ГЛАВА XV. Копия подлинной жалованной грамоты — 172

XV.

КОПИЯ ПОДЛИННОЙ ЖАЛОВАННОЙ ГРАМОТЫ,

данной 14 мая 1623 года Царем Михаилом Феодоровичем
Архимандриту Свято-Троицкаго Сергиева монастыря Дионисию с братиею,
на воды с рыбными ловлями, – соляныя варницы, дворы, пожни, луга и проч.
в г. Балахне (Нижегор. губ.) и окрестностях, по р. Волге, –
подтвержденной последующими Царями: Алексеем Михаиловичем
20 мая 1657 г. и Феодором Алексеевичем 19 марта 1680 года.

Подлинная грамота1, пожалованная Царем Михаилом Феодоровичем
14 мая 1623 года архимандриту Троицкаго Сергиева монастыря Дионисию с братиею, написана церковно-славянским полууставом на листе старинной белой шероховатой бумаги, длина коего с верху в низ 12 верш., ширина, по направлению строк текста, 10 1/2 в., поля вокруг текста занимают около 11/2 вершка.

Лицевая сторона грамоты начинается со слова: «Божиею», с начальной буквой Б, размером около 3 вершков в длину, писанной пером с руки, с разными каллиграфическими того времени украшениями, сравнительно, довольно изящными, причем остальныя буквы перваго слова помещены в пределах очертания первой буквы. Второе слово грамоты «милостию» начинается с буквы М, размером около 1/4 вершка, а остальныя слова и буквы текста никакими особенностями не отличаются.

Первая страница оканчивается словами: «Дана сия наша Государская жалованная грамота на Москве лета 7131 маия в 14 день».

Подпись на обороте: «Царь и Великий Князь Михайло Федорович всея Русии Самодержец» написан сравнительно более крупным шрифтом, с крупными росчерками, завитками и титлами сокращений.

За сим все три надписи на обороте грамоты написаны разными почерками: первая чернилами бураго цвета, читается весьма трудно, а последния две надписи ясным почерком, с чернилами чернаго цвета.

К первому, писанному листу грамоты, с низу, укреплен другой белый лист меньшаго размера, и сквозь сложенных вместе нижних краев того и другого листа пропущен шнур сургучной красной печати.

Божиею милостию мы Великий Государь, Царь и Великий Князь Михайло Федорович, всея Русии Самодержец, пожаловал есми богомольцов своих, Живоначальные Троицы Сергиева монастыря архимандрита Дионисия с братиею, или кто по нем в том монастыре иные архимандриты и братия будут. В нынешнем во 131 году, по нашему Государеву указу, положили они перед нами жаловалную грамоту деда нашего, блаженныя памяти Великаго Государя, Царя и Великаго Князя Ивана Васильевича всея Русии, лета 7047 году, за приписью дьяка Юрия Сидорова, а начало у тое жаловалные грамоты отодрано, а сказал Троицы Сергиева монастыря стряпчей Иван Павлов, что у той жаловалной грамоты начало отодрано в московское разорение, а была-де та грамота в ту пору на Болахне у их же монастырсково служки у Истомы Соловара, а в той жаловалной грамоте написано монастырские их воды на реке на Волге, завод Хрещевской и лесок, да около толстиков трех островов пески и полпесочье, да пожни на тех же островах, да озеро Лукское с истоком и с пожнями, а ловят в тех водах рыбу про монастырской обиход. Да у них же у соли у Болахонские место дворовое и варницы и трубные места и кладища дарованныя, да в городе на Балахне место осадное, да к тем же их монастырским рыбным ловлям из оброчных вод в реке в Волге рыбная ловля осередок мокрой, да песок золотуха, что против золотых полей, да озеро Мещерское с истоком выше стрелицы, а пониже толстиков трех островов, что по конец их монастырских вод, и с тех рыбных ловель и с дворов и с варниц оброков и пошлин всяких не емлют. И мы, Великий Государь Царь и Великий Князь Михайло Федорович всея русии и отец наш, Государев, Великий Государь Святейший Патриарх Филарет Никитич Московский и всея Русии, Живоначальные Троицы Сергиева монастыря архимандрита Дионисия с братиею или кто по нем в том монастыре иные архимандрит и братия будут, пожаловали велели тое старую жаловалную грамоту переписать вновь на свое Государское имя по уложению и велели им по прежней и по сей нашей Царской жаловалной новой грамоте теми рыбными ловлями и пожнями и дворами и варницами владети по прежнему. А по нашему Государскому указу, кого они архимандрит с братиею на те рыбныя ловли судами пошлют и кто у них людей учнут жити на Балахне на их дворех и у варниц и в городе на осадном дворе, и наместницы наши и воеводы и дьяки и приказные люди и таможенные головы и целовальники городские и сельские и Болахонские с тех их судов и с людей пошлин ни которых не емлют. Также есмы архимандрита с братиею пожаловали наместницы наши и воеводы и всякие приказные люди, ниже городские и судейские и Болохонские их монастырских людей не судят ни в чем, опричь душегубства и разбоя и татьбы с поличным, и ведает и судит всех своих монастырских людей архимандрит с братиею жь, или кому прикажет. А случится суд смесной монастырским людям с городскими людьми, или с Болахонцы, или с приезжими людьми иных городов, и наместницы наши и воеводы и всякие приказные люди их судят, а архимандрит с братиею, или их прикащик с ними жь судят, и прав будет, или виноват городцкой человек и Болахонец – и он в правде и в вине наместником нашим и воеводам и всяким приказным людям, и монастырской человек в правде и в вине архимандриту с братиею и их прикащику. А наместницы наши и воеводы и всякие приказные люди в их монастырскаго человека, в праваго, ни в виноватаго не вступаются жь. А кому будет чего искать на монастырском прикащике, ино его сужу аз, царь и Великий Князь Михайло Федорович всея Русии. А для бережения сию нашу Государскую жаловалную новую грамоту велели в самодержавнейшем Царском богомольи у Живоначальные Троицы в Сергиеве монастыре. А по городом для наших бояр и воевод и дьяков и всяких приказных людей и таможенных голов и целовальников велели есмы с сей нашей Царские жаловалные грамоты списывати списки слово в слово и посылати те списки за дьячьею приписью. А кто через сию нашу Царскую жаловалную грамоту архимандрита Дионисия с братиею и их монастырских слуг и крестьян чем изобидит, и тому от нас, Великаго Государя, Царя и Великаго Князя Михаила Федоровича всея Русии, быти в опале. Дана сия наша Государская Жаловалная грамота на Москве лета 7131 маия в 14 день.

NВ. К нижнему краю грамоты прикреплена часть сургучной печати Московскаго герба (св. Георгий и двуглавый орел) на красном шелковом шнуре.

На обороте сверху подпись:

«Царь и Великий Князь Михайло Федорович, всея Русии Самодержец.»

Ниже поставлена такая цифра: 7035

Далее отдельныя надписи:

1. 7133 апреля 11 день, Мы, Государь, Царь и Великий Князь Михайло Федорович всея Русии и Святейший Патриарх Филарет Никитич Московский и всея Русии сее грамоты слушав указал подписать на свое Государское имя, а о всем указали ходить по тому, как выше в новой Государской жалованной грамоте 133 году апреля в 9 день за приписью дьяка Семена Бредихина написано, а сию грамоту указали отдать в Троицкий монастырь архимандриту Дионисию да Келарю старцу Александру впредь для спору вотчинных земель и всяких вотчинных крепостей.

Дьяк Семен Бредихин.

2. Лета 7165 маия в 20 день, Великий Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михаилович, всея великия и малыя и белыя Росии Самодержец, сее грамоты отца своего Государева, блаженныя памяти Великаго Государя Царя и Великаго Князя Михаила Федоровича всея Русии Самодержца, слушав Живоначальные Троицы Сергиева монастыря архимандрита Иоасафа да келаря старца Арсения Суханова да казначея старца Дионисия с братиею, или кто по них в том монастыре иные архимандрит и келарь и казначей и братия будут, пожаловал велел им сию грамоту подписати на свое, Великаго Государя, Царя и Великаго князя Алексея Михаиловича, всея великия и малыя и белыя Росии Самодержца, имя и рудити ее не велел никому ничем, а велел ходити о всем по тому, как в новой грамоте 133 году апреля в 9 день за приписью дьяка Семена Бредихина написано, а сее грамоту указал отдать им в монастырь, впредь для спору вотчинных земель и всяких вотчинных крепостей.

Дьяк Евтеев.

А подписал Государев Царев и Великаго Князя Михаила Федоровича всея Русии дьяк Прокофий Пахарев.

3. Лета 7188 марта в 19 день, Великий Государь Царь и Великий Князь Федор Алексеевич, всея великия и малыя и белыя Росии Самодержец, сее жалованные грамоты слушав Живоначальные Троицы Сергиева монастыря архимандрита Викентия, келаря Старца Киприана, казначея старца Сергия с братиею и кто по них в том монастыре иные архимандриты и келари и казначеи и братия впредь будут, пожаловать велел им сию жалованную грамоту подписать на свое, Великаго Государя Царя и Великаго Князя Феодора Алексеевича, всея великия и малыя и белыя Росии Самодержца, имя.

Дьяк Семен Кудрявцев.
Справил Гришка Посников.
Справил дьяк Роман Жданов.



Оглавление

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.