(Говорена в Чудовом мон. февр. 19-го; напечатана
в Твор. Св. Отц. 1858 г. и в собр. 1861 г.)
Не своих си кийждо, но и дружних кийждо смотряйте |
Торжественно и благодарственно пред Богом воспоминая ныне, что в сей день Бог вознес избраннаго от людей своих (Псал. LXXXVIII. 20), Благочестивейшаго Императора нашего Александра Николаевича, исполняем, благоверные Россияне, праведный и прекрасный долг. Царь, по священному закону наследия, мирно восходящий на престол, и мирно простирающий благотворную власть над царством, как свет утра над землею, есть высокий дар Божественнаго Провидения народу, и благонадежный залог его благоденствия.
К благоговейному воспоминанию воцарения, последовательно будет присоединить внимательное воспоминание, что вместе с оным дали мы пред Богом обет верности Благочестивейшему Самодержцу нашему. Обет сей тверд царственным законом, тверд именем Божиим, тверд у каждаго из нас сердечным к Царю расположением, так что, если бы на кого между нами пало нарекание в нарушении сего обета, сие болезненно поразило бы не только его, но и всех. Но чем более все мы дорожим верностию к Царю: тем более каждый из нас должен быть внимателен, чтобы иметь сие качество в полной силе и в совершенной чистоте.
Царь, по истинному о Нем понятию, есть глава и душа царства. Не возразите мне, что душею государства должен быть закон. Закон необходим, досточтим, благотворен; но1 закон в хартиях и книгах есть мертвая буква: ибо сколько раз видено было в царствах, что закон в книге осуждает и наказывает преступление, а между тем преступление совершается и остается ненаказанным; закон в книге благоустрояет общественныя звания и дела их, а между тем оне разстроиваются! Закон, мертвый в книге, оживает в действователях: а верховный государственный действователь, и возбудитель и одушевитель подчиненных по закону действователей, есть Царь. Итак, Царь, по истинному о Нем понятию, должен быть душею царства.
Как душа и тело суть едино; так Царь не отделяет Себя от царства Своего: а потому и верности требует Себе от нас, не только как лицу отдельному, но и как живущему общею жизнию с царством; требует верности не только для Себя, но и для блага царства. Из сего следует, что вполне верен Царю тот, кто, смотря по своему положению в царстве, так располагает своею деятельностию, чтобы она всевозможно соответствовала законной воле Царя и Его попечению о благе общем и частном. Чистоту верности определит внимательному его совесть, если внутренно будет ему свидетельствовать, что он требуемыя верностию дела творит по чувству долга и по любви к Царю и отечеству, а не по своим личным видам, и не покрывает благовидными делами, как личиною, побуждения незаконныя и порочныя.
Чтобы сии мысли о верности с успехом вводимы были в жизнь общественную и частную, и обращаемы в соответственныя дела, для сего нет ничего лучше, как то, чтобы верные сыны царства земнаго последовали руководству, какое в слове Божием дано верным сынам уготовляемаго и чаемаго царствия небеснаго: да тожде мудрствуете вси, туже любовь имуще, единодушни, единомудренни, ничтоже по рвению или тщеславию, но смиренномудрием друг друга честию больша себе творяще; не своих си кийждо, но и дружних кийждо смотряйте (Фил. II. 24).
В великом обществе, при множестве и
разнообразии предметов и дел, о которых нужно мудрствовать,
разсуждать, составлять законы, правила, определения, и приводить
их в действие, неизбежно большее или меньшее разномыслие. Но если
разномыслие усилится: то не укрощаемая борьба мнений может послужить
не к созиданию блага общественнаго, а к разрушению. Итак, желающие
быть верными благу общественному,
Но как достигнуть единомыслия, когда во множестве людей, при разности свойств, образования, направления, неизбежны разныя воззрения на предметы и различия мнений? Для сего старайтесь быть единодушни. Поставьте общественное благо2 средоточием ваших стремлений. Соединитесь в желании общаго блага. Добрая воля человека имеет великую и благотворную силу над его собственным умом; и умы других удобно преклоняет к себе добродушие. Когда страсти не разделяют сердец: истина безпрепятственно входит и соединяет умы.
Есть препятствия и единодушию общественному. Люди имеют много частных желаний и личных видов, которые их разделяют, или производят, вместо соединения, столкновение. Против сего апостольское слово дает следующее наставление: не своих си кийждо, но и дружних кийждо смотряйте.
По закону общества позволительно искать своих си, своих потребностей, своей безопасности, своего спокойствия, даже своей выгоды и своего преимущества: но при неограниченности человеческих желаний, если не поставить предела исканию своих си, то общественное благо будет растерзано; и даже основание общества потрясено будет; поелику основание общества состоит в том, чтобы пожертвовать большею или меньшею долею небольших3 сил и средств личных и частных4 и за то воспользоваться великими силами и средствами общественными. И поелику выгоды и преимущества некоторых членов или части общества нередко отражаются на других ограничением их выгод и преимуществ: то чем неумереннее одни будут искать своих выгод и преимуществ, тем более будут располагать других к недовольству и противодействию, от чего может возникнуть в обществе внутренняя вредная борьба. Будьте же предусмотрительны; предохраните себя и других от неприятностей и затруднений; ограничьте ваше искание своих си; и, что еще лучше, сверх сего и дружних кийждо смотряйте; старайтесь, сколько можно, чтобы ваше довольство не только не препятствовало довольству других, но и благоприятствовало ему.
Имеющий власть, не ищи только своих си, не люби властвования произвольнаго, не управляемаго законом, справедливостию и благостию; смотряй и дружних, умеряй твою власть, поколику сие совместно с соблюдением порядка, и не стесняй свободы подвластных, поколику она полезна и незлоупотребляема5: тем более чтима будет власть, тем вернее будет повиновение.
Но и ты,6 находящийся под властию, не ищи только своих си, не домогайся своекорыстно и своенравно7 уменьшения твоих обязанностей пред властию и разширения твоей свободы; смотряй и дружних, помышляй, что имеющий над тобою власть, имеет ее для устроения и охранения8 твоего блага; и дай ему для сего средства в твоем добровольном повиновении и в неуклонном9 исполнении твоих обязанностей. Тем более ты будешь любезен власти; тем более ты доставишь удобства ея попечению о облегчении твоих трудностей, и об улучшении твоего положения.
Обладающий богатством, не ищи только своих си, умножения богатства: смотряй и дружних, не упускай случаев оказать помощь нуждающимся; не избирай для умножения твоих стяжаний таких средств, которыя стесняют или истощают других.
И ты, смиренный земли, каким нибудь для других трудом снискивающий себе насущный хлеб, и ты не своих си только, но и дружних смотряй; не о том только помышляй, чтобы верно иметь хлеб и плату за труд; но так же верно, без небрежения, опущения, подлога, обмана, делай данное тебе дело в пользу других, как верно и без ущерба10 желаешь получить твое воздаяние.
Так во всяком звании и состоянии, возбуждая и направляя11 нашу деятельность, не самолюбием и своекорыстием, а доброжелательством и любовию к ближним вообще и в частности, мы можем, каждый в свою меру, содействовать благу и благоустройству общественному, и явиться истинно верными не только пред Царем и отечеством, но и пред Богом, Который верному в мале воздаст многим во царствии Своем (Лук. XVI. 10). Аминь.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра