Беседа в день совершившагося пятидесятилетия от учреждения Екатерининскаго Училища благородных девиц

CCCLXIX.

280. Беседа
в день совершившагося пятидесятилетия от
учреждения Екатерининскаго Училища
благородных девиц.

(Говорена февр. 10; напечатана в Твор. Св. От.,
в Моск. и Губерн. Вед. 1853 г., и в собр. 1861 г.)

<1853 год>

Жену доблю кто обрящет? Дражайша есть
камения многоценнаго таковая
(Прит. XXXI. 10.)

Опытный Соломон, видно, почитал не очень обыкновенным явлением доблестную жену, когда сказал: жену доблю кто обрящет? Слова сии дают разуметь, что ее надобно искать; и как желательно найдти ее, так сомнительно, чтобы она была найдена удобно. Если такой отзыв неприятным покажется дщерям Евы: то да поревнуют девы и жены христианския, чтобы в них не была редкостью доблесть, которая редкостью была в глазах Соломона; потому что он имел пред глазами жен иудейских и языческих; и потому что не ясно видел в дали времен Благодатную Деву Матерь, и приводимых Царю небесному дев и жен в след Ея (Псал. XLIV. 15), хотя и слышал о них от своего родителя Пророка, и сам был Пророк: отчасти бо разумеваем, и отчасти пророчествуем (2 Кор. XIII. 9).

Но если Соломон в одной черте своего изображения соединяет и свет и тень: за то как чисто светла у него другая черта! Если он не щедро уделяет женскому полу доблесть: за то как высоко ценит доблестную жену! Дражайша есть камения многоценнаго таковая.

Почему премудрый судитель обращает особенное внимание на женскую доблесть, и ее превозносит? – Думаю, потому между прочим, что видит ее в немощной части человечества. Когда видите высокую и сильную доблесть в лице мужа: вы не столько удивлены, сколько удовлетворены, найдя вполне то, чего можно было требовать от сей природы. Но когда такую же доблесть встречаете в немощном естестве жены: ваше ожидание превышено, и вы не только довольны, но и удивлены. Например, смотря на Иакова, который, чтобы угасить несправедливую вражду брата, добровольно осуждает себя на изгнание из родительскаго дома, и, не взяв ничего из наследства богатаго отца, с одним странническим посохом, идет в отдаленную страну, без сомнения, с чувством удовольствия, скажете вы: это великодушно, это достойно сына Исаакова, внука Авраамова. Но если посмотрите на Руфь, которая по любви к свекрови, безпомощной иноплеменнице, и по уважению к ея добродетели и благочестию, решается оставить свое родство и отечество, и, будучи самою Ноемминью удерживаема от сего труднаго и, повидимому, безнадежнаго подвига, не колеблется и говорит Ноеммини: идеже идеши ты, и аз пойду, и идеже водворишися ты, водворюся и аз, людие твои людие мои, и Бог твой Бог мой (Руф. I. 16 и 17): при виде сей мужеской в жене крепости духа, сего восторга добродетели, думаю, вы не только довольны, но и удивлены, и тронуты.

Довольно пока сих воззрений на Соломоново изображение доблестной жены. Оно мне представилось, как зеркало, отражающее в себе образ высоко доблестной жены, который, не кистью на полотне, не письменами на хартии, но живыми воспоминаниями начертанный, светит ныне в наших мыслях и сердцах.

Жену доблю кто обрящет? – Не редким ли подлинно и неудобно обретаемым явлением была Та, Которая, произшед от светлаго рода вне православной Церкви и России, правым разсуждением и разсудительною любовию переродила Себя в приискреннюю дщерь православной Церкви и новаго Своего отечества, – Которая, привившись посредством супружества к оскудевавшему отраслями древу царскаго в России рода, оставила оное по Себе обильныя цветущия и плодоносныя ветви простирающим далее пределов России, – Которая венценосною главою и дражайшими камения многоценнаго доблестями сердца сияла в трех последовательных царствованиях, – явилась великою Матерью двух великих Царей? И кто же обрел для сей высокой судьбы высоко доблестную Марию? Прозорливый ум Екатерины? Чистый взор Павла? Это верно. Но это не все. Ее обрело и даровало России особенное, благодеющее России, Провидение Божие.

Но я должен удержать порывы слова, немогущаго следовать за многообразными доблестями приснопамятной Императрицы, и стеснить оное в пределы, указуемые местом, временем и предметом настоящаго торжества.

Когда Павел Первый восприял самодержавие России: тогда, зная, чего для блага ея может ожидать от Своей Супруги, Он отделил в Ея управление и попечение особую область человеколюбия. Не обширна была сия область, когда приняла ее в Свою власть Мария: но Мария постепенно разширила ее, создала в ней новыя учреждения, благоустроила их, упрочила. Одним из первых созданий Ея была сия обитель воспитания благородных дев, которыя не имели бы средств получить достаточное образование в семействах, и которыя, получив оное здесь, были бы способны внести оное в семейства, устроить свое благосостояние и вспомоществовать своим родителям. При сем Ея человеколюбивое чувство объяло весь державный Дом, и все его члены оказали Ей содействие в сем благотворном учреждении. Двадцать пять лет возделывала и возращала Она сей насажденный Ею вертоград: и вот, двадцать пять уже лет после Нея, он продолжает являться цветущим и приносящим нравственный плод, в ознаменование того, что его насадила искусная и благословенная рука, и что дух человеколюбивой попечительности, одушевлявшей Благочестивейшую Марию, почил и на преемнице Ея, Благочестивейшей Александре.

Итак праведно, чтобы мы с благоговейным вниманием остановились на пределе совершившагося ныне полувековаго бытия сего учреждения, и, взирая на его прошедшее и настоящее оком радости, на его будущее оком надежды, наипаче возвели очи наши и благодарныя сердца к Живущему на небесах, к Отцу, из Него же всяко отечество на небесех и на земли именуется (Еф. III. 14. 15), к Царю, из Него же всякое царство на небесех и на земли именуется. Благословен еси, Дающий в Царе отца народу Своему, и в Царице матерь сынам и дщерям людей Своих! Боже сил, обратися убо, и призри с небесе, и виждь, и посети виноград сей (Пс. LXXIX. 15) и не престани посещать Твоим благословением и Твоею благодатию! Да всегда (радуются сынове России о Царе своем (CXLIX. 2)! Да всегда пребывают Царь и Царица России отцем и матерью о чадех веселящимися!

Да подвизаются же и дщери России с своей стороны, чтобы оправдывать царския о них попечения и благия чаяния!

И для сего возвратимся на краткое время к Соломонову изображению доблестной жены; и укажем некоторыя черты, доступныя общему подражанию.

Вкуси, яко добро есть делати (Притч. XXXI. 18). То-есть: не жаждет она забав. В труде и полезном занятии находит более вкуса, нежели другия в увеселениях и забавах.

Не угасает светильник ея всю нощь (ст. 18). Не предается она мрачному и долгому сну, и не освещает ночи тысячею светильников, которые не светят никакому полезному делу. У нея не угасает светильник, который светит ея нощной работе, или ея нощной молитве; наипаче же, в душе ея не угасает светильник веры, в ожидании грядущаго в полунощи небеснаго Жениха.

Сугуба одеяния сотвори мужу своему, от виссона же и порфиры себе одеяния (ст. 22). Не хочет она быть данницею иноплеменникам за мечтательное изящество и прихотливыя новости в одежде: для нея та одежда лучше, в которой менее чужаго труда.

Уста своя отверзе внимательно и законно, и чин заповеда языку своему (ст. 25). Не полагает она достоинства в дерзости суждения, ни удовольствия в многоречии; не оскверняет языка ея насмешка и злоречие, и не разстраивает ея духа и вида необузданный смех; здравый ум и доброе сердце отверзают уста ея для слова чистаго и непорочнаго, и вскоре скромность запечатлевает их.

Так живописуя учит древний, опытный, царственный мудрец. Не увеличим и не затрудним урока. Обратим только к нынешней жене и к нынешней деве сказанное в другом случае при виде добраго образца: иди и ты твори такожде (Лук. X. 37). Аминь.



Оглавление

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.