Беседа в день восшествия на Всероссийский Престол Благочестивейшаго Государя Императора Александра Николаевича

CDXXXIII.

344. Беседа
в день восшествия на Всероссийский
Престол Благочестивейшаго Государя
Императора Александра Николаевича.

(Говорена в Чудовом мон. февр. 19-го; напечатана
в Твор. Св. Отц. 1858 г. и в собр. 1861 г.)

<1858 год>

Не своих си кийждо, но и дружних
кийждо смотряйте
(Филип. II. 4).

Торжественно и благодарственно пред Богом воспоминая ныне, что в сей день Бог вознес избраннаго от людей своих (Псал. LXXXVIII. 20), Благочестивейшаго Императора нашего Александра Николаевича, исполняем, благоверные Россияне, праведный и прекрасный долг. Царь, по священному закону наследия, мирно восходящий на престол, и мирно простирающий благотворную власть над царством, как свет утра над землею, есть высокий дар Божественнаго Провидения народу, и благонадежный залог его благоденствия.

К благоговейному воспоминанию воцарения, последовательно будет присоединить внимательное воспоминание, что вместе с оным дали мы пред Богом обет верности Благочестивейшему Самодержцу нашему. Обет сей тверд царственным законом, тверд именем Божиим, тверд у каждаго из нас сердечным к Царю расположением, так что, если бы на кого между нами пало нарекание в нарушении сего обета, сие болезненно поразило бы не только его, но и всех. Но чем более все мы дорожим верностию к Царю: тем более каждый из нас должен быть внимателен, чтобы иметь сие качество в полной силе и в совершенной чистоте.

Царь, по истинному о Нем понятию, есть глава и душа царства. Не возразите мне, что душею государства должен быть закон. Закон необходим, досточтим, благотворен; но1 закон в хартиях и книгах есть мертвая буква: ибо сколько раз видено было в царствах, что закон в книге осуждает и наказывает преступление, а между тем преступление совершается и остается ненаказанным; закон в книге благоустрояет общественныя звания и дела их, а между тем оне разстроиваются! Закон, мертвый в книге, оживает в действователях: а верховный государственный действователь, и возбудитель и одушевитель подчиненных по закону действователей, есть Царь. Итак, Царь, по истинному о Нем понятию, должен быть душею царства.

Как душа и тело суть едино; так Царь не отделяет Себя от царства Своего: а потому и верности требует Себе от нас, не только как лицу отдельному, но и как живущему общею жизнию с царством; требует верности не только для Себя, но и для блага царства. Из сего следует, что вполне верен Царю тот, кто, смотря по своему положению в царстве, так располагает своею деятельностию, чтобы она всевозможно соответствовала законной воле Царя и Его попечению о благе общем и частном. Чистоту верности определит внимательному его совесть, если внутренно будет ему свидетельствовать, что он требуемыя верностию дела творит по чувству долга и по любви к Царю и отечеству, а не по своим личным видам, и не покрывает благовидными делами, как личиною, побуждения незаконныя и порочныя.

Чтобы сии мысли о верности с успехом вводимы были в жизнь общественную и частную, и обращаемы в соответственныя дела, для сего нет ничего лучше, как то, чтобы верные сыны царства земнаго последовали руководству, какое в слове Божием дано верным сынам уготовляемаго и чаемаго царствия небеснаго: да тожде мудрствуете вси, туже любовь имуще, единодушни, единомудренни, ничтоже по рвению или тщеславию, но смиренномудрием друг друга честию больша себе творяще; не своих си кийждо, но и дружних кийждо смотряйте (Фил. II. 2–4).

В великом обществе, при множестве и разнообразии предметов и дел, о которых нужно мудрствовать, – разсуждать, составлять законы, правила, определения, и приводить их в действие, неизбежно большее или меньшее разномыслие. Но если разномыслие усилится: то не укрощаемая борьба мнений может послужить не к созиданию блага общественнаго, а к разрушению. Итак, желающие быть верными благу общественному, старайтесь, сколько можно, да тожде мудрствуете вси, да будете единомудренни.

Но как достигнуть единомыслия, когда во множестве людей, при разности свойств, образования, направления, неизбежны разныя воззрения на предметы и различия мнений? – Для сего старайтесь быть единодушни. Поставьте общественное благо2 средоточием ваших стремлений. Соединитесь в желании общаго блага. Добрая воля человека имеет великую и благотворную силу над его собственным умом; и умы других удобно преклоняет к себе добродушие. Когда страсти не разделяют сердец: истина безпрепятственно входит и соединяет умы.

Есть препятствия и единодушию общественному. Люди имеют много частных желаний и личных видов, которые их разделяют, или производят, вместо соединения, столкновение. Против сего апостольское слово дает следующее наставление: не своих си кийждо, но и дружних кийждо смотряйте.

По закону общества позволительно искать своих си, – своих потребностей, своей безопасности, своего спокойствия, даже своей выгоды и своего преимущества: но при неограниченности человеческих желаний, если не поставить предела исканию своих си, то общественное благо будет растерзано; и даже основание общества потрясено будет; поелику основание общества состоит в том, чтобы пожертвовать большею или меньшею долею небольших3 сил и средств личных и частных4 и за то воспользоваться великими силами и средствами общественными. И поелику выгоды и преимущества некоторых членов или части общества нередко отражаются на других ограничением их выгод и преимуществ: то чем неумереннее одни будут искать своих выгод и преимуществ, тем более будут располагать других к недовольству и противодействию, от чего может возникнуть в обществе внутренняя вредная борьба. Будьте же предусмотрительны; предохраните себя и других от неприятностей и затруднений; ограничьте ваше искание своих си; и, что еще лучше, сверх сего и дружних кийждо смотряйте; старайтесь, сколько можно, чтобы ваше довольство не только не препятствовало довольству других, но и благоприятствовало ему.

Имеющий власть, не ищи только своих си, – не люби властвования произвольнаго, не управляемаго законом, справедливостию и благостию; смотряй и дружних, – умеряй твою власть, поколику сие совместно с соблюдением порядка, и не стесняй свободы подвластных, поколику она полезна и незлоупотребляема5: тем более чтима будет власть, тем вернее будет повиновение.

Но и ты,6 находящийся под властию, не ищи только своих си, – не домогайся своекорыстно и своенравно7 уменьшения твоих обязанностей пред властию и разширения твоей свободы; смотряй и дружних, – помышляй, что имеющий над тобою власть, имеет ее для устроения и охранения8 твоего блага; и дай ему для сего средства в твоем добровольном повиновении и в неуклонном9 исполнении твоих обязанностей. Тем более ты будешь любезен власти; тем более ты доставишь удобства ея попечению о облегчении твоих трудностей, и об улучшении твоего положения.

Обладающий богатством, не ищи только своих си, – умножения богатства: смотряй и дружних, – не упускай случаев оказать помощь нуждающимся; не избирай для умножения твоих стяжаний таких средств, которыя стесняют или истощают других.

И ты, смиренный земли, каким нибудь для других трудом снискивающий себе насущный хлеб, – и ты не своих си только, но и дружних смотряй; не о том только помышляй, чтобы верно иметь хлеб и плату за труд; но так же верно, без небрежения, опущения, подлога, обмана, делай данное тебе дело в пользу других, как верно и без ущерба10 желаешь получить твое воздаяние.

Так во всяком звании и состоянии, возбуждая и направляя11 нашу деятельность, не самолюбием и своекорыстием, а доброжелательством и любовию к ближним вообще и в частности, мы можем, каждый в свою меру, содействовать благу и благоустройству общественному, и явиться истинно верными не только пред Царем и отечеством, но и пред Богом, Который верному в мале воздаст многим во царствии Своем (Лук. XVI. 10). Аминь.



Оглавление

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.