(Говорена мая 13-го; напечатана в Твор. Св. От. 1856 г. и в собр. 1861 г.)
Прихожу к вам ныне, братия святаго храма сего, как вестник и исполнитель воли Благовернаго Государя Наследника Престола, Цесаревича Великаго Князя Николая Александровича.
Без сомнения, с чувством утешения и благодарности воспоминаете вы девятый день сентября, в который он посетил сей храм ваш, слушал здесь молитвословие, и от усердия вашего принял святую икону. В ранних летах являя себя наследником Родительскаго и Прародительскаго благочестия, Он изъявил вам Свое сорадование о том, что вы, преминув лета неведения и спасительно уразумев духовную потребность благодатнаго общения и единения с единою, святою, соборною и апостольскою Церковию, действительно вступили с нею в общение и единение, в котором и пребываете. С сим вместе Он знаменательно изъявил свойственное просвещенной христианской любви желание, чтобы вашему доброму примеру последовали и другие, которые, к сожалению, не суть от двора единыя, святыя соборныя и апостольския Церкви.
С того времени Благоверный Государь Цесаревич сохранил не только памятование о вас, единоверные братия, и о вашем усердии, но и то благоволительное участие, с которым взирал на ваше единение со святою Церковию, и с ея священноначалием, от святых Апостолов друг-друго-приимательно, непрерывно и законно приявшим благодать тайнодействия. В ознаменование таковых Своих расположений, и во всегдашнюю память Своего к вам благоволения, Благоверный Государь дарствует вашему храму святую икону Святителя и Чудотворца Николы, которую вы видите.
Радостен, конечно, для вас, братия, настоящий день и час: радостен он и для меня.
Радуюсь о Благоверном Первенце Царевом, который, разцветая возрастом, разцветает и любовию к православной вере, и любовию к верному православному народу.
Радуюсь о вас, братия, к которым, по устроению провидения Божия, как бы в вознаграждение за то, что на вас не ласково смотрят чуждые церковнаго единства, и светлый взор, и благоволительное слово, и священный дар исходит от самаго царскаго Престола: потому что Благоверный Сын Царев действует, конечно, в духе Благочестивейшаго Родителя.
Радуюсь и о себе, что мне дан жребий посредствовать ныне в исполнении благодетельной воли Государя Цесаревича и соутешиться вашим утешением.
Радуюсь и о том, что пришел к вам, не только как посланный, но и как призванный вашим добрым изволением: ибо сие есть новое свидетельство того, что ваше единение со святою вселенскою Церковию и священноначалием ея вполне совершилось в сердцах ваших.
Никто да не мнит видеть разделение в том, что в церкви вашей слышатся некие особенные звуки слова, видятся некоторыя особенныя подробности обрядов. Строго судили о сем, когда с сим соединено было священной власти: и справедлива была строгость, потому что тяжек грех противления, как о сем вразумляет Пророк Самуил: якоже грех есть чарование, тако грех есть противление; и якоже грех есть идолопоклонение, тако непокорение (1 Цар. XV. 23). Но где, по предваряющей благодати Божией, и по действию благонамеренности и добраго разсуждения, нет противления, а есть сердечное расположение к миру и благодатному единству; где притом есть уже единство веры в священные догматы и таинства: там сему внутреннему единению может ли препятствовать некоторое разнообразие внешнее?
Вы принимаете в руководство священныя и церковныя книги в том виде, в каком оне были во дни первых пяти Патриархов российских. Мы принимаем в руководство священныя и церковныя книги в том виде, какой оне получили во времена последующих пяти Патриархов и святейшаго Синода, в следствие сличения их с древними греческими книгами, с которых оне переведены, и с древними славенскими рукописями, при чем речения неясныя от древности заменены более ясными, и поврежденныя неискусными переписчиками исправлены. Вот разность! Но и те и другия книги прославляют единую Пресвятую Троицу; и те и другия возвещают единую веру в Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; и те и другия предлагают для освящения нашего благодатную силу однех и тех же седми таинств, и для управления жизни нашей одне и те же заповеди Божии; и те и другия утверждаются на слове Божием, и на правилах апостольских, соборных и отеческих; и те и другия представляют один и тот же состав церковнаго Богослужения и священных обрядов, с немногими и не существенными разностями в подробностях. Вот единство!
Что-жь? Непримиримы ли оныя разности с сим единством?
Нельзя отказать в уважении церковным книгам, которыя
вы называете новыми: оне исправлены по греческим и славенским рукописям, которыя
древнее времен первых пяти патриархов российских. Но ваши предки усомнились
в верности сего исправления; и по уважению к святым и благочестивым людям, устроявшим
свое спасение по книгам, которыя вы называете старыми, решились неуклонно держаться
сих книг. И вы обыкли руководствоваться в сем не столько изследованием, сколько
преданием отцев ваших. Если бы ваше последование мнениям отцев ваших доходило
(как доходит у других) до противления святой, апостольской Церкви, до
Братия! Святый Апостол Павел учит, что не в словеси царствие Божие, но в силе (1 Кор. IV. 20). Не станем без нужды возбуждать разделяющия прекословия о разностях слов, когда оне ведут к единой силе царствия Божия.
Посмотрите, где апостольское слово указует нам основания благодатнаго и спасительнаго единства: едино тело, един дух, якоже и звани бысте во едином уповании звания вашего; Един Господь, едина вера, едино крещение, Един Бог и Отец всех (Ефес. IV. 4 6). Не все ли мы чтим и приемлем сии вечныя основания единства? Итак на них да утверждаем непоколебимо наше церковное единение, теми способами, какия указует тоже апостольское слово. Какими способами? Со всяким смиренномудрием и кротостию, с долготерпением, терпяще друг друга любовию, тщашеся блюсти единение духа в союзе мира (2. 3).
Воспомяну вам еще высшее слово о потребности благодатнаго единства, и о высоте, до которой оно достигать должно. Когда Христос Спаситель, отходя от мира сего, последнюю с Апостолами беседу заключил молитвою о новосозидаемой Церкви Своей: тогда всем верующим в Него просил Он от Отца Своего небеснаго единения в вере и любви между собою, восходящаго до единения с самим Богом: да вси едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут (Иоан. XVII. 21). Молитва единороднаго Сына Божия должна исполниться: но она исполняется и исполнится только над теми, которые с своей стороны тщатся соответствовать Его воли, которые с искренним сердцем тщатся блюсти единение духа в союзе мира.
Потщимся, единоверные братия, паче и паче утверждаться и возрастать в единении веры и любви, да силою нашего благодатнаго единения и бедственно отчужденные привлечены будут к спасительному церковному единству.
Отче Господа нашего Иисуса Христа, Боже наш! Призри не на наше недостоинство, но на ходатайство за нас единороднаго Сына Твоего, и исполни над нами молитву Его: да вси едино будем, во единей Церкви Твоей святей, яже есть единый ковчег спасения, и единый путь к небесному Твоему царствию. Аминь.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра