1 По Евреин. сборн.: Слово по освящении храма Пресвятыя Богородицы в честь иконы Ея Ахтырския, говоренное в ceле Ахтырке, сентября 20 дня, 1825 года.
И воста Иаков от сна своего, и рече: Яко есть Господь на месте сем, аз же не ведех. И убояся, и рече: яко страшно место cиe: несть сие, но дом Бoжий, и сия врата небесная (Быт. XXVIII. 1617).
В сих словах праотца Иакова, и в приключении, которое заставило его сказать оныя, представляется один из самых древних примеров того, каким образом благодатное ощущение присутствия Божия, испытанное благочестивым человеком на некотором известном месте, порождало мысль о святости того места, и о доме Божием, или храме Божием. Да послужат нам оныя руководством к размышлению, полезному и благовременному по совершившемся ныне освящении Храма сего.
Иаков был в пути, один со странническим жезлом своим; и там, где оставило его заходящее солнце, и застигла ночь, он лег спать, вместо постели на земле, вместо возглавия на камне, вместо покрова под высоким шатром неба. Не было там нетолько ничего похожаго на дом Божий, но и никакого признака или принадлежности человеческаго жилища. Пробудился Иаков. Место все то же; ничто не переменилось; ничего не прибавилось: но уже он находит там новое и великое; находит присутствие Божие. Есть Господь на месте сем. С удивлением, или с некоторою cкорбию признается он, что до сих пор не знал сего. Аз же не ведех. Высокая нечаянность поражает его. И рече: яко страшно место cиe. И убояся. Нет, восклицает он; это совсем не то, что вчера; несть сие, но дом Божий, и сия врата небесная.
И на сем месте, где мы стоим теперь, кто был вчера и смотрел только телесными глазами, тот видел только землю, камень, дерево, металлы, краски, произведения земной природы, дела рук человеческих. Но теперь кто пробужденным духом возстал, чтобы созерцать оком духовным, тот может, и должен примечать, Яко есть Господь на месте семь; должен знать и признавать, что cиe есть дом Божий, и сия врата небесная.
Чтож за перемена там в очах Иакова? Что за перемена здесь в очах духовнаго человека?
На месте, где провел ночь Иаков, открылось ему присутствие Божие в cновидении. Увидел он лествицу, которая утверждена была на земле, и возвышалась до небес; Ангелы Божии восходили по ней и нисходили, подобно как земные служители по высокой лестнице ходят в великолепный дом господина своего; на верхнем кoнце ея стоял Сам Господь, и благословил Иакова и потомство его. Когда Иаков проснулся: чудесная лествица еще стояла в его воображении над головою его. Когда он вновь возводил мысленный взор до верхней степени сея лествицы: ему представлялась там дверь невидимаго небеснаго дома, из которой изшел и явился Царь Hебесный благословить раба своего на земли. Таким образом Иаков спал и проснулся у крыльца дома Божия. После сего, сказанныя им слова, нами слышанныя, и ясны и естественны.
А здесь? Не видели ль, не слышали ль вы, как и здесь, хотя и не совершенствами плоти обложенные, обаче такожде помилованные служители Божии быти, то восходя в молитве, то нисходя в видимом земном служении, уготовляли место сие Царю Небесному, и возвещали Ему готовность: готов престол Твой? Как и здесь ожидали Его присутствия, и призывали оное: воскресни Господи в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея? Как и здесь, неоднократно повелевали вратам взять князи своя, то есть открыться более и более в высоту, да внидет Великий и Всевышний Царь славы, Господь сил, с Его невидимою славою, с сонмом небесных сил Его? И чтоже наконец? Примечаете ли и вы здесь, что действительно пришел Царь славы, вошел Господь в покой свой, седит Бог на престоле святем Своем? Видите ли духом и здесь духовную Лествицу, которая соединяет землю с Небом, создание с Создателем, человека с Богом? которой нижняя степень лежит на земле, дабы на ней могли стоять земные человеки; которой посредствующия степени могут держать вас в духе над землею выше и выше, возводить ближе и ближе к небесам, и взаимно низводить небесныя силы в помощь вам; на горнем месте которой стоит Сам Господь, и речет мир на люди своя и на обращающия сердца к Нему? Познали ль вы здесь так верно, как верно знают то, что видят, и уведали ль вы присутствие Божие?
Иаков, когда уведал присутствиe Бoжие на известном месте, тотчас ознаменовал cие ведение видимым твердым памятником, освятил его возлиянием елея, присвоил тому месту навсегда имя дома Божия, и неоднократно потом приходил совершать служение Богу, по установлениям своего времени. И воста Иаков заутра, и взя камень, его же положи тамо в возглавие себе, и постави его в столп, и возлия елей верху его. И прозва Иаков имя месту тому дом Божий. И здесь, когда нашлись люди, которые возжелали воздвигнуть сей памятник благодатных Божеских явлений человекам и освятить его таинственным помазанием с тем, чтобы он всегда и назывался и был домом Божиим: не должно ли по сему знамению предположить знаменуемое, то-есть, что нашлись люди, которых сердце уведало присутствиe Бога своего; не должно ли по крайней мере уповать, что как там за дар ведения от Бога воздано даром знамения от человека, так здесь за дар знамения от человека воздается дарованием спасительнаго ведения от великодаровитаго Бога? Бог упования да совершит cиe упование; и да призрит с высоты невидимаго жилища Своего, дабы рабов Своих, благословляющих Его от земли, благословить всяцем благословением, наипаче же духовным в небесных о Христе.
Но яже глаголю, всем глаголю: уведали ль вы действительно: яко есть Господь на месте сем? Или как Иаков, получив ведениe, с негодованием на себя признавался во своем прежнем неведении, так нам должно еще признаваться в нашем неведении настоящем: аз же не ведех.
В самом деле должно признаться, что познание присутствия Божия на некотором определенном месте затрудняется не только неведением чувственнаго человека, который не умеет сквозь чувственное проникать в духовное, чрез земное восходить к небесному, но другим познанием человека мыслящаго, познанием вездеприсутствия Божия. Как познать присутствие Божие на некотором месте определенном, когда никакое место не может заключить в себе Его присутствия и никакое место исключить из себя онаго не может? Само слово Божие иногда представляет пpиcyтствиe Божие столь удаленным, что никому не можно достигнуть онаго. Царь Царствующих и Господь Господствующих, Един имеяй безсмертие, и во свете живый неприступнем, Его же никто же видел есть от человек, ниже видети может. А иногда тоже слово Бoжие представляет присутствиe Божие столь по всюду близким, что не можно быть вне онаго. Камо пойду от Духа твоего? И от лица Твоего камо бежу? Аще взыду на небо, Ты тамо ecи: aщe сниду во ад, тамо ecu. Аще возьмуся на крылех зари утренния или вселюся в последних пределах моря западнаго: и тамо рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя. Присовокупим еще некоторыя указания присутствия Божия в слове Божием. Иногда указует оно присутствиe Божиe нa небесах небес, и как бы совсем устраняет от земли. Небо небесе Господеви: землю же даде сыновом человеческим. Но иногда Сам Бог низводит присутствие Свое на землю, и полагает оное на всегда во xpaме Своем. Будут очи Мои ту и сердце Мое во вся дни. Наконец и ещe меньшую и теснейшую обитель присутствию Божию, паче, может быть, вероятия многих, созидает слово Божие во внутренности человека. Вы бо есте Церкви Бога жива, яко же рече Бог: яко вселюся в них, и похожду, и буду им Бог, и mии будут мне людие.
Итак Бог в неприступнем свете, Бог во всем мире; Бог на небесах; Бог во храме; Бог в человеке. Как же столь разные образы познания согласить в одном самом с собою сообразном, ведении единаго присутствия, Единаго Бoгa?
Не трудно на cиe ответствовать вообще, что как Бог во внутренних Своих свойствах, силах и действиях непостижим и безконечен; таков же Он есть и во внешних Своих откровениях и явлениях: и потому ни мало не странно, а весьма естественно, что откровения единаго присутствия Его безконечно разнообразны; потому и не могут быть объяты одним каким-либо частным образом познания, но во всех возможных образах познания необъятное Боговедение таинственно проявляют, и проявляя оставляют таинственным. Но дабы неведущий не имел причины, к мнимому оправданию своего неведения, или большему в нем зaкocнению, жаловаться, что ему неизвестное объясняют тем, что совсем неведомо: испытаем, если можно, приближить, необъятное Божественное ведение к ограниченному познанию человеческому. Слово Бoжиe, явлениe Божества в мире, именно, Сына Божия, Которому особенно принадлежит исповедание (Иоан. I. 18), откровениe, явление Божества, изображает подобием благотворно возсиявающаго солнца: возсияет вам, глаголет Бог у пророка, боящимся имене Моего солнце правды, и исцеление в крилех его (Мал. IV. 2). Воспользуемся сим естественным подобием для некотораго изъявления истины сверхъестественной. Вы говорите: солнце на небе. Cиe очевидно всякому. Но разсматривайте далее: что есть присутствие солнца? Любомудрствующие говорят, что присутствие вещи есть ея действование на другия вещи. Посему есть присутствие coлнцa повсюду, где оно действует своею силою света, теплоты, движения. И подлинно, когда ты, стоя на земле, видишь на небе светлый круг солнечный: тогда ты не можешь сказать, что солнце отсутствует; тогда и на земли есть для тебя присутствиe солнца. Но и тогда, когда облака закрывают от тебя образ coлнцa, происходящий от него дневный свет, не есть ли также действительное присутствие солнца? И еще, когда та же солнечная сила, которая действует на всю подсолнечную вообще, особенным образом действует и оказывает свое действие в некоторой особенной вещи, напр., во внутренности плода производит нежность, способность к питанию, вкус, зрелость, а на его поверхности ознаменовывает свое действие яркою краскою и приятностию вида: не есть ли и cиe действительное присутствие солнца в силе, действительное присутствие солнца в знамении? Дерзнем теперь, поколику возможно, вознести cиe подобие к тому, что превыше всякаго подобия. Как есть первоначальное и существенное присутствие солнца на небе, во cветоносном круге онаго: так есть первоначальное и cyщественноe присутствие Божества на небесах небес, в неприступном cвете, в собственном, так сказать, круге вечности Его, впрочем, как счастливо изъяснился один учитель xpиcтиaнcкий, в таком круге, котораго средоточие везде, а opyжиe нигде. Как солнце, не оставляя места своего на нeбе, тем не менее присутствует во всей подсолнечной, поколику всюду светит, греет, движет: так Бог, живя в неприступном свете на небесах небес, тем не менее присутствует во всем миpе, и не видимом, и видимом, поелику носит всяческая глаголом силы своея. Как для находящихся на земли есть особенное присутствие coлнцa, когдa они, сквозь чистый воздух, видят светоносный круг его и примечают, как оно восходит, идет и заходит: так для очищенных от мглы плотския душ есть особенное присутствие Бoжиe, которое является им в чудных образах Божественнаго света, пред очами духа их открывающихся, преходящих и паки сокрывающихся: так Иcaия видел Господа седяща на престоле высоце и превознесенне, подобно Иeзекииль видел, над четырмя животными, и огненными одушевленными колесами, на подобии престола пoдoбиe яко вид человечь. Так Иаков видел Господа на высоте лествицы в небесах, и многиe святые многообразно. Впрочем, как и те, от которых образ солнца закрывается туманом или облаком, по обыкновенному дневному свету, и по другим действиям солнца, познают его присутствиe: так и те души, от которых или нижняя мгла собственной плоти заграждает, или вышнее облако неисповедимых судеб Божиих закрывает чрезвычайный свет чудесных откровений и явлений Божественных, могуг однако же иметь довольно ясное познание и живое ощущение присутствия Божия, по некоторому не столь определенному, не столько поразительному, впрочем, для ока не coвcем ослепленнаго, действительному и ничем не помраченному свету Божества, непременнo светящему в происхождении, возрастании, совершении, сохранении, управлении, возoбновлении тварей, особенно в дивном для внимательных наблюдателей провидении о человеке? Далее, как ecть некоторое внутреннее присутствие солнца в земном плоде, в который оно входит своею силою, и сообщает ему нежность, питательность, вкус, зрелость: подобным сему образом, испытавший знает, а не испытавший, для поощрения себя к опыту, может предварительно догадываться, что есть внутреннее присутствие Божие в человеке, котораго, по его вере и любви, по молитве и преданности, Своею благодатною силою в сердце, внутренно умягчает, питает, услаждает, и действием духовнаго света и теплоты, истины и любви, постепенно приводит к духовной зрелости, или совершенству. Наконец, как присутствиe солнца ознаменовывает себя наружно в простом естественном знамении, когда, например, дает оно яблоку румяность, или колосу собственный солнечный цвет, и тем показывает, что солнечная сила совершила в сих плодах свое действие для приготовления их в приятную и здравую пищу: подобным неким образом присутствие Божие ознаменовывает себя в таинственных благодатных знамениях, которыя благодать Божия избирает, освящает, исполняет своею силою, даже в известном тайнодействии претворяет и пресуществляет в знаменуемое, дабы тогда, как видимый человек возбуждается, привлекается и очищается видимою святынею, человек невидимый обретал вожделенное невидимое, наслаждался духовным, питался Божественным, даже до причастия, как говорит Апостол, Божественнаго естества.
Таковыми различными, но между собою согласными, и единое спасительное и блаженное ведение составляющими образами познания, если не всеми, то некоторыми, уведали ль мы, братия, присутствие Божие, не словесно и мысленно только, но действительно и опытно?
Кто истинно познал присутствие Бoжие во всем миpе: тот над всем происходящим в миpе видит всемогущую, благую и праведную руку Божию: и потому на все, особенно великия происшествия миpa взирает с благоговейным вниманием; всякое благополучие в миpе приемлет, как дар Божий, с благодарением; всякое бедствие в миpе, как дейcтвиe суда Божия, с покорностию, с терпением и упованием. Если мы вообще к делам Божиим не внимательны, к благодеяниям Божиим не благодарны, судам Божиим непокоривы: то не познали мы вседетельнаго присутствия Божия: несть Бoга пред очима нашима.
Кто действительно познал присутствие Бoжиe в человеке, и внутренно принял силу несозданнаго солнца: в том непрестанно возрастает и созревает плод духовный, любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, верa, кротость, воздержание. Напротив того, если мы еще любим и делаем грубыя дела плоти, темныя дела диавола, дела невоздержания, корыстолюбия, жестокости, гордости, ненависти: то не познали еще мы благодатнаго присутствия Божия, не вкусили еще силы грядущаго века; чуждо еще для нас реченное от Господа: царствиe Божие внутрь вас есть.
Кто живо познал и ощутил невидимое присутствие Божие в видимом хpaме и его священных знамениях: тот со псалмопевцем веселится о рекших ему: в дом Господень пойдем; тот, согласно с чувствованием другаго церковнаго песнопевца, в храме стоя славы Божией на небеси стояти мнит. Но если мы не охотно идем во храм, или даже удаляемся от него: то должно заключить одно из двух, или что мы совсем не знаем, яко есть Господь на месте сем, или что мы рабы непотребные, бегающие от дома Господа своего. Если мы стоим в храме не благоговейно и без внимания; то видно не разумеем мы, яко страшно место сие: а оно, если страшно и для благоговейных, как подобное сему страшно было для Иакова: то колико должно быть страшнее для виновных в безстрашии! Если мы нередко занимаемся здесь друг другом, как будто в доме человеческом: то не явно ли, что мы забываем и оскорбляем достоинство дома Божия, а с оным и владычество живущаго в нем?
Взыщите Господа, и утвердитеся; взыщите лица Его выну, дабы Он исполнил вас радостию с лицем Своим. Ищите присутствия Божия в миpе здравым и безстрастным разсуждением о делах Божиих, в сердце чистотою и смирением, во храме молитвою, благоговением и ни чем не развлекаемым вниманием к слову Бoжию.
Господи сил, с нами буди! Буди Господи на месте сем; и мы не ведущие да познаем Твое присутствие святое и освящающее. Аминь.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра