(Говорено в Троицкой Лавре июля 5;
напечатано в Твор. Св. Отц. 1850 г. и в собр. 1861 г.)
Ищите же прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам |
Кто имеет не поверхностное внимание к себе и к своей жизни: тот конечно замечал, как не редко дела земныя и мирския становятся препятствием делу духовному и небесному, делу благочестия и спасения души. Например, чувствует человек внутреннее побуждение, нескудною мерою посвятить свое время Богу, как жертву добровольную: но времени требуют у него естественныя движения и перемены земной жизни, труды для снискания необходимаго пропитания, одежды, жилища, дела звания и должности в обществе человеческом, попечения о возвышении и поддержании земнаго благосостояния, сношения с ближними по нужде, по приязни, по обычаю, наконец занятия приятныя и увеселительныя; и время расхищается так, что человек не только не приносит из него добровольных жертв Богу, но и похищает у Бога время, которое сам Бог Себе усвоил и освятил заповедию.
Что же делать? как достигнуть того, чтобы дела земныя и мирския не препятствовали делу духовному и небесному? Многие люди разных времен и мест сей вопрос решили согласно, просто и счастливо. Они решительно бросили земныя и мирския дела, и предались единственно делу духовному и небесному. Для удостоверения, что сие решение вопроса было счастливо, довольно наименовать некоторых из тех, которые приняли сие решение. Таковы были: Пророк Илия, Иоанн Креститель, Апостолы, Антоний Великий, и, чтобы не ходить еще далеко, наш Преподобный Сергий. Их решимость оправдывают последствия вековыя и вечныя.
И
не на удачу, и не по действию произвольнаго человеческаго мудрования, была,
и может, и должна быть счастлива решимость оставить все мирское, но с одной
стороны, по устроению Божию, с другой по действию ревностнаго желания
следовать воле Божией. Не знаем, как устроился для Илии образ жизни одинокий,
нестяжательный, безпопечительный: но что сие было по воле Божией, можно усмотреть
из того, что Бог чудесно поддерживал сей образ жизни, определив между прочим
врана хлебодаром к человеку, который за-долго до Христа начал следовать учению
Христову: не пецытеся, глаголюще: что ямы, или что пием, или чим одеждемся
(Матф. VI. 31)? Преемник же духа и образа жизни Илии, Елиссей,
введен был в сей образ жизни очевидно прямым повелением Божиим. Что Иоанн Креститель
жил в совершенном отречении от мира по устроению Божию, сие открыто было еще
прежде рождения его, предречением Ангела, что он будет облечен духом и силою
Илииною (Лук. I. 17). Апостолы оставили все, также не по
своему произволу, но по владычественному призванию Христову. С тех пор, как
проповедано и написано Евангелие, избранные подвижники христианские из него
слышали глас, призывающий их к совершенному отречению от мира. Так Антоний услышал
в церкви слова Христовы: аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое,
и даждь нищим: и имети имаши сокровище на небеси: и гряди в след Мене (Матф. XIX. 21);
и принял сии слова так, как бы они лично к нему изречены были; и потому, вышед
из церкви, продал большую часть своего имения, и роздал нищим. По некотором
времени, вновь услышал он в церкви слова Христовы: не пецытеся на утрей (Матф. VI. 34);
и роздал нищим и остальное; и, от сего начав подвижническую жизнь, достиг такой
меры духовнаго возраста, что вся Церковь нарекла и нарицает его Великим.
Из сказаннаго происходят два заключения: первое,
что решимость оставить все для служения Богу и для попечения о душе
есть вожделенный и превосходный дар Божий, и благо тому, кто сей
дар обрел, с чистым расположением принял, хранит верно, употребляет
деятельно; второе, что сей дар не для всех, как сие можно видеть
из указанных примеров, и из приведенных слов Христовых. Правило
совершенной нестяжательности Господь преподал не в качестве заповеди,
безусловно для всех обязательной, но в качестве совета, условно
предлагаемаго желающему: аще хощеши совершен быти. И как
не от всякаго можно надеяться совершенства: так ненадежно было бы
советывать всякому, чтобы оставил все. Да и естественное устроение
земной жизни таково, что требует занимающихся и земными делами.
Если бы все занимающиеся земледелием решились буквально исполнять
правило: не пецыся на утрей; и, отвергнув попечение о завтрашнем
дне, тем паче отвергли попечение о следующем годе, и перестали бы
пахать и сеять: такое одностороннее направление к жизни духовной
разрушило бы жизнь естественную.
Но если таким образом неизбежно, чтобы многие не оставляли занятия делами земными мирскими: то неизбежно встречается опять прежний вопрос: как достигнуть того, чтобы дела земныя и мирския не препятствовали делу духовному и небесному? Более общеупотребительное и для немощи нашей более снисходительное разрешение сего вопроса можем найдти в изречении Господнем: ищите прежде царствия Божия и правды Его.
Поставление одного дела прежде
показывает, что допускается другое дело после. Следственно в
изречении Господнем заключаются две мысли: одна открытая, другая
сокрытая в слове: прежде. Мысль открытая: должно искать царствия
Божия и правды Его прежде. Мысль сокрытая: не возбраняется искать
и некоторых других предметов после. Таким образом из слова Христова
открывается, что есть возможность, с успехом упражняться в деле
небесном, в искании царствия Божия и правды Его, и, без вреда для
сего дела, заниматься и делами земными, делами необходимыми, как-то:
снисканием пропитания, одежды, жилища; делами должными,
как-то: исполнением обязанностей звания и службы в обществе человеческом;
делами полезными, или хотя только невинными, как-то: приобретением
и употреблением разнообразных познаний в области природы и искусства,
впрочем так, чтобы с сими египетскими сокровищами не погрязнуть
в море житейском, но чтобы мудро и праведно похитить их у египтян,
и употребить во славу Отца Небеснаго и во благо земных чад Его.
Тайна добраго и безпрепятственнаго успеха заключается в том, чего
вы будете искать прежде, какое дело пойдет у вас вперед других
дел, будет первенствовать между
всеми делами, господствовать в ваших мыслях, желаниях и стремлениях,
или, как изъяснялся один из древних Отцев, что будет у вас делом,
и что поделием1. Если
вы будете прежде всего искать царствия Божия и правды Его;
если дело спасения души вашей благодатию и верою, очищения заповедями,
усовершения добродетелями будет у вас первенствовать между всеми
прочими делами, господствовать в ваших мыслях, желаниях и стремлениях;
если сие только и будете вы почитать делом, истинным и важным,
а все земныя дела только поделием, занятием второстепенным,
маловажным, которому некоторая доля внимания уступается после главнаго
дела: то земныя дела не будут у вас препятствием делу небесному;
вы можете надеяться обрести царствие Божие, паче всего искомое,
и между тем, не иметь недостатка и в том, о чем менее заботитесь,
в потребном для земной жизни, по верному обещанию Господню: сия
вся приложатся вам. Напротив того, если вы думаете, что надобно
прежде обезпечить себя в делах земных и мирских, и потом уже пещись
о небесном; если какое-нибудь земное занятие наукою, искусством,
художеством, промыслом, исканием выгод, блеска, и приятностей жизни,
сделалось у вас первенствующею мыслию, господствующим желанием,
вашим делом по превосходству, а дело благочестия остается
у вас только поделием, делом досуга от мирских занятий: то
вы превратили порядок, предписанный словом Господним; вы не на пути
к обретению царствия Божия; да и для обезпечения себя земными благами,
не знаю, на чем можете утвердить свою надежду, потому что не к вам
относится обещание Господне: сия вся приложатся вам.
И вот, братия, малым, по видимому, орудием велия испытания сердца (Суд. V. 16). Не маловажное орудие самоиспытания есть малый вопрос: что у вас на уме и на сердце прежде всего и паче всего? Когда ты пробуждаешься утром: какая у тебя первая мысль? Говорит ли твое сердце: слава Богу, показавшему свет? или: Господи, благослови мне день? Если так: то это знамение во благо. Но если вместе с твоим пробуждением пробуждается у тебя, и увлекает тебя, мысль и забота о каком нибудь земном деле, к которому ты страстился,
Сим и подобным сему образом да испытуем каждый свое внутреннее расположение часто и прилежно; и да не косним отторгать нашу мысль и сердце от страстной привязанности к земному мирскому, дабы утвердилось сердце наше в Господе; дабы царствие Божие было постоянною, никогда не теряемою из вида, целию нашего стремления.
Поелику же от Господа стопы человеку исправляются (Псал. XXXVI. 23): Ты Господи, возвративый плен Сионь от Вавилона, возврати пленение душ наших от преобладающей суеты мира, и настави нас даже до Иерусалима небеснаго, идеже во славе царствуеши Ты, и достигшие туда царствуют с Тобою во веки. Аминь.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2025 Свято-Троицкая Сергиева Лавра