(Говорена августа 26; напечатана в Твор. Св. От., в
Москов. и Губерн. Вед. 1856 г. и в собран. 1861 г.)
Благочестивейший, Богом венчанный Великий Государь Император!
Благословен Царь царствующих! Он положил на главе Твоей венец от камене честна (Пс. XX. 4). С уверенностию говорю сие, потому что из уст Пророка беру слово, изображающее судьбу Царя, праведно воцарившагося.
Бог венчал Тебя: ибо Его провидение привело Тебя к сему законом престолонаследия, который Он же положил и освятил, когда, прияв Царя в орудие Своего Богоправления, изрек о нем Свое определение: от плода чрева твоего посажду на престоле твоем (Пс. CXXXI. 11).
Бог венчал Тебя: ибо Он дает по сердцу (Пс. XIX. 5), а Твое сердце желало не торжественнаго только явления Твоего Величества, но наипаче таинственнаго осенения от Господня Духа владычняго, духа премудрости и ведения, духа совета и крепости.
Мы слышали Твою о сем молитву ныне: Сердцеведец внял ей ранее; и когда Ты медлил приять Твой венец, потому что продолжал защищать и умиротворять Твое царство, Он ускорил утишить бурю брани, чтобы Ты в мире совершил Твою царственную молитву, и чтобы венец наследия был для Тебя и венцем подвига.
Итак, Господа силою возвеселися, Боговенчанный Царь, и о спасении Его возрадуйся зело! (Пс. XX. 1).
Возрадуйся такожде и Ты, Благочестивейшая Государыня, о славе Твоего Всепресветлейшаго Супруга, свыше освещаемой и освящаемой, и лучем священным и Тебя озаряющей.
Утешься и возрадуйся Благочестивейшая Матерь Царя. Се уже зрел плод чрева Твоего, и сладок для России.
Светло возрадуйся Православная Церковь, и твоя соборная молитва веры, любви и благодарности да восходит к престолу Всевышняго, когда Он на Избраннаго от людей Своих полагает священную печать Своего избрания, как на вожделеннаго первенца твоих сынов, на твоего вернаго и крепкаго защитника, на преемственнаго исполнителя древняго о тебе слова судеб: будут царие кормители твои (Ис. XLIX. 23).
Светися радостию, Россия. Божие благоволение возсияло над тобою в священной славе Царя твоего. Что может быть вожделеннее, что радостнее, что благонадежнее для царства, как Царь, Который полагает сердце свое в силу Божию (Псал. XLVII. 14), Которому царский венец тогда приятен, когда принят от Царя небеснаго, – Который царския доблести, намерения, деятельность желает освятить и освящает помазанием от Святаго?
По истине, Благочестивейший Государь, чтобы от венца
Царева, как от средоточия, на все царство простирался животворный свет честнейшей
камений многоценных (Прит. III. 15) мудрости правительственной, –
чтобы мановения скипетра Царева подчиненным властям и служителям воли
Царевой указывали всегда верное направление ко благу общественному, –
чтобы рука Царева крепко и всецело объимала державу Его, –
чтобы мечь Царев был всегда уготован на защиту правды, и одним явлением
своим уже поражал неправду и зло, – чтобы царское знамя собирало
в единство и вводило в стройный чин миллионы народа, – чтобы труда
и бдения Царева доставало для возбуждения и возвышения их деятельности, и для
обезпечения
покоя их, – не высший ли меры человеческой потребен для сего в Царе
дар? – Но по сему-то наипаче и радуемся мы, что Ты, будучи рожден
царствовать, будучи приснопамятным Родителем Твоим уготован царствовать, действительно
царствуя, еще взыскуешь свыше дара царствовать. И верен Вознесший Тебя от
людей Своих (Пс. LXXXVIII. 20), по вере Твоей и Твоего народа,
в приемлемом Тобою ныне видимо священном помазании даровать Тебе невидимо помазание
благодатное, светоносное, пребывающее, действующее Тобою к нашему истинному
благополучию, к Твоей истинной радости о нашем благополучии, – подобно
как древле, по царском помазании, благодатно и благотворно ношашеся Дух Господень
над Давидом от того дне и потом (1. Цар. XVI. 13).
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра