(Говорена в Чудове монастыре августа 30-го;
напечатана в Твор. Св. От. в 1853 г. и в собрании 1861 г.)
Умножися на мя неправда гордых: аз же всем сердцем моим испытаю заповеди Твоя |
Священное и возлюбленное имя Александра созвало нас во храм, и соединило в молитве веры, надежды и благодарности. С благоговением чтим память святаго Александра Невскаго, который силою веры отражал и вещественное оружие врагов отечества, и мысленное оружие врагов православной Церкви; и пред сильным неверным властителем исповедал свою веру так, что своим прямодушием и дерзновением обезоружил его. С утешением воспоминаем Александра Благословеннаго, который вместе с верноподданными, также одушевляясь верою и надеждою на Бога, не только исцелил рану, нанесенную России поработителем многих царств, проникшую до сердца ея, но и державу врага до сердца пронзил, и это не к смерти, а к исцелению от порабощения. С благодарением и надеждою молимся о Александре втором, наследовавшем имя, благословенное прежде, в залог благословений будущих.
Любовь к Царю не желала бы уменьшать светлость настоящаго дня никаким облаком неприятной мысли; но таже любовь не может и один день провести без заботливых мыслей о тяжком подвиге, в который Царь и отечество наше поставлены неправдами бывших союзников, а ныне врагов наших.
По истине, Россия может ныне приносить Богу правды древнюю жалобу: умножися на мя неправда гордых.
После неправды соседа, который, быв защищен
Царем России от сильнаго мятежника, вместо благодарности, нарушил царственные
договоры и древния права Святых Мест, утеснил православных христиан и тем начал
распрю, сколько еще родилось неправд! Возстала неправда гордых, которая
не могла спокойно смотреть на победоносное могущество России, впрочем ни для
какого царства и народа не тягостное, а для многих благотворное; и, судя по
себе, не хотела верить правде России; вымышляла мечтательныя на нее подозрения
и обвинения, и раздражала ими умы народов. Возбудилась неправда своекорыстия,
и, не довольствуясь многими уже, широкими путями к приобретениям, взыскала открыть
себе новые, оружием и кровопролитием. Была ли правда в предприятии миротворства,
когда предложившие условия мира, какия они нашли безобидными для обеих разногласящих
сторон, получив на оныя согласие России, вместо того, чтобы соединиться с нею,
и поддерживать общее уже с нею дело мира, обратились на сторону противника ея,
и возжгли войну? Была ли правда и в другом подобном предприятии, когда доверенные
воюющих и невоюющих держав нашли путь, которым все они полагали возможным дойдти
до мира, но две державы вновь обратились решительно на путь войны, не оправдывая
сего никакими причинами, и скрывая свои намерения? Не явны ли неправды войны,
в которой враги наши свои неудачи против укрепленных мест думают вознаграждать
опустошением беззащитных, вероломно употребляют знамя мира, чтобы убивать или
грабить не ожидающих битвы, не щадят немощнаго пола и возраста, оскорбляют святыню
поруганием и святотатством? Есть ли правда в союзе, в который вступили христиане
с неверными против христиан, с
Что при сем думаешь ты, христианин Россиянин? Не смущаешься ли, что так много попущено неправде. Не ревнуй лукавнующим; ниже завиди творящим беззаконие: зане, яко трава, скоро изсшут, и яко зелие злака скоро отпадут (Пс. XXXVI. 1. 2). Израиль страдал; Фараон причинял ему страдания: Израиль избавлен; Фараон погиб. Сеннахирим и его многочисленное войско вторглись в пределы иудейскаго царства, ругались над Иерусалимлянами и над Езекиею, и даже хулили Бога; Езекия молился: Сеннахирим и его войско погибли; Езекия и Иерусалим спасены.
Древнюю жалобу на умножившуюся неправду гордых напомнил я, и на неправду, ныне против нас умножившуюся, указал вам, братия, не для того, чтобы увеличить вашу скорбь, или поколебать вашу твердость, но чтобы найдти вам и себе утешение, подкрепление и охранение от зла.
Вслушаемся внимательно в слова древняго противоборца неправды, не найдем ли в них щита для ограждения себя от нея, и оружия для отражения нападений ея. Умножися, говорит, на мя неправда гордых. Если неправда умножилась; если она устремляется на тебя: что же ты делаешь? как защищаешься от нея? чем отражаешь ее? Покажи образец, особенно нам безоружным. Он продолжает: аз же всем сердцем моим испытаю заповеди Твоя, Боже! Видите ли достопримечательный образ подвига против нападающей неправды? Неправда возстает против праваго: а он всем сердцем испытует заповеди Божии, как бы хранилище победоносных оружий против неправды. Но что может он сделать заповедями Божиими против неправды, которая решилась не бояться их? Он может испытанием заповедей Божиих, испытанием себя по заповедям Божиим, признанием своих грехов, покаянием в них, исправлением от них, победить неправду в самом себе; а в следствие того, видно, он уверен, что возможет победить неправду и вне себя. В самом деле, если правда Божия попускает неправде врагов с силою нападать на нас; то, конечно, потому наиболее, что мы, будучи правы пред врагами нашими, в то же время не правы пред Богом: а если мы верным исполнением заповедей Божиих вступим в мир и союз с Богом; то, без сомнения, Бог правды не лишит нас всесильной Своей защиты. Царство Божие в мире давно постановило, написало и провозгласило свой договор, в лице Израиля, со всеми царствами человеческими, следующий: аще слухом послушаете гласа Господа вашего, хранити и творити заповеди Его: предаст тебе Господь Бог враги твоя, сопротивящияся тебе сокрушены пред лицем твоим (Втор. XXVIII. 1. 7).
Кто вникнул в сказанное теперь: тот не будет думать, что он, или кто другой из нас, не участник в происходящей ныне брани за отечество против неправедных врагов. Нет. Все до одного мы в ней участвуем, если не в ея деле, то в ея успехе. Нашею верою, молитвою, покаянием, безпорочностию, благоделанием, короче, исполнением заповедей Божиих мы привлекаем силу и помощь Божию себе и защитникам отечества, с таким непоколебимым мужеством за него подвизающимся: нашим забвением заповедей Божиих, нашими грехами удаляем себя от силы и помощи Божией; и что, если более между нами удаляющих благодать Божию, нежели привлекающих ее?
В истории браней народа Божия видим, что после того, как Иисус Навин с войском чудесно перешел Иордан, открывший для сего свое дно, чудесно низложил Иерихон звуком труб и восклицаниями воинов, внезапно, при нападении на малый город, воины израильские были отражены и поражены. Смутились и вождь и войско, не понимая, почему отступила от них помощь Божия. Почему же? Рече Господь ко Иисусу: согрешиша людие; сего ради не могут сынове Израилевы стати пред лицем врагов своих (Иис. Нав. VII. 1012). Дело в том, что Ахар из добычи Иерихонской взял золотой сосуд, деньги и одежду, что вождем было запрещено под клятвою. Преступник истреблен: и Божия помощь и победа возвратились к войску израильскому. Если один грешник и один грех так был опасен: колико должно быть опаснее множество грехов многих грешников!
Вразумимся и убедимся, что наша собственная неправда для нас вреднее чужой; что страшнее наших врагов наши грехи. Станем крепко против сих домашних врагов. Надежное против них оружие близ нас: оно в слове Божием, в заповедях Божиих и в нашей совести! Тогда, как умножися на нас неправда гордых, мы со смирением и с особенною ревностию всем сердцем да испытуем заповеди Божии, чтобы в верном их исполнении находить нашу безопасность и спасение. Аминь.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра