(Говорена окт. 1-го; напечатана в
Твор. Св. От. 1855 г. и в собран. 1861 г.)
Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии, гласит Боговдохновенная песнь |
Слово Духа Божия изрекает, без сомнения, точную и непререкаемую истину.
Итак, если справедливо, что дом созидается благоуспешно и благонадежно только с Богом, под покровительством Провидения Его, с благословением Его, с помощию Его: то равномерно справедливо, при виде дома, благоуспешно и благонадежно созданнаго, сказать: видно, Господь создал сей дом, когда не всуе трудишася зиждущии; видно, дарованы сему делу Божие благословение, Божия помощь.
Видим здесь не только дом, но и домы, добрым устроением созданные, не только домы жительства человеческаго, но и дом Божий, дом молитвы, таинств и славы Божией, и уже не один дом Божий, но уже четыре олтаря, уготованные для приношения Богу умилостивительной, безкровной, но живой и жизнодательной жертвы. Как же не помыслить, и не сказать, по мысли священнаго Песнопевца: видно, Господь создал все сие; видно, Его благое Провидение и помощь споспешествовали, чтобы не всуе трудились зиждущии; видно, есть над сим местом Его благословение и покров.
Мы должны будем более утвердиться в сих мыслях, если знающим напомним, а незнающим, хотя отчасти, покажем довольно долгую, большею частию из нечаянностей составленную цепь событий, которыя сделали возможным нынешний здешний праздник, с надеждою для сего места дней благих и далее.
За двадцать девять лет пред сим пришел на сие место старец, многолетний пустынножитель, и с ним несколько дев и вдовиц, находившихся под его духовным руководством. То были птицы, лишенныя гнезда; овцы, не имеющия ограды. Благородная владетельница сего места предложила им сию землю для поселения. И пустынножитель устрашился было дикости сего места, на котором видел только лес и болото, и которое не представляло никакого удобства для снискания жизненных потребностей. Он обратился было к другим местам: но те представляли неудобства более важныя, в отношении к бозмолвию духовной жизни. Итак сие место принято, как дар судьбы, который не казался приятным, но от котораго нельзя было отказаться.
Но кто был сей старец? Кто сии девы и вдовицы, составлявшия под его руководством благочестивое общежитие, но не имевшия места общежития? Они не в сей стране родились; не в сей стране жили: непредвиденная судьба перебросила их сюда из дальняго края сибирскаго. Сия нечаянность была последствием других нечаянностей.
Во второй половине прошедшаго столетия в Брянских лесах пустынножительствовал благочестивыя памяти Иеромонах Адриан (в последствии времени Иеросхимонах Алексий), с несколькими учениками. К ним пришел, познавший суету мирской жизни, юный благородный воин; пленился их жизнию, и возжелал прилепиться к ним. Безпокойства от неблагонамеренных людей и нападение разбойников были причиною того, что они перешли в северо-западный край отечества, в монастырь Коневский, в котором Адриан и настоятелем поставлен был. Здесь бывший воин Захарий вступил в монашеский чин под именем Зосимы; и провел десять лет, частию в общежитии, частию в пустынном уединении. Когда же Адриан, по любви к безмолвию, оставил настоятельство и монастырь Коневский: тогда, по благословению его, и Зосима, с другим благочестивым иноком Василиском, котораго почитал своим старцем, удалился на безмолвие в сибирские леса и провел там двадцать лет, и более.
В благодатном царствии Христа Спасителя нередко можно усматривать, что Он среди сокровенных подвигов засвечивает в душах избранных благодатный свет: но потом действует по Своему правилу, изреченному в Евангелии: не скрывать светильника под спудом, но употреблять его для просвещения чрез него и других. Сие можно примечать и в житии старцев Василиска и Зосимы.
Василиск безмолвствовал в пустыне безъисходно: Зосима должен был иногда входить в селения, для приобретения необходимых потребностей жизни, и следственно вступать в сношения с людьми. Ему встречались души, труждающияся и обремененныя в мире, ищущия душевнаго покоя, и нуждающияся в руководстве к нему. По усильным просьбам, с благословения старца Василиска, Зосима принял их в свое руководство: и таким образом началось в дальней Сибири общежитие, которое здесь ныне видим.
Как же очутилось оно здесь? Оно испытало неудобство жить на чужой земле, без церкви, без священника, без правильнаго отношения к духовному начальству: и старец Зосима, побуждаемый духовным человеколюбием, дважды предпринимал и совершал путешествие в Петербург к Святейшему Синоду, и испросил для сего общежития опустевший Туринский монастырь, получив с тем вместе поручение благоустроять оное. Чем более успеха обещало сие распоряжение: тем более возъярился враг спасения человеческаго, и подвигнул тяжкое искушение. Он возбудил в некоторых страсть любоначалия; от сего возникли распри и ухищрения; оне привлекли суд; суд поврежден был человекоугодием: и верныя руководству старца сестры общежития, вместе с ним, принуждены были удалиться, и явились в Москве и здесь, как птицы, лишенныя гнезда, как овцы, не имеющия ограды.
За сим нечаянности горькия начинают переходить в нечаянности утешительныя.
Устроилось здесь скудное жилище общежития: но не
было способов пропитания; не было твердой ограды: не было церкви. Зосима принужден
был ходить в Москву для снискания
Общежитию духовному необходима была церковь, тогда как оно, будучи только частным учреждением, не могло требовать ея себе по закону. Перст Божий указал на оное благочестивой Царевне Фомари, и она, по праву своего имени, испросив от Святейшаго Синода разрешение создать для себя церковь, и устроив оную, при содействии других благочестивых и благодеющих, даровала общежитию сие небесное на земли сокровище, после чего уже нетрудно было испросить оному открытое законное существование, утвержденное благословением Святейшаго Синода и Высочайшею властию.
Поелику же церковь, устроенная Царевною, была не пространна, и оказалась недостаточною: то вот наконец приснопамятный раб Божий Симеон утроил ея состав и пространство, и более нежели утроил ея благолепие.
Прославим Бога, многообразно, дивно, паче нашего ума и чаяния, устрояющаго пути мира и спасения человекам, по их вере и ревности ко благому, дающаго неведущим наставника, безпомощным помощь, безкровным покров, гонимым убежище, вселяющаго единомысленныя в дом (Псал. LXVII. 7), лишенным всего дарующаго все потребное посредством милосердия обилующих, а обилующим залог лучшаго приобретения небеснаго в делах человеколюбия и в молитвах облагодетельствованных.
Никто не отчаявайся в благости Провидения Божия.
Лишенный, скорбящий, озлобленный не лишай сам себя веры и терпения, и непрестанно взыскуй Господа, хотя, повидимому, Он и сокрывается. Взыскающии Господа не лишатся всякаго блага (Псал. XXXIII. 11).
Избавленные от озлоблений, скорбей, лишений, не воздремлите в вашем покое. Покой устроен вам для безпрепятственнаго благоделания и свободнаго служения Богу: вознерадев о сем, сами разрушите покой ваш. Непрестанно благодарите верховнаго благодетеля Бога, и в Нем и земных благодетелей, добрых служителей Его благости. Благодарное к Богу сердце есть открытый сосуд для Его благодати. Аминь.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра