(Говорено в Чудове мон. июля 22; напечатано
в
Твор. Св. От. 1856 г. и в собр. 1861 г.)
Молю убо прежде всех творити молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки, за царя и за всех, иже во власти суть, да тихое и безмолвное житие во всяком благочестии и чистоте |
Если обратим внимание на то, в какое время написал святый Апостол Павел сие наставление епископу Тимофею: то можем усмотреть всеобъемлющее пространство любви христианской, открыть глубокую Богодухновенную прозорливость Апостола, и глубоко почувствовать силу нашей обязанности молиться за Царя.
Святый
Павел написал наставление о молитве за царя и за сущих во власти
тогда, как во всем мире не было ни одного царя христианскаго; когда
цари и власти были иудейские, неверующие во Христа, и языческие,
погруженные в заблуждения и пороки идолопоклонства, которые, приходя
в соприкосновение с христианством, большею частию являлись врагами
его и гонителями, с намерением совершенно истребить оное. Разум
естественный конечно сказал бы: это несообразность молиться
за людей, которые хотят вас истребить. Но любовь христианская говорит:
молитесь и за сих; желайте и просите им всякаго блага; может быть,
в благодеяниях познают они благодетеля Бога, познав уверуют в Него,
уверовав умиротворятся в отношении к другим верующим в Него; если
же и не так, по заповеди возлюбленнаго Спасителя, молитеся за
творящих вам напасть и изгонящия вы (Матф. V. 44).
Так действительно, первомученик Стефан, за членов Синедриона, определивших
побить его камнями, умирая молился: Господи, не постави им греха
сего (Деян. VII. 60).
При воззрении на чуждыя христианства, и даже враждебныя
ему расположения современных Апостолу земных властей, его наставление представляет
вид необычайности еще в том, что он заповедует творить за них не только
молитвы, но и благодарения. Неужели враги и враждебныя действия,
гонители и гонения могут быть предметом благодарности? Сие недоумение
будет устранено, если примем в разсуждение, что святый Павел есть не просто
наставник, но наставник Богодухновенный. Христос Спаситель и всем христианам,
для важных случаев, когда им нужно с особенною верностию и твердостию изрещи
или засвидетельствовать истину Христову, дал сие обетование: не вы будете
глаголющии, но Дух Отца вашего глаголяй в вас (Матф. X. 20). Без
сомнения, в преимущественной силе и полноте дан сей дар Апостолу, провозвестнику
Христова учения для вселенской церкви. Итак святый Павел хочет написать наставление
церкви ефесской: Дух Святый в то же время благоизволяет написать чрез него наставление
Церкви вселенской. Павел смотрит на церковь ефесскую, как она есть: Дух в нем
Божий в то же время смотрит на Церковь вселенскую, как она есть и будет. Павел
видит современный мрак царств языческих: Дух в нем Божий провидит и, более или
менее, показует ему будущий свет царств стианских.
Глубокое смирение, и вместе сильное желание святаго Павла сделать действительным преподаваемое наставление, открывается в том, что он не излагает истину равнодушно, и не повелевает властию апостольскою, но просит и умоляет, чтобы приносимы были молитвы за царя: молю, говорит, творити молитвы за царя. И можем ли мы не чувствовать глубоко и сильно сей обязанности столь убедительно нам внушаемой? Как ни отдалены мы от святаго Павла временем: но мне кажется, что звук его апостольскаго вещания громче и сладостнее отдается в наших сердцах, нежели в близких к нему христианах ефесской и других церквей. Со страхом, сквозь слез должны были они молиться за царей, чуждых христианства и угрожающих ему. Нашим отцам и нам предлежало и предлежит молиться за царей благочестивейших, распространителей веры, защитников Церкви, охранителей православия, молиться с миром, с радостию, с благодарностию.
Подкрепляя свое учение о молитве за царя, святый Апостол указывает на ожидаемый от нея плод: да тихое и безмолвное житие поживем, во всяком благочестии и чистоте. Итак он полагает, что от царя, по молитве Церкви и царства, Богом просвещаемаго и укрепляемаго, весьма много зависит тихое и безмолвное житие, то-есть, жизнь спокойная и безопасная, и не только тихое и безмолвное житие, но и житие во всяком благочестии и чистоте.
Чтобы уяснить сию истину, не вдадимся в область умозрений и состязаний, в которой некоторые люди, не знаю, более ли других обладающие мудростию, но конечно более других доверяющие своей мудрости, работают над изобретением и новлением
Надежнее самодельных умствований можно учиться царственной истине из истории народов и царств, и особенно из истории, преимущественно достоверной, как писанной не страстями человеческими, а Пророками Божиими, из истории древле избраннаго народа Божия. Она показывает, что лучшее и полезнейшее для человеческих обществ обыкновенно делают не люди, а человек, не многие, а один.
Какое правительство дало народу еврейскому государственное образование и законы? Один человек, Моисей, который не был князем или царем, потому, что царем народа Божия был Сам Бог.
Какое правительство распоряжалось завоеванием обетованной земли и распределением на ней племен народа еврейскаго? Один Иисус Навин.
В следовавшия потом времена Судей неоднократно один судия спасал от врагов и зол целый народ. Но как такия явления были не часты: то, по пресечении единоначалия, народ приходил в разстройство; благочестие оскудевало; распространялось идолопоклонство и повреждение нравов: за тем следовали бедствия и порабощение иноплеменниками. Священный дееписатель, написав, как в доме Михи, из украденнаго сыном у матери серебра слит идол, и потом воинами колена Данова похищен, и домашнее идолопоклонство превращено во всенародное, как от необычайнаго разврата жителей Гаваона произошла междоусобная война, от которой едва не в конец истреблено колено Вениаминово, и, предвидя вопрос, как могли произойдти такия нелепости в народе Божием, дает на сие следующий ответ: в тыя дни не бяше царя во Израили; муж еже угодно пред очима его, творяше (Суд. XXI. 25).
Вновь явился один, полномочный силою молитвы и дара пророческаго, Самуил: и народ еврейский огражден от врагов: безпорядки прекращены; благочестие восторжествовало над идолопоклонством.
После того, как Бог для непрерывнаго единоначалия в народе своем благословил быть царю, цари Давид, Иосафат, Езекия, Иосия представляют в себе образцы того, как сильно может и должен царь споспешествовать своему народу к провождению тихаго и безмолвнаго жития во всяком благочестии и чистоте.
Скажут ли, что были не такие цари, и не такия последствия их владычества? Это правда; но это было, особенно в царстве израильском, потому, что и цари, и народы не молились истинному Богу, а идолам; и от худой молитвы не было добраго плода.
Из истории царств христианских ограничусь одним примером для показания, как действительно может благочестивый царь споспешествовать распространению и утверждению истиннаго благочестия в своем народе. Было время, когда в Константинополе арианство усилилось так, что святый Григорий Богослов, призванный православными для поддержания православия, не нашел церкви для своего священнослужения и проповедания, и принужден был устроить для сего церковь в доме. Но, по молитвам православной Церкви, по устроению Провидения Божия, явился благочестивый Император Феодосий, и решился оказать православию защиту и покровительство. Святый Григорий сам повествует о себе, что шел среди войска и Императора, чтобы вступить в соборный храм столицы: так нужна была предосторожность против многочисленных безпокойных ариан. С сего времени проповедь православия свободнее стала оглашать Константинопольский народ; вскоре, при покровительстве благочестиваго Императора, составился православный собор; и столица Империи, которую покушались сделать столицею ереси, вновь явилась столицею православия.
Довольно. Извлеченныя теперь из апостольскаго слова мысли о молитве и благодарении Богу за благочестиваго Царя, как за вожделенный дар Божий народу и Церкви, найдут себе дополнение в ваших, братия, собственных мыслях и чувствованиях, в том, что вы видите, и что делаете.
Не видим ли отеческаго попечения Благочестивейшаго Государя нашего о доставлении нам тихаго и безмолвнаго жития в том, что Он воздвигнутую против нас жестокую войну, поколику возможно было, ускорил прекратить, и даровать нам мир, удовлетворясь от враждовавших благоприятными обещаниями, и не ища отмщения за нанесенную брань!
Не видим ли высокаго примера благочестия Его в том, что Он своей царской власти, уже освященной законом престолонаследия, желает еще доставить высшее освящение, чрез восприятие царскаго венца с соборною молитвою Церкви и с благословением Божиим, и чрез священное помазание?
Умножим, верныя чада России, умножим сердечныя моления наши о Благочестивейшем Государе нашем Императоре Александре Николаевиче, да Царь царствующих Сам невидимо положит на главе Его венец от камене честна, и венчает Его милостию и щедротами; да помажет Его елеем святым, елеем благодати, духом премудрости и силы, да благословит Его благословением благостынным, и с Ним да благословит и соучастницу славы Его, ныне тезоименитую Благочестивейшую Государыню Императрицу Марию Александровну, к полной радости нашей, к совершенному благоденствию отечества. Аминь.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра