<Примечания к частям 1-4>

1 Иоаким IV, Патриарх Антиохийский, первый из четырех Восточных Патриархов, посетивший Россию, прибыл в Москву в июне 1586 г. По указанию Царя Феодора Иоанновича Борис Годунов вел с Иоакимом переговоры о возможности учреждения Московской Патриархии. 8 июля этого же года Патриарх Иоаким посетил Троице-Сергиев монастырь.

2 Иеремия II, Патриарх Константинопольский, занимал Константинопольский престол в 1572–1579, 1580–1584, 1586–1595 гг. В 1588 г. посетил Россию с целью сбора средств для обнищавшей Греческой Церкви. Был принят Царем Феодором Иоанновичем и беседовал с Борисом Годуновым, который сумел убедить Иеремию согласиться на создание Московской Патриархии. 26 января 1589 г. Патриарх Иеремия возвел Митрополита Московского Иова в достоинство Патриарха, а в 1590 г. созвал в Константинополе Собор православных Патриархов, который утвердил создание Московской Патриархии. Летом 1591 г. Иеремия направил в Москву терновского митрополита Дионисия с известием о признании русского Патриарха Константинопольским Собором.

3 Свт. Иов, первый русский Патриарх, в миру Иоанн, родился в Тверской губернии, принял монашество в 1556 г. в Старицком Успенском монастыре, где достиг сана Архимандрита; был Архимандритом Симонова монастыря, в 1575–1580 гг. возглавлял Новоспасский монастырь, с 1581 г. – епископ Коломенский. С 1586 г. – Митрополит Московский; в 1589 г. был возведен в достоинство Патриарха. В 1605 г. по распоряжению Лжедмитрия свт. Иов на телеге, в простой монашеской рясе, был отправлен в ссылку в Старицкий Успенский монастырь, Настоятель которого, Архимандрит Дионисий, встретил его с почестями и постарался сделать его ссылку по возможности безболезненной. В период правления Василия Шуйского Патриарх Иов отказался вернуться в Москву, продолжая жить в Старицком монастыре, и приезжал в столицу только один раз, по требованию Шуйского, – 20 февраля 1607 г., когда состоялась его встреча с Царем и новым Патриархом Гермогеном. Преставился свт. Иов в Старице 19 июня 1607 г. Его прах был перевезен в Успенский собор Московского Кремля в 1652 г.

4 Феофан IV, Патриарх Иерусалимский, прибыл в Москву 19 апреля 1619 г.

5 В июне 1619 г. на Освященном Соборе, на котором присутствовал Патриарх Феофан, было единогласно решено просить восприять патриарший сан Митрополита Филарета (в миру – Федора Никитича Романова), отца Царя Михаила Феодоровича. Митрополит Филарет, вернувшийся в эти дни из польского плена (в котором находился с 13 апреля 1611 г.), долго не соглашался, ссылаясь на преклонные годы и страдания, которые ему пришлось претерпеть за годы смуты, но затем дал свое согласие. 24 июня 1619 г. Патриархом Феофаном и другими архиереями было совершено поставление Филарета на патриаршество с вручением ему ставленой грамоты.

6 Имеется в виду прп. Дионисий Радонежский (Зобниновский).

7 Паисий I, Патриарх Иерусалимский, в первый раз посетил Москву, будучи Игуменом, а в 1636 г. приезжал в Москву от имени Патриарха Иерусалимского Феофана для сбора средств на храм Гроба Господня. В январе 1649 г. он вторично приехал в Москву, уже будучи Патриархом. Посетил Троице-Сергиев монастырь 22 февраля 1649 г.

8 Патриарх Константинопольский Афанасий посетил Лавру в июне 1653 г., возвращаясь из России. По пути домой преставился в Ливнах.

9 Имеется в виду терновский митрополит Дионисий Палеолог.

10 Константинопольский Патриарх Филофей Коккин. Второй раз находился на патриаршем престоле с 1362 по 1376 г. Именно в это время, как считают историки, он послал дары Прп. Сергию.

11 "Сказание" Авраамия Палицына – книга, посвященная описанию событий Смутного времени и охватывающая период со смерти Ивана Грозного до Деулинского перемирия 1618 г. "Сказание" включает в себя 77 глав, первые из которых были написаны в 1612 г., вскоре после снятия осады Троице-Сергиевой Лавры, последние части книги были завершены автором в 1620 г. в Соловецком монастыре. Событиям обороны Троице-Сергиевой Лавры посвящена вторая, самая обширная часть "Сказания", имеющая название "Сказание, что содеяшася в дому Пресвятыя и Живоначальныя Троицы и како заступлением Пресвятыя Богородица и за молитвы великих чудотворцев Сергия и Никона избавлена бысть обитель Эта часть "Сказания" часто встречается в отдельных списках.

12 Успенский колодец находится около Успенского собора Лавры.

13 Патриарх Иосиф, пятый Патриарх Московский († 15.04.1652), избран на патриарший престол 20 марта 1642 г. из Архимандрита Симонова монастыря.

14 Монастырские конюшни были вынесены за пределы монастыря в 1556 г. Конюшенный двор находился у северо-западного угла монастыря, против Конюшенной, или Каличьей, башни, на берегу р. Кончуры, или Благовещенского оврага.

15 Гора Волкуша находилась к юго-западу от монастыря над Келарским прудом, за р. Кончурой, к востоку от Московской дороги. На ней во время осады располагалась одна из батарей Лисовского.

16 Свитошная слобода (т. е. монастырская прачечная) располагалась вне монастыря – на берегу Келарского пруда, напротив Пятницкой башни, находившейся в юго-восточном углу монастыря.

17 Прп. Афанасий Высоцкий уехал вместе с Митрополитом Киприаном в Константинополь, где жил в одном из монастырей. Предание о его поставлении на константинопольское патриаршество, упоминаемое Симоном Азарьиным, содержится и в Житии прп. Афанасия, но не подтверждается историческими фактами.

18 В 1365 г. Прп. Сергий посетил Нижний Новгород и убедил князя Бориса Константиновича, захватившего этот город у князя Димитрия, вернуть его законному владельцу. В 1385 г. Прп. Сергий, будучи уже 70-летним старцем, предпринял путешествие, чтобы утвердить мир между Димитрием Донским и рязанским князем Олегом (Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1993. Т. 5. Прим. 105).

19 Имеется в виду завоевание Казанского царства Иваном Грозным в 1552 г.

20 Имеется в виду победа русских войск в феврале 1536 г. над литовцами, напавшими на г. Себеж. В честь этой победы в Себеже была построена церковь Святой Троицы.

21 Имеется в виду Ферраро-Флорентийский Собор (1438–1439).

22 Речь идет о духовнике суздальского епископа Авраамия, священнике Симеоне.

23 Крымский хан Девлет-Гирей совершил поход на Русь в 1571 г.

24 Прп. Варлаам Хутынский (в миру – Алексей Михайлович), Новгородский чудотворец († между 991 и 993, память 6 ноября), основатель Хутынского монастыря. Наиболее ранние редакции Жития прп. Варлаама относятся к концу XIII в. и встречаются в Прологах ХIII–ХIV вв. Вторая редакция Жития была написана Пахомием Логофетом (Сербом) в 1460 г. Новая редакция Жития приписывается Софронию Лихуду (Ключевский В. О. Древнерусские Жития святых как исторический источник. М., 1989. С. 58–59, 121, 356).

25 Церковь Донской иконы Божией Матери (старая) была построена в 1591–1593 гг., в годы основания Донского монастыря, в память чудесного избавления Москвы от нашествия в 1591 г. крымского хана Казы-Гирея. Монастырь находится на том месте, где в обозе, или главном стане, русских войск, ожидавших врага, стояла походная церковь Прп. Сергия, в которой находилась икона Донской Божией Матери, поэтому монастырь называли монастырем Пресвятой Богородицы, "что в обозе". Эта икона в свое время сопровождала св. блгв. кн. Димитрия Донского в его походе на Мамая. Ныне икона находится в Третьяковской галерее.

26 Имеется в виду Великий князь московский Василий III.

27 Польско-литовская интервенция 1605–1612 гг.

28 Ходкевич Ян Карл († 1621), с 1605 г. великий гетман литовский, один из командующих польскими войсками в период интервенции. В 1612 г. он возглавил корпус, посланный на помощь польскому гарнизону, осажденному в Москве отрядами первого ополчения. Разбитый казаками под командованием И. Заруцкого, отступил к Смоленску. Второй раз гетман Ходкевич принимает активное участие в военных действиях летом-осенью 1612 г., снова пытаясь помочь осажденным полякам, когда войска второго ополчения под командованием князя Пожарского вступили в решающую битву за освобождение Москвы.

29 Яицкими называли Уральские горы. Поход стольника Льва Афанасьевича Плещеева († 1645) на калмыков состоялся в 1643–1644 гг.

30 Иван Васильевич Наседка (Шевель), в иночестве Иосиф, московский книжник XVII в., приходской священник в Клементьевской слободе Сергиева Посада. В своем первом произведении – "О Росийстей святей велицей Церкви, юже Иван Богослов виде" – рассматривает польско-литовскую интервенцию как агрессию католичества против Православия. В этом произведении Иван Наседка говорит о папе римском как об антихристе, истолковывая, в частности, апокалиптическое видение жены, гонимой змием в пустыню (Апок. 12, 13– 17), как преследование Русской Церкви католиками. В 1616–1618 гг. Иван Наседка вместе с Архимандритом Дионисием участвовал в книжной справе.

31 Старицкий Архимандрит Пимен (1601–1606), Настоятель Старицкого монастыря, предшественник Архимандрита Дионисия.

32 Дьяк Никанор Шульгин, в Смутное время управлявший Казанью, был известен своими антипатриотическими пропольскими взглядами. Он открыто радовался тому, что Москва подчинилась Литве. В 1610 г., когда в Казани узнали, что в Москву вошли поляки, Шульгин присягнул Лжедмитрию II, не зная, что тот уже убит. В 1612 г. Шульгин долго не хотел направлять помощь народному ополчению, а собранная, наконец, казанская рать, по словам летописца, "никакоя помощи не учиниша, лишь многую пакость земле содеяша". После воцарения Михаила Феодоровича Шульгин был сослан в Сибирь, где и умер.

Под Казанским монастырем имеется в виду Троицкий монастырь в Казани, который был основан после покорения Казанского царства по распоряжению Ивана Грозного и приписан к Троице-Сергиеву монастырю.

33 Очевидно, имеется в виду рассказ Ивана Наседки о благотворительной деятельности монастыря, помещенный в Житии прп. Дионисия.

34 Ср.: Апок. 12, 13–17.

35 Имеется в виду Белое море.



Оглавление

Меню раздела

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.