церкви Пермской». (В рукописях XVI и XVII в. Памятниках стар. р. литер., IV, 119, 120).
2) Иеродиакон Зосима, описавший свое путешествие в Царь-град и Иерусалим 1420 г. в сочинении называемом Ксенос. Напечатано в Сказаниях русскаго народа И. П. Сахаровым и отдельно Императорским Палестинским Обществом в 1889 году.
3) Иеромонах ПахомийЛогофет родом Серб, приглашенный в Россию с Афона в половине XV века для составления служб русским святым, а частию и житий их. Живя в Троице-Сергиевой обители, он дополнил Епифаниево жизнеописание Пр. Сергия повестью об открытии мощей его и следовавшими за тем чудесами, написал другое более краткое житие св. Сергия, службу ему на 25-е сентября и житие Пр. Никона. Скончался в последней четверти XV века.
4) Игумен Паисий Ярославов † в исходе XV века; написал: «сказание о Каменском монастыре и первоначальниках его» (ркп. Лаврск. библиотеки № 658 л. 64).
5) Игумен Артемий, в 1554 г. обвиненный в ереси и сосланный в Соловки, отселе бежавший в Литву, где, по сказаниям Курбскаго, писал в защиту Православия. В недавнее время отыскался список «посланий старца Артемия» к разным лицам; издан в русской Исторической Библиотеке Археографическою Коммиссиею (1848 г. книга 1-я стр. 12021447).
6) Митрополит Иоасаф, живший в Лавре на покое; † 1555. Вероятно им распространено житие Пр. Никона из Пахомиева и составлено житие Святителя Серапиона Новгородскаго (ркп. Лавр. библ. № 783 л. 650).
7) Преподобный Максим Грек † 1556. Сочинения его изданы Казанскою духовною Академиею в 18591862 годах с предисловием 3 тома.
8) Келарь Аврамий Палицын, † 1627 в Соловках. Им написано «сказание» об осаде Троицкаго-Сергиева монастыря от поляков и о бывших потом в России мятежах. Напечатано два раза: в 1784 и 1822.
9) Архимандрит Дионисий † 1633. Им составлены в междуцарствие патриотическия граматы по городам (А. А. Э. II, №№ 190, 202, 219) и защитительная речь пред Московскими духовными властями в пользу исправления Требника. (ркп. Лаврской библиотеки № 700. л. 134).
10) Монах Арсений Глухой † 1643. Им написано Послание к боярину Салтыкову об исправлении книг. (ркп. Лавр. библ. 700 л. 295).
11) Иеродиакон Иона маленькой, † полов. ХVII в. Описал свое «хождение в Царь-Град и Иерусалим в 16481652 г.», изданное нами в Памятниках Общества древней письменности в 1882 г.
12) Келарь Симон Азарьин, был келейником Пр. Дионисия. В 1639 г. строительствовал в приписном Алатырском монастыре, а в Лавре был Келарем, † 1665 г. Его сочинения:
а) Канон молебен Пр. Дионисию, Архимандриту Троицкаго Сергиева монастыря, ему же краегранесие сицево: мольбу ти приношу Дионисие Преподобне. Творение грешнаго инока Симона.
б) Житие и подвизи отца нашего Архимарита Дионисия. Было издано 5 раз; 1809, 1816, 1817, 1824 и 1834 г.
в) Чудеса новоявленныя Пр. Сергия числом 77 (последнее относится к 1653 г.). Им предпослано длинное предисловие (см. выше), начинающееся: «Благословением Бога Отца Вседержителя». Напечатано сие соч. в Памятниках Общества древней письменности в 1883 г. С. Ф. Платоновым.
г) Повесть о разорении Московскаго Государства и всея российския земли, како, отчего и откуду начало извода тех бед и напастей. Сочинение, имеющее целью оправдать поводы к войне России с Польшею в 1654 г. Находится в Сборнике библиотеки Московской духовной Академии № 17 (203) (бывшей Троицкой). Издано А. В. Поповым в Чтениях Императорскаго Общества истории и древностей Росс. 1881 г. т. II.
д) Выписки из Святец, иже с летописцем по месячно, о праздниках Господских и Богородичных, иже благодатию Божиею во святей России празднуются, сверх греческих уставов, и колико св. Преподобных отец и мучеников и благоверных Князей Христу Богу угодиша в добром житии и подвизех, иже на Руси празднества им створяют и на молитву призывают. Составлено после 1652 г. В Сборнике М. д. Академии № 17 (203).
13) Келарь Арсений Суханов † 1668. Описал свое посольство на Восток 16491653 под заглавием Проскинитарий, которое вместе с прочими его соч. издано Императорским Палестинским Обществом в 1889 г. под редакциею Н. И. Ивановскаго.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра