2 Сбор. Грам. под № 1, грам. 372 и др.
3 Москов. Губер. Ведомос. 1841 г. № 6, стр. 48.
4 Так назван первый Игумен Стромынскаго монастыря в Троицкой летописи. Истор. Госуд. Росс. Т. 5, прим. 122, а в житии Препод. Сергия обыкновенно пишется Савва, но в одном сп., находящемся в Акад. библ., сие исправлено и под именем Саввы древнею же рукою написано имя Леонтия. В Никоновск. летоп. под 1378 г. замечено даже время освящения сего храма, 1 декабря; при этом сказано: «Игумена приведе (Пр. Сергий) из своего монастыря от Св. Троицы, именем Леонтия». А в житии Пр. Сергия, там же помещенном, упоминается имя Саввы, ч. IV, стр. 235. Смешение сих двух имен очевидно основано на том, что вышеупомянутые ученики Пр. Сергия Леонтий и Савва были оба преемственными Игуменами Стромынскаго монастыря, при чем первый был в оном Игуменом не долго, выбыл куда либо в другой монастырь, а Савва в нем скончался и погребен. Святостию жизни он прославился более, нежели Леонтий, и потому имя его в списке учеников Сергиевых поставлено выше Леонтиева, и чтилось в ХVII веке, как имя Преподобнаго, что доказывает изображение его в Успенском соборе Лавры и часовня над его гробницею. (См. изследование о Успенском Дубенском монастыре графа М. Толстова в Чтен. Общ. Истор. и древ. Рос. год 1862 кн. 1). Прим. А. Л а.
5 Ист. Росс. Иерарх. ч. 3. ст. 739. Об основании всех сих монастырей сведения находятся в житии Пр. Сергия, написанном Епифанием.
8 Там же ч. 6, стр. 656. В житии Пр. Сергия по исчислении монастырей Киржачского, Симонова, Андроникова, Высоцкаго и Дубенскаго, прибавлено: «не толико же Св. Сергий монастырей постави, елико зде написахом, но многи монастыри воздвиже на славу Божию, и Пречистыя Богородицы, и своя ученики постави в тех монастырях начальствовати».
9 По грам. сего монастыря видно, что в 1453 г. был там Игумен Протасий, в 1534 г. Строитель Сильвестр, в 1554 г. Строитель Вассиан, в 1568 г. Строитель Киприан.
10 В грам. Царя Феодора Ив. на возстановление сей пустыни в 1590 г. между прочим прописано: «в Гороховском уезде на р. на Клязме в поймах на болоте есть пустыня, а в ней бывал храм Живоначальная Троица, да Христов мученик Георгий, а поставил де ту пустыню и храм сам Чудотворец Сергий, в те поры как его посылал в Нижний-Новгород прадед наш, Великий Государь, Князь Великий Димитрий Иванович Донской ко Князю Борису Константиновичу о миру. А в той де пустыньке жили старцы пустынные отходники, а питалися лыками и кошницы, и сено по болоту косили; и та де пустыня запустела от Казанских татар лет с семдесят, и лесами поросла». Сбор. под № 1 грам. № 272. В жалованной грамате на сию пустыню Великаго Князя Иоанна Васильевича III, данной Игумену Троицкаго Сергиева монастыря Вассиану (14551467) по прежней грамате Великаго Князя Василья Васильевича, говорится о начале сей пустыни не так определенно: «поставили де себе пустыньку в Гороховце Св. Георгия» Грам. 176. Но давность ея зависимости от Троицкаго монастыря подтверждается и другою граматою Великаго Князя Василия Васильевича Игумену Зиновью (14361443). «Дал есми им в Гороховце своих вод к их пустыни у Егорья Святаго». Грам. 62.
11 В Лет. Арханг. под 6968 (1460 г.) написано: «Тогоже лета Сергиевские старцы поставили на своем дворе на Москве церковь каменну, Св. Богоявления». См. Истор. Госуд. Росс. Во Вкладной монастырской книге записано: «Великий Князь Дмитрий Иоанновичь пожаловал на Москве в городе место под церковь и под келлии близ своего Государева двора». В рукописной минеи № 103 приписано на конце: «в лето 6978 месяца сентября 22 написана бысть минея сиа в церкви Св. Богоявления, внутрь града на Москве, повелением и строением Игумена Александра». В описи сего монастыря 1642 г. сказано: «около монастыря ограда три стены каменныя, четвертая стена от Патриаршаго двора забором забрана». Аврамий Палицын в Сказании о осаде Троицкаго Сергиева монастыря изд. 1784 г. стр. 252. В 1666 г. августа 18 дня сей монастырь вместе с Патриаршим двором сгорел. Грам. № 321.
12 Сборн. № грам. 2, 3, 8 и 37; кем передан сей монастырь, неизвестно. В 21 гр. при В. К. Василье Васильевиче упоминается Игум. Варсонофий. В Кормовой книге XVI ст. записаны одни имена жертвователей: монастырь Успенье Пречистыя на Воинове горе, а к монастырю две деревни: кормити корм середний с Воинова и с Городища, по Иване, по Александре, Дионисие, Клименте, Юрии, по Анне.
13 Грам. 68. «Дал есьми в дом Св. Троице, в Сергиев монастырь в своей вотчине монастырек Юрий святый, да Поповское на реце на Шексне. Из жалованной грам. (1534 г.) В. Князя Иоанна Васильевича видно, что монастырек сей существовал и тогда, грам. 234.
14 В Вотчинной книге, по Ярославлю, гр. 10 и 11.
15 Грам. В. Князя Василья Васильевича под № 35, игумену Досифею, под № 32 Мартиниану, под № 15 Вассиану содержат в себе различныя льготы в пользу сего монастыря, и принадлежащих к нему селений.
16 Грам. 41, 67. Монастырь сей упоминается в настольной грамате Архимандрита Елевферия 1561 г.
17 Грам. 79. Подтверждена В. Князем Иваном Васильевичем, после смерти Князя Юрия в 1473 г. Грам. 438. Ныне деревня Березники на р. Талице с часовнею, в 8 верстах от села Боркова.
Около 1473 г. передан Троицкому монастырю находившийся не вдалеке от вышеупомянутаго Ильинский монастырек на реке Воре, бывший прежде домовым Московскаго Митрополита (но не в селе Боркове, как сказано в Историческом месяцеслове Лавры).
18 Грам. 171, 185. Село Дерюзино дано в Троицкий Сергиев монастырь Андреем Тарбеевым, как значится в кормовой книге. Обе граматы даны по жалобе монастырских властей на то, что «всякия ездоки свертывают с большия дороги с слободския на их монастырек, на Николу, на Дерюзино, на слободку на Тетевкину, да ставятся в том монастыре и деревнях, да и кормы емлют силою». Сей монастырь упоминается в грамате, данной Игумену Елевферию, при возведении его в Архимандриты в 1561 г. Но в сотной (Переяславскаго уезда) записи 1562 г. уже просто сказано: «Село Михайловское Дерюзино, а в нем церковь Николай Чудотворец, да придел Дмитрий Солунский; двор монастырский; в келлии священник Черной, да одинадцать келей; а в них живут нищие. Соборн. грам. под № 3 по Переяславлю гр. 171.
19 В рукописной Псалтири под № 30 записано: лета 7055 поставлен храм камен на Подоле, Введение Св. Богородицы, а ставил ее Иван Хабаров. Того же лета поставили церковь каменну на Подоле Пятницу, монастырем, и христолюбцы сдавали.
20 Грам. 289. В грамате о руге 1506 г. В. К. пишет: «пожаловал есьми попа Лукиана, да диякона Захарья, что служат в Радонежском монастыре, у Покрова Пречистыя в монастыре на Хотькове, где лежат Сергия Чудотворца родители: отец его Кирилл, да мати его Мария, или кто у той церкви, у Покрова Пречистыя в монастыре иной поп и диакон будет, велел есьми, им давати ругу с году на год на сбор, попу 15 четвертей ржи, да 15 четв. овса, да 5 пуд соли; а диакону 10 четв. ржи, да 10 четв. овса, да 3 пуда соли; а проскурнице 6 чет. ржи, да 6 четв. овса, да 1 пуд соли; да на проскуры 2 четв. пшеницы, да пуд соли; да на свечи безмен воску; да на 17 старцев и стариц, что живут в том же монастыре, по окову ржи, да по окову овса, да по пуду соли на человека». Грам. 193.
21 В изустной памяти старца Тихона Чашникова 7105 г. между прочим приказано: «на Хотьково дать по мне старицам по алтыну»; а на обороте написано: «дано к Богородице на Хотьково старицам, и Попу и Диакону 37 алтын». О состоянии монастыря в 1642 г. известно из описи монастырской сего года. О построении каменной церкви в Хотькове монастыре на кошт Яновых в 1644 г. см. Вклад. книг. часть 1 стр. 281.
22 Грам. 394, 395 и Писц. книг. Москов. уезд. 7102 г.
23 Сбор. под № 7, грам. 42, 1667 года.
24 Сбор. гр. № 2-й Москва, гр. 80.
25 Истор. Госуд. Рос. Т. V, прим. 254.
26 Сбор. грам. № 2-й по Твери, грам. 8. Под папертью церкви Рождества Пресв. Богородицы, в сем монастыре находился гроб Пр. Ксенофонта, как видно из описи Троиц. Сергиева монастыря и подведомственных ему в 1642 г.
27 Сбор. № 7 грам. 62. Переписныя книги на сию пустыню 7123 году в сбор. по описи 1795, под № 76.
28 Сбор. грам. № 1-й грам. 372375, 377, 380, 382, 383, 393. (15911598 г.). Ревностный старец Варсонофий, которому Троицкий монастырь обязан и другими важными пожертвованиями, скончался, как видно из записной тетради о погребенных в Лавре, 1601 г. октяб. 9 д.
В 1592 г. к Георгиевской пустыне пожаловано в Нижегородском уезде в Закудемском и др. станах 1000 четвертей порозжих земель, грамата о сем (на бумаге с красною печатью № 11) в Нижегородских делах, в Государственном Архиве старых дел при Сенате. Сообщаем ее здесь слово в слово: «Се аз Царь и великий Князь Федор Ивановичь всеа Русии с своею Царицею и В. К. Ириною пожаловал есмя к пустыне Живоначальной Троице и к великому Христову мученику Егорьгию, где было зачатие великово чудотворца Сергия (т. е. которая своим зачатием обязана Пр. Сергию) что в Гороховском уезде, для того, чтобы чюдотворцово имя Сергиево прославилося и для челобитья Живоначальные Троицы Сергиева монастыря старца Варсонофия Якимова, Игумена и старцев, которые в том монастыре будут в Нижегородском уезде в Закудемском стану и в иных станех, своими поместными порозжими землями пожаловали, и мы на те земли велим вперед дати свою имянную жалованную грамоту по отдельным книгам. А ныне тому монастырю теми порозжими землями нашим жалованьем владети по сей нашей жалованной грамоте, что им отделят отдельщики до тех мест как велим. На те земли тому монастырю дати свою большую жалованную грамоту. Дана грамота на Москве лета 7100 (1592) генваря 12-го дня».
29 Сбор. под № 4. гр. 20, 21. 1613 г.
30 Сбор. № 1 гр. 477482. 1615 г.
32 Подлинная о сем грам. 1616 г. на пергамене в Лаврском Архиве. В межевых книгах Москов. уезда 71837187 г., о сем монастыре между прочим написано: изстари тот Стромынский монастырь был особняк Государево Богомолье. А в прошлом во 125 г. генвар. 28 д. тот Стромынский м. и с вотчиною дан в монастырь Живоначальныя Троицы Сергиев.
33 Древ. Рос. Вивлиоф ч. VI, стр. 404.
34 Сей монастырь под именем пустыни упоминается и в переписных книгах вотчин Троицкаго мон. в Суздальском уезде 1678 и 1679 г.
35 Сбор. № 1, грам. 512. Вкладн. кн. ч. 2, стр. 279 на обор.
36 В Вотчинной книге по Новосилю гр. 24.
37 Сбор. № 2, Костром. гр. 110.
40 Сбор. № 4, грам. 97; о передаче Каширскаго, гр. 98; Пешношскаго грам. 102.
41 Описание монастыря Св. Чуд. Николая, что на Пешноше. М. 1831 г. стр. 52.
42 Собр. Закон. Т. VIII. № 5562 и 5563.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра