(Говорено в Успен. Соборе июня 25;
напечатано в Тв. Св. От. 1852 г. и в собр. 1861 г.)
Приближи ко Господу дела твоя и утвердятся помышления твоя |
Вот одна из притчей Царя Соломона, которыя он, по собственному его сказанию, написал для того, чтобы человек мог познати премудрость и наказание, уразумети же правду истинную (I. 2. 3), то-есть, посредством основательнаго наставления узнать истинную добродетель и ею направить жизнь к блаженству.
Почему сия притча пришла мне на мысль для настоящаго слова, вы усмотрите вскоре: но прежде всмотримся в притчу.
Приближение к Богу, по благотворному намерению Творца, соответственно потребности существа сотвореннаго по образу Божию, есть для человека истинная и законная цель стремления на поприще жизни. Сотворенный по образу Безконечнаго, человек не удовлетворяется конечным: и если гоняется за тем, что ему представляется желательным в тварях, то, и по достижении желаемаго, не остается довольным, вскоре находя оное для себя маломерным и недостаточным. Ум, сотворенный по образу Безконечнаго, только вечною истиною может утолить жажду ведения. Сердце, сотворенное по образу Безконечнаго, только безконечным благом может насытить алчбу благополучия и блаженства. Так, конечно, мыслил Царь-пророк, когда взывал к Богу: насыщуся, внегда явитимися славе Твоей (Псал. XVI. 15). Посему и увещавает другой Пророк: приближайся к Богу своему присно (Ос. XII. 6). И Апостол поощряет к сему обещанием облегчающей сие взаимности: приближитеся Богу, и приближится вам (Иак. IV. 8).
Но как может человек приближиться к Богу невидимому и непостижимому? Очевидно, не может лететь, как-скоро пожелает, всем существом своим от земли на небо, из видимаго в невидимое: а может и должен направлять к Богу движения своих сил и способностей, преимущественно ознаменованных образом Божиим, не связуемых телесным, не ограничиваемых пространством; может и должен устремлять к Богу помышления и желания, приближаться к Богу умом и сердцем, созерцанием и молитвою, верою и любовию.
На сем правом пути встречаются затруднения, которыя происходят частию от прирожденнаго повреждения нашей природы, удобно простирающагося и на наш произвол, частию от приражения сил, действующих вне нас, также поврежденных и уклоненных от благустроения Творческаго. Хотя мы сознаем, что мы властны думать, о чем хотим: однако не случается ли, что, воскриляя помышления наши к Богу, не можем долго и постоянно удерживать их на высоте, что оне, то как бы ненарочно низпадают, то, даже вопреки нашим усилиям возвысить их, низвергаются долу, на предметы низкие, суетные? Хотя чувствуем, что не какая-либо посторонняя сила движет наши желания, а мы сами произвольно простираем их к тому или другому предмету: однако не случается ли, что направляя желания наши к благам духовным, небесным, вечным, мы испытываем сильное противоборство других желаний, которыя влекут нас к предметам земным, тленным, к удовольствиям чувственным, и ослабляют и задерживают наше стремление к Богу?
Против таких и подобных затруднений хочет подать нам помощь притча, которая предлагает приближить к Богу дела наши, и обнадеживает, что чрез сие утвердятся помышления наши. Приближи ко Господу дела твоя, и утвердятся помышления твоя. В самом деле, можем ли мы не колеблясь приближаться к Богу нашими помышлениями, желаниями, духом, когда небрежем о соответственном сему направлении наших дел? Хотя дух должен быть сильнее плоти, дух бо бодр по самому естеству, плоть же немощна по естеству ея (Марк. XIV. 38): однако может ли иметь полную силу духовная мысль, когда ей противоборствуют чуждыя духовнаго направления дела, с которыми соединена сила таких же мыслей и желаний, произведших оныя, и, в случае учащения оных, и сила
Спросишь ли: как могу приближать к Богу дела свои? Я уже сказал: одушевляя их мыслию, устремленною к Богу.
Не говорю теперь о делах беззаконных и злых: их не льзя приближить к Богу; их должно всею силою воли отражать и отвергать, как удаляющия от Бога.
Говорю о делах добрых, или по крайней мере безвинных, обыкновенных в жизни, но не представляющихся в непосредственном отношении к Богу; подвизайся не делать их в забвении о Боге, по своеволию, по прихоти, по страсти; потому что чрез сие удаляешь их от Бога, и оне, приметно или неприметно, удаляют тебя от Бога.
Если, например, хочешь благотворить ближнему, не делай сего для славы или почести, потому что чрез сие приближаешь свое дело к людям, а не к Богу; не делай сего без внимания, без мысли и чувства, потому что такое дело будет без жизни, и следственно без движения к Богу; подай твою лепту нищему с сердечною мыслию о Рекшем: будите милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть (Лук. VI. 36), и твоя лепта пойдет чрез нищаго к Богу, и тебя поведет к Богу.
Если призываешься к делам звания и служения общественнаго: не ищи возбуждения твоей ревности в желании наград и в надежде возвышения над другими; найди для себя движущую силу в мысли, что должностное в обществе лице Божий слуга есть во благое (Римл. XIII. 4); служи Царю и царству верою и правдою, чтобы тем принести службу Богу, и твои дела для отечества земнаго будут приближать тебя к отечеству небесному.
Если трудишься для потребностей и благосостояния
земной жизни: берегись поставлять себе целию то, чтобы наконец сказать с богачем
притчи: душе, имаши многа блага, яждь, пий, веселися (Лук. XII. 19):
притча уже сказала, что это путь безумия и ведет ко внезапной погибели. Возьми
себе в руководство Апостольское слово: есть снискание велие великое
Аще ясте, говорит Апостол, аще ли пиете, аще ли ино что творите, в славу Божию творите (1 Кор. X. 31). Примечайте, как и то дело, которое чревоугодника унижает до самых низких между безсловесными, благоразумный может одушевить возвышенною мыслию и, по выражению Соломона, приближить ко Господу.
Видишь ли дело, которое надобно начать: прежде нежели введешь оное в область событий, приближи оное к Богу молитвою о благословении на его начатие, о помощи для его совершения.
Смотришь ли на дела, которыя ты уже совершил с успехом, с достоинством, с пользою для себя и других, со славою; не приближай их слишком к себе, не питай ими своего самомнения; приближай их к Богу, исповедуя над ними благость Его Провидения, вознося к Нему фимиам благодарнаго сердца.
Сие последнее значение и применение притчи Соломоновой ныне особенно, к утешению и назиданию, мы можем видеть в живом, величественном действии.
От начинающагося ныне новаго лета жизни Благочестивейшаго Самодержца нашего обращаясь к лету прошедшему, там видим мы день, на который с ожиданием смотрели дни предшествовавшие, на который с благоговением смотрят и смотреть будут дни последующие. Это день, в который совершилось Его двадесятипятилетие в качестве Богом венчаннаго и помазаннаго Царя. Сколько воспоминаний приносил Ему сей день о подвигах и достопамятных делах, которыя он совершил, ко благу Церкви и царства, в войне и мире, в законодательстве и управлении, в возвышении благоустройства званий и состояний, в излиянии милостей и щедрот, в призрении страждущаго и безпомощнаго человечества, в облегчении неотразимых человеческою силою частных и общественных бедствий, в укрощении бурь и волнения моря народов, иногда единственно Своею личною непоколебимостию и силою духа! Как же торжествовал Он сей день? Чем ознаменовал сии воспоминания? Дух Его вознесся превыше всякой торжественности земной: Он приближил ко Господу дела Свои. С совенчанною Супругою и собором втораго и третьяго рода Своего семейства, на крилах огня Он перенесся из Своей новой в Свою древнюю столицу единственно для того, чтобы принести Богу фимиам благоговеющаго и благодарнаго сердца в том самом храме, в котором приял от Него священное венчание и помазание. Торжество, безспорно, самое высокое! потому что восходит непосредственно к Богу. Торжество в высшей степени радостное! потому что радость в нем небесная.
Праведно, Россия, ты нарицаешь Царя своего благочестивейшим. Радуйся о сем, и храни для себя свою радость, непрестанно подвизаясь и сама быть достойною наименования, которым Его украшаешь. Подвизайся быть и пребыть деятельно благочестивою, приближая ко Господу дела твои, живою верою и неуклонным последованием заповедям Его, да возможешь с твердою надеждою взывать к Нему пророческим гласом: тогда не постыжуся, не поколеблюся, утверждуся в силе и славе, внегда призрети ми на вся заповеди Твоя (Псал. CXVIII. 6). Аминь.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра