<Примечания к главе 5>

1 Истор. Госуд. Росс. т. 4 пр. 383.

2 Сие видно из жития Пр. Сергия, описаннаго Епифанием, и из изображений на иконе в Троицком Соборном храме.

3 Исаакий сконч. в 1388 г. Истор. Госуд. Росс. т. 5 пр. 137.

4 Сказ. об осад. Лавр. стр. 164. В Летописи упоминается еще Келарь Илия, скончавшийся в 1384 г., «старец добрый и послушный». Истор. Госуд. Росс. т. 5. пр. 137.

5 Никифор Боровский, Иоанникий и Елисей известны лишь по изображению на иконе.

6 Многие из сих учеников Пр. Сергия упоминаются в житии Его, – именно: Роман, Андроник «возлюбленный ученик» Пр. Сергия, Григорий «муж благоговейный во многих добродетелех», Феодор и Афанасий. Об Афанасии сказано «бе в добродетелех муж чуден и в Божественных писаниих зело разумен, и добросписания многа руки его и доныне свидетельствуют; и сего ради любим зело старцу». – Сверх того в Троицкой летописи об нем замечено, что он, «ради Бога» оставив игуменство, удалился в Константинополь, где и купил себе келлию для постояннаго пребывания. Истор. Г. Р. т. 5 пр. 122. – О Никите упоминается в житии Пр. Пафнутия Боровскаго, которое писано учеником Пафнутия Кассианом, А. Ростовским: «бе той Никита, ученик чуднаго отца, Святаго Чудотворца Сергия, бывый же пастве начальник сущих инок в обители честнаго Зачатия Пречистыя Божия Матере во граде Серпухове». О прочих учениках Пр. Сергия можно читать в Прологе: об Аврамие июля 20, о Сергие окт. 7, о Павле генв. 10, там же и Чет. мин., о Савве декаб. 3, о Ферапонте мая 27 и Истор. Иерарх. Росс. Т. VI стр. 849–853, о Мефодие в описании Пешношскаго монаст. стр. 1 и след. Ксенофонт Тутанский причисляется к ученикам Пр. Сергия по свидетельству одной рукописи Академической Библиотеки, в которой исчисляются и прочие ученики Преподобнаго, хотя не все. Монастырь Тутанский впоследствии приписан к Троицкому Сергиеву монастырю.

7Часто прихождаше посещения ради, иногда же яже на потребу посылаше ему. Житие Пр. Сергия.

8 Соф. Врем. Строев. т. 1 стр. 340.

9 В одном рукописном уставе Троицкаго Сергиева мон. записано на первых страницах: «Пересвет инок Александр, Осляб – инок Иродион, иже был боярин Любутский; посылан был с милостынею в Царь-град 906-го (6906) лета В. К. Василием Димитриевичем. А сын его Акинф был боярин у Митрополита Фотия 933 г.» Отсюда видно, что из иноков Сергиевых пал в битве один Пересвет: да и в сказании о Мамаевом побоище в числе убитых упоминается только: Александр Пересвет, бывший прежде боярин Брянский. Соф. Врем. Строев. т. I стр. 364. Гробницы иноков Пересвета и Ослябя найдены в Москве в церкви на старом Симонове.

10 Истор. Государ. Росс. т. 5 прим. 105.

11 Истор. Государ. Росс. т. 5. прим. 137.

12 Собр. Госуд. Грам. т. I стр. 61.

13 «Прииде некогда к Пр. Сергию Алексий Митрополит в обитель посещения ради; имяше бо всегда любовь к Святому премногу и соузы духовны, о всем совет творяше с ним». Рук. жит. Пр. Сергия.

14 «И от Тахтамышева нахождения беже в Тверь», сказано о Пр. Сергие в Соф. Врем. Строев. т. I , стр. 402.

15 См. Житие Преподобнаго Саввы Звенигородскаго; также житие Пр. Никона в пространнейшем виде, находящееся в одной из рукописей Академических.

16 Иноки в это время удалились, спасая, что могли, в Кирилло-Белозерский монастырь, родственный им по своему основателю Пр. Кириллу (еще бывшему тогда в живых). См. послание Епифания к Кириллу 1415 г. (Прав. Собеседник 1883, т. III). А. Л–д.

17 Житие Пр. Сергия, соч. Епифанием.

18 Житие Преподобнаго Никона составлено еще при жизни учеников его, как видно из последующих слов жизнеописателя: «Свидетельствуют того поты и труды (т. е. о подвигах и трудах Пр. Никона) еще в теле обретающиися тояже обители иноци, свидетели известни». Но есть и другое жизнеописание его, составленное позднее и обширнее. Служба ему (сперва один канон) написана 1459 г. иноком Афонской горы Сербином Пахомием Логофетом.

19 Никонов. летоп. т. 4. стр. 299.

20 Собран. Государ. Грам. Т. I. стр. 79.

21 Истор. Госуд. Росс. т. 5. прим. 258. Надпись в Троицком соборе на стене.

22 Так Епифаний называется в надписи Жития Пр. Сергия, им сочиненнаго.

23 Это видно из похвальнаго слова Св. Стефану, сочиненнаго Епифанием, где он говорит: «некогда с тобою спирахся о некиих приключшихся, или о слове етере, или о коемждо стисе, или о строце... Аз есмь раб твой: помню лишшую, юже име ко мне любовь, ею же о мне многажды ся и прослези»...

24 Предисловие к житию Пр. Сергия, напечат. в Москве в 1647 г.

25 В похвальном слове Пр. Сергию Епифаний говорит об нем: «разве нужды некия не взыска царствующаго града, ни св. горы, или Иерусалима, яко же аз окаянный и лишенный разума, – у люте мне! – ползая семо и овамо, и преплавая сюду и оводу, и от места на место преходя».

26 «Сия вся сподобихся видети, говорит Зосима о святыне Константинопольской, якоже прежде бех, коли со Княжною в царство Благочестиваго Царя Кир Мануила; и в то де время венча сына своего старейшаго Калуяна (Кало – Иоанна) на Царство Греческо, состаревшуся ему (вм. самому)». См. Истор. Гос. Росс. т. 6. пр. 231. Перед отправлением в Константинополь Княжна сама приходила в Троицкий монастырь, только не в 1404 г. а в 1414 г. Как событие памятное для обители, сей случай упоминается и в грамоте, данной Пр. Никону Князем Радонежским, которая подписана: «дана грамата, коли Кн. Великий Княжну отдал во Царь(град), на ту зиму на Вербницу». № 158.

27 Монастырь женский – зовомый Липси (lyps lybos:) «ту лежат Св. Стефан и Царица Ирина и Царица Анна, дочь Московскаго Вел. Князя Василия Димитриевича» Она скончалась в августе 1417 г. от моровой язвы.

28 Путешест. Русск. люд. в чужия земли. Спб. 1837 г. ч. 2. стр. 29–62.

29 Вел. Кн. Василий Васильевич приходил и прежде для поклонения Угоднику Божию в 1438 г. октября 27 дня, вместе с своею материю Вел. Княгинею Софиею Витовтовною и в 1439 г. сентября 10 дня, как видно по жалованным грамотам их, данным у Троицы.

30 Софийск. Врем. Строев. т. 2. стр. 42–52.

31 Он утвержден Кардиналом 18 декабря 1439 года.

32 Истор. Гос. Росс. т. V. прим. 296 напечатан старинный перевод сего билета, в котором сказано, что посол Фома имеет препоручения от Папы.

33 «Град страшен, утвержден, в немже зли человецы, разбойницы от мног язык, паче же христианскыи врази». Жит. Пр. Сергия.

34 Сведения о пребывании Симеона в Новгороде, его вызове в Смоленск и судьбе, здесь его постигшей, заимствуются из рукописнаго описания путешествия Исидорова на собор в Флоренцию (в Акад. Библ. под № 239); их нет в напечатанных списках сего путешествия в Древ. Вивл. ч. VII и в собрании путешествий Русских людей, изданном Сахаровым в 1837 году. О сих обстоятельствах ничего не говорится и в житии, или чудесах Пр. Сергия: но совершенно согласно с сим повествованием о судьбе Симеона сказано: «По времени же Исидору Митрополиту к господствующему граду Москве грядущу, и ят бысть от него Симеон Пресвитер и оковаше его железы крепко, яко неповинующася ему, тако привезоша его во град Москву».

35 Грамота подписана 29 декабря 1447 года. Истор. Гос. Росс. Т. V. прим. 350. Впрочем на имя Игумена Мартиниана есть грамота по Ферапонтову монаст. еще от августа 1448 г. см. Акт. Арх. Экспед. Т. 1. стр. 31.

36 Ист. Росс. Иерар. ч. IV. стр. 446, 447.

37 Об отправлении Вассиана в Киев пишет св. Иона Митрополит. Истор. Гос. Росс. т. V. прим. 347. Время отправления определяется с одной стороны кончиною Киевскаго Князя Александра в 1455 г., с другой поставлением Григория униата в Митрополита в 1458 г., о чем св. Иона упоминает как о настоящем событии. – О Симеоне Псков. лет. под 1441 г. Опис. Киево-Печерской Лавры стр. 20, 21. О Михаиле Ист. Гос. Росс. т. VI. пр. 264.

38 Надпись в рукоп. Академической Библиотеки.

39 Словарь о писател. Духов. чина.

40 Соф. Врем., изд. Строев., ч. 2, стр. 137.

41 Духов. грам. Пр. Иосифа, слов.10.

42 Истор. Гос. Росс. т. 6. пр. 629. В описи монастырской 1642 г. упоминается о двух покровах тафтяных, которые кладутся «на Митрополитов, где Серапион чудотворец». Отсюда можно заключить о месте, где погребен Митрополит Феодосий.

43 В летописи сказано: «принуди его (Паисия) Князь Великий у Троици в Сергиеве монастыре игуменом быти; и не може чернцов превратити на Божий путь, на молитву, и на пост и на воздержание; и хотеша его убити: бяху бо тамо бояре и князи постригшеся». Соф. Врем. изд. Строев. ч. 2. стр. 229.

44 Повесть о зачатии и рождении Великаго князя Василия Иоанновича известна в рукоп. и напечатана в степенных книгах. В ризнице Троицкой Лавры есть вкладная пелена Великой Княгини Софии; в надписи на ней она называет себя «Цареградскою Царевной».

45 Соф. Времен. ч. 2, стр. 206. В 1481 году вместе с тем же Архиепископом Ростов. Паисий подписал духовное завещание другаго брата Великаго Князя, Андрея младшаго, который отказал Троицкому монастырю 40 деревень своих в области Вологодской.

46 Лаврская рукопись № 408.

47 Соф. Врем. т. 2, стр. 237, пр. 3.

48 Истор. Росс. Иерар. изд. 2. Т. 1, ч. 1, стр. 100, 101.

49 Тогда это было еще в обычае, но впоследствии воспрещено.

50 В последние годы Иоанна известны две важнейшия опалы – по случаю заговора в пользу сына Великаго Князя Василия, в 1498 году; после сего случая пострижен в Троицкой обители Иван Юрьевич Патрикеев; и по обвинению в ереси жидовской, в 1504 г. огненная казнь была употреблена против некоторых, только в последнем случае. Соф. Врем. ч. 2. стр. 261.

51 Пр. Иосиф Волоколамский в письме к Борису Васильевичу пишет, что Серапион на Соборе, судившем его дело с Иосифом, между прочим говорил Великому Князю: «я тебе не бил челом; послал ты меня сильно в Новгород».

52 Житие Пр. Серапиона Архиепископа Новгородскаго в рукописи.

53 Словарь о писат. духов. чина, ч. 1. стр. 92.

54 Видение сие было описано по повелению Макария Митрополита Московскаго, как видно из надписи сказания.

55 Грам. 218 в сбор. № 1, данная в селе Воздвиженском 27 сент. 1525 г.

56 Типогр. летопис. стр. 370.

57 Курбск. част. 1, стр. 168–170. Вероятно сей же Игумен (а не Парфений, как сказано в Казанском летописце) был ходатаем и за Князя Димитрия Бельскаго после неудачнаго похода против Казани в 1524 г.; давшим за себя запись 20 сент. 1524 г. Истор. Гос. Росс. т. 7, прим. 305. Собр. Госуд. Грам. Т. 1, № 152.

58 Акты Арх. Экспед. Т. 1.

59 См. о нем в путевых письмах Графа М. Толстаго с Севера с. 15.

60 Типограф. летоп. 1784 г. стр. 387.

61 Истор. Госуд. Росс. т. VII, прим. 312.

62 Соф. Врем. ч. 2, стр. 327–333 и Царств. книга стр. 1–33.

63 Царствен. книга стр. 100–102.

64 Упоминаются посещения в июле 1536 г., в июле и сентябре 1537 г., в сент. 1538 г., в маие и сент. 1539 г., в июне и сент. 1540 г. Древн. Вивлиофика ч. 17 стр. 113–126. А со времени Митр. Макария сии путешествия Вел. Князя по св. местам стали вноситься и в Царственную книгу. Здесь упоминаются посещения монаст. в сент. 1541 г., в маие и сент. 1542 г., в сент. 1543 г., в марте 1544 г., по грам. под № 287 видно, что Великий Князь был в обители и в августе; в маие и в сент. 1545 г. Царствен. книг. стр. 97–119. О путешествии 1546 г. свидетельствует и грам. 288 и 298.

65 Доселе память Пр. Никона, как видно из обиходной книги монастырской того времени, совершалась в обители таким образом: «16 ноября св. Апостола и Еванг. Матфея. Панихида Никонова. А обедают вся братия после вечерни (по причине поста) и после панихиды на остаточном часу дни вечерню поют и панихиду в церкви. Матфееву (т. е. в память Ап. Матфея) вечерню и завтреню, и обедню, и панихиду, и на завтрее, в Никонову память, завтреню и обедню во вся звонят колоколы. А Никонова панихида со свечами».

17-го ноября иже во святых отца нашего Григория Чудот. – Никонова память. В XVII ст., как видно из рукописнаго устава, память Пр. Никона праздновалась так:

«Ноября 17 к вечерне звонят во вся. Малая вечерня в трапезе (в церкве бывшей при трапезе). И потом у Пр. Никона вечерня средняя: Блажен муж без литии. И после вечерни поют молебен Одигитрии да Чудотворцу Никону. А завтреню поют поп да диакон. А всенощное поют в трапезе: а допевают всенощное сице: утверди, Боже и, отпуст сотворив, понесут диаконы праздник (икону Пр. Никона) в стихарех и диакон прежде со свещею. Архимандрит и священницы и вся братия идут в след образа со свещами: И пришед в церковь к Никону поставляют праздник посреди церкви. И крилошане поют стих на целовании. И Архимандрит целует праздник, и священники, и братия, и прощаются у Чудотворца (т. е. прикладываются к раке его). И говорят первый час, и потом прощение всенощному. – С водами к Государю посылают попа».

66 Царств. книг. стр. 149.

67 Замечания Митрополита Иоасафа помещены особою главою в деяниях так называемаго Стоглаваго Собора.

68 Грамоты на имя Игум. Артемия все подписаны 17 маия 1551 года.

69 Собор. Грам. об Артемие в Соловец. монаст. напечат. в Акт. Археогр. Экспед. Т 1, стр. 249 и описан. Цар. Архива там же стр. 353 и след. Курбск. ч. 2, стр. 149.

70 Опись Царск. Архива в Акт. Арх. Экспед. Т. 1 стр. 349. Недавно в IV части Русской Исторической Библиотеки (изд. Археографической Коммиссии) напечатаны «Послания старца Артемия», громко и ясно свидетельствующия о его твердости и ревности в православной вере; этим посланиям Литовская Русь обязана тем, что удержалась от впадения в протестантизм. Примеч. А. Леонида.

71 Софийск. Врем. ч. 2. стр. 403.

72 В Царствен. книге написано: «сам же Царь взираше на образ Христа Бога нашего и на рождшую Его Богоматерь и на угодника его Великаго Сергия, – тут бо приход (т. е. церковь) его Царский к Чудотворцу Образу стоящу, еже с живаго светильника начертана (вместе начертану)». Тоже и в Никонов. летописи и в Летописце Русс. Львова.

73Истор. Казанск.

74 Соф. Врем. ч. 2 стр. 422. В Москву Царь вступил 29 окт.

75 Журн. Арх. Комисс. в Журн. Мин. Народ. Просв. 1838 г. ч. 2 стр. 156. «Послание Царя Иоанна Васильевича к Максиму Греку о ереси Бакшина».

76 В Кормов. кн. конца XVI в. записано: «лета 7069 июля в 30 день приказал Царь и Государь Великий Князь Иван Васильевич всея России Архимандриту Елеуферию и Келарю старцу Ерофею и Казначею старцу Варлааму Путятину и всем старцам по челобитной Митрополичьяго келейника старца Геласия, всем Государь давать по Асафе Митрополите корм средний, с году на год, до коих мест сия св. обитель стоит».

77 Словарь о писат. духов. чина ч. 2. стр. 38.

78 Никонов. летоп. Ч. VII. стр. 240 и 270. В одной летописи замечено, что позолоту в Троицком монастыре производил царский Диак Феодор Селинов с товарищи.

79 Никонов. летоп. ч. VII, стр. 264 и 270.

80 Летоп. Русск. Львова, ч. 5, стр. 280.

81 Там же стр. 296.

82 В Истор. Иерархии Российск. Т. IV. стр. 420–479.

83 Князь Иван Кубенский казнен в 1546 г. Истор. Госуд. Росс. т. VIII, прим. 381.

84 См. Лаврскую рукопись № 809, л. 22.

85 Неизвестно, что заключалось и в сказке Троицкаго Игумена на Васьяна Коровина и на Гурья, упоминаемой в описи Царскаго Архива Акт. Арх. Экспед. Т. I, стр. 344.

86 Собр. Госуд. Грам. Т. I, стр. 470 и 485.

87 Собр. Госуд. Грам. Т. I, стр. 503.

88 Истор. Росс. иерархии. Ч. VI, стр. 1028.

89 О поездках Царя см. Истор. Гос. Росс. т. 9., прим. 95 и 161.

90 Ист. Гос. Росс. т. 9, прим. 398.

91 Акт. Арх. Экспед. Т. I, стр. 330 и Собр. Гос. Грам. Т. I. стр. 562, 583.

92 В Кормовой книге XVI века записано: лета 7079, был приход к Москве Крымскаго Царя Девлет Гирея. И поговоря Архимандрите Варлааме и Келарь старец Евстафий, старец Варсонофей Якимов и Казначей старец Паисей и старцы соборными кормити по их побиенных с году на год корм меньшей.

93 В описи мон. 1642 г. середнею Церковию называется церковь Сошествия Святаго Духа.

94 По Царевиче Иоанне Иоанновиче прислано 5,500 р., по Алексее Басманове 456 р., по князе Михаиле Черкасском 220 р., по князе Иване Пронском 135 р., по Михаиле Яковлевиче Морозове 100 р., по Иване Висковатом 243 руб., по Никите Фуникове около 300 р. То же чувство раскаяния свидетельствуют и последния письма его в Кириллов монастырь; грамоты и вклады по опальных Новгородцах в 1584 г. в Соловецк. монаст. Описание Солов. монаст. Ч. I, стр. 83, 84 и проч.

95 В Кормовой книге XVI века записано: «купил старец Варсонофей Якимов, Троицкой постриженник Галичанин, села Медвеково у Князя Григорья Куракина в дом Живоначальныя Троицы и Великому Чудотворцу Сергию и Никону по своей Варсонофьеве душе. А к селу Медведкову 20 деревень и вытей 36; а по новому письму то село в книгах полсохи с четвертью. Да старец же Варсонофей Якимов дал в дом Живоначальныя Троицы – колокол, весу в нем 200 пуд, а дал на нем 520. Да старец же Варсонофей – дал в большую церковь чашу серебреную проскурную, а цена 160 р. Он же с Келарем старцем Евстафием Головкиным купил в дом Живоначальныя Троицы село Вольявидово, а к сему деревень и пустошей 50, а вытей 120. Он же в 7100 г. дал вкладу в дом Живоначальныя Троицы, что его пожаловал Государь и Великий Князь Феодор Ивановичь всея Русии и Государыня Благоверная Царица Ирина, как старец Варсонофий крестил Государыню Царевну Великую Княжну Феодосью, и дав государскаго жалованья в казну 100 р. денег, да 40 соболей, да камку, да бархат, да объяри за 100 рублев же». Во Вкладной книге прибавлено: «110 г. окт. 9 дня преставися соборный старец Варсунофий Якимов и приказал по себе дать денег 800 р., несколько судов серебреных, ожерелье, бархат черный и 10 ширинок тафтяных и миткалевых шитых золотом и серебром».

96 Акт. Арх. Экспед. Т. 1 стр. 334 и 373.

97 Грам. 342, 343 в Сбор. под № 1.

98 Собр. Госуд. Грам. Т. 1, стр. 593.

99 Во Вкладной книге записано: 1559 г. Княгиня Евфросиния с сыном своим Князем Владимиром Андреевичем дали вкладу в раку Чудотворца Сергия денег 600 руб., да перстень золот, а в нем яхонт лазорев.

100 О других посещениях Троицкаго монастыря Царем Феодором Иоанновичем упоминается в 1588 г. грам. 537; в 1591 г. Истор. Гос. Росс. Т. II стр. 143; в 1592 г. во время войны Финляндской. Летоп. о мятежах стр. 33 и грам. 376.

101 Собр. Госуд. Грам. Т. II стр. 99.

102 Царем Феодором Иоанновичем назначено было поднести Патриарху: Образ Спасов, чеканен с пеленою, который чуднее из старых, образ Сергиево видение, обложен серебром, венцы со сканью; кубок серебрян гривенок в семь (31/2 фунт.), чару или братину серебряну руб. в 20, – 40 соболей в 30 руб., 200 р. денег; два полотенца Троицких; пять братин Троицких; ставки Троицкие; ковш Троицкий и проч. Ист. Госуд. Рос. Т. 10, пр. 214. Вещи называемыя Троицкими, вероятно здесь и выделывались.

103 О вызове ея см. Труд. Общест. Истории и древност. Росс. ч. 8, стр. 392. В писцовых книгах 1594 г. записано: «Монастырь Богородицкий Подсосенье: у монастыря не тяглых 12 дворов; а в них живут Королевины дети Боярские и всякие дворовые люди; да под тем же монастырем мельница на речке на Торгоше, мелет на Королевин обиход к Пречистой под Сосенки. А оброку с тое мельницы не идет в монастырь ничего».

104 Сбор. грам. под № 1, грам. 537; в 1613 г. апреля 28 Царь Михаил Феодорович на пути из Костромы в Москву возобновил сию грамату по той причине, как сказано в самой грамате, что прежняя уничтожена во время раззорения Московскаго Новодевичьяго монастыря, где она находилась. Грам. 474.

105 Опис. Соловец. монаст. ч. 1, стр. 132. О вызове старцев из Солов. монастыря в 1594 г. значится и в списках Троицкаго монастыря по рукописям.

106 Летоп. о мятежах стр. 67 и 82. В той же летоп. замечено (стр. 86), что в 1599 г. Царь Борис ходил в Колязинский монастырь на переложение мощей Пр. Макария в новую серебряную раку. Поспешая оттуда в Москву, он миновал Троицкий монастырь, но был в Подсосенском, в котором жила Королева Марфа Владимировна, и которому в 1598 г. он даровал значительные вклады.

107 Летоп. о мятежах стр. 247. «Бысть в начальниках в Ярославле и во всех людях смута велия; прибегнути не к кому, и разсудити их некому. Они же сетоваху и послаша в Троицкий монастырь к бывшему Митрополиту Кириллу молить его, чтобы он был на прежнем престоле своем в Ростове. Он же не презре их челобитья, прииде в Ростов, а из Рорстова прииде в Ярославль». Стр. 248.

108 О сих граматах упоминается в данных Царем Шуйским. Сбор. под № 1, грам. 406, 408, 412. Во второй из сих грамат подтверждена подписанная Отрепьевым 1605 г. августа 31 дня; в последней – данная с 160 5/6 .

109 Сказание соврем. о Дмитрие Самозванце, Бера стр. 431. Паерле стр. 111.



Оглавление

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.