1 По Евреин. сборн. Слово по освящении храма Святыя Троицы, что в Пушкарях, говоренное Сентября 2-го дня 1828 года.
Или о Церкви Божией не радите?(1 Кор. XI. 22).
Не в упрек братиям Святаго храма сего произношу теперь cии слова, которыми Святый Апостол Павел упрекал некоторых братий Церкви Коринфской. Нет, не упрек от cлужителей слова, но похвалу и благодарение заслуживаете вы, за очевидное попечение о Церкви Божией, о сем древнем храме, в котором, по силе и, может быть, по Апостольскому слову и примеру, паче силы доброхотные, и ветхое возобновили, и не благолепное украсили, и ради множайших молитв о возобновлении Святыни Собор Церковный подвигнуть восхотели.
Но к чему же может послужить теперь Апостольское обличение нерадящих о Церкви Божией? к утешению пекущихся о Церкви Божией. Ибо если Cвятый Апостол обличает нерадящих о Церкви: без сомнения он одобрил бы благочестиво-пекущихся о Церкви. А потому если вы посильно исполняете священный долг таковаго попечения: то не наше немощное, но твердое Апостольское слово сосвидетельствует совести вашей, что вы действуете по одинаким с первенствующими христианами правилам, и что есть над вами благословение Церкви Апостольской.
Впрочем сего довольно для утешения, которое, как мед, бережливо и умеренно употреблять должно. За сим обратимся к слову Апостольскому для того, чтоб извлечь из онаго предосторожности против нерадения о Церкви Божией, без сомнения, никогда не излишния.
Или о Церкви Божией не радите?
Нерадение о Церкви Божией, или иначе, невнимательность и неуважение к ней, обличаемое Апостолом, состояло в том, что богатые из Коринфян, принося в Церковь хлеб и вино для трапезы Господней, употребляли оныя безпорядочно; в излишестве, с пренебрежением бедных. Чтоб дать им почувствовать неприличность такого поведения, он обращает их внимание на высокое достоинство Церкви Божией, и противополагает ее простым домам. Еда, говорит, домов не имате, во еже ясти и пити? Или о Церкви Божией не радите? Обличительный вопрос: еда домов не имате? ясно показывает решительно принятое мнениe, что место, в котором поставляется трапеза Господня, для общения тела и крови Господней, по сему самому не есть уже обыкновенный дом, но место священное, требующее особеннаго к себе внимания и благоговения, и таким образом открывается, что и в Апостольския времена, также, как ныне, для совершения таинств были особенные святые храмы, как иначе называем, Церкви Божии, хотя впрочем власть мирская и сила врагов христианства не позволяла устроять оных открыто, с наружными знаками их священнаго назначения. Дальнейшим сему подтверждением служит другой обличительный вопрос Апостола: или о Церкви Божией не радите? Ибо здесь наименование Церковь Божия прямо противополагается названию простых домов; и чувство удивления или негодования, которым Святый Павел вооружает слово свое против небрегущих о Церкви Божией, есть не иное что, как отражение глубокаго уважения и благоговения к Церкви, которое он сохраняет в душе своей. При сем нельзя оставить без замечания и того, что Апостол неупотребляет доказательств, дабы внушить Коринфянам уважение к Церкви Божией, но говорит о сей обязанности, как уже всем известной и всеми признанной. Или о Церкви Божией не радите? Как бы так говорил он им: вам известно, что Церковь Божия, дом молитвы, святилище таинств, жилище Божие, храм, хотя рукотворенный, но такой, в котором созидаются нерукотворенные, живые храмы Божии, в котором то-есть верующие просвещаются словом Божиим и освящаются таинствами, так разнится от простых домов, как небо от земли; вам cиe известно и вы сами признаете, что в Церкви Божией поступать должно благоговейно, как пред лицем Самаго Бога: по сему я удивляюсь, и не понимаю, как вы позволяете ceбе поступать в Церкви Божией, как будто в простом доме; неужели вы дошли до того, что потеряли уважение к Церкви Божией. Или о Церкви Божией не радите?
При таковом разумении Апостольскаго изречения не трудно усмотреть каждому, что благоговейное почитание Церкви Божией, как собрания верующих, в коих обитает дух Божий, и как святилища таинств есть верное предание Апостольское и несомненный обычай первенствующих xpистиан. Если некоторые Коринфяне в поступках своих показали нечто противное сему обычаю: то Апостол не далее кaк в их же yме и сердце, в их собственном убеждении показал нам свидетельство действительности и важности сего обычая.
Не думаю, братия, чтоб и мне нужно было далеко простираться мыслями, в изыскании доказательств, почему храм Божий требует от xpистианинa глубокаго внимания и благоговейнаго почтения.
Если вы обыкновенно признаете, что дом требует уважения преимущественно пред корчемницею, гостеприимная храмина дома преимущественно пред его преддверием, дом Царский преимущественно пред домом простаго гражданина: то вы не можете не признать, что дом Богa всевышняго требует уважения в высочайшей степени.
Если училище детей, если суетное зрелище, требуют внимания и молчания присутствующих: какого внимания и молчания требует дом молитвы и Божественнаго учения?
Когда в сей тихой ограде, на сем скромном возвышении, также как некогда в ограде храма Иерусалимскаго, как на гopе Иудейской, как на корме корабля Петрова, Тот-же Иисус Христос, то же слово жизни и спасения, глаголет и нам ныне в Евангелии Своем и всегда Тот же Дух Божий дышет в слове Его: можно ли быть столько глубоку во внимании, столько безмолвну в молчании, сколько того требует величие слышимаго? О если бы возможно было, чтобы и кровь не ударяла в жилах, и дыхание не колебало воздуха, чтобы человек соделался весь ухом, и весь вниманием, дабы весь был проникнут светом cлова Божия, весь объят силою Духа Божия!
Когда на сей священной трапезе, также, как некогда в Сионской горнице вечери Господней, является тело Господне, за нас ломимое, и кровь Господня, за нас проливаемая, и повторяется то же самое, что на Голгофе всю тварь привело в ужас, и землю потрясло, и камни сокрушило, и на животворное око солнца навело смертный мрак: тогда что естественнее, как то, чтобы сердце наше сокрушалось умилением, чтобы устремленное к таинству око изчезало в oбщении страданий Христовых, чтобы сквозь все существо наше проходил тpeпeт благоговения?
Но сколь высоко достоинство храма Божия, и сколь глубокаго требует от нас благоговения, столь же тяжким должно почитать преступлением неблагoгoвение во xpаме, и столь же важною всякую предосторожность против преступлений сего рода.
По видимому мы можем похвалиться пред Kopинфскими xpиcтиaнaми тем, что не ходим в Церковь Божию, чтобы в ней ясти и пити, подобно, как в простых домах. Да! безпорядок пораженный Апостольским обличением, изчез: но будем осторожны; осмотримся, не вкрались ли на место его другие подобные и еще гopшие безпорядки.
Не случается ли и у нас, в Церквах Божиих, что пришедшие на Богослужение, забыв о Боге, Которому предстоят, и Который их видит, приветствуют друг друга, входят в разговоры о мирских делах, думают, что дело еще в порядке, когда говорят тихо; а иногда забываются до того, что нечистый шум празднословия как бы сражается с чистыми звуками священнаго чтения или пения? Что вы новые Коринфяне? Еда домов не имате? Неужели нет у вас домов, для ваших свиданий и приветствий, для ваших разговоров и споров?
Не примечаем ли во храме Божием людей, которых невнимательный вид и непостоянные взоры обнаруживают разсеянную мысль и холодное сердце; которые вместо изображения на себе знамения креста делают какое-то судорожное движение, как будто для выражения того, что дух их отвращается от сего священнаго знамения; которые ходят с места на место и теснятся из любопытства, чтобы видеть, а не стоять добре, как повелевает чин Церковный, чтобы внимательно и безмятежно молиться? Не должно ли сказать и к сим тоже, что сказал Апостол к неблагочинным Коринфянам: или о Церкви Божией не радите? Неужели вы думаете, что вместо внимания и благоговения позволительно в Церкви пустое любопытство и рассеянность, как будто на мирском зрелище?
Менее иногда приметно, тем не менее всегда жестоко и бедственно, достоинство и Святость храма и Живущаго в нем оскорбляется тем, что люди, зараженные страстями и похотями, оскверненные делами беззаконными, входят во храм без сердечнаго раскаяния и без искренняго желания исправиться. Или о Церкви Божией не радите? Как не подумаете вы, что Бог, Который с благоволением приемлет в ней молитву чистаго или по крайней мере очищаемаго сердца, яко кадило благовонное, слышит также и тайный вопль грехов ваших, и неприметный для плотских человеков смрад ваших страстей и похотей негодующим духом от всечистаго Своего присутствия отревает? Как не позаботитесь вы о том, что Бог видит вас, входящих в священный чертог Сына Его, не облеченных в одеяние брачное, не облеченных верою в Божественныя заслуги Христовы, и житием в добродетели христианския? Видит, и кто знает, на долго ли еще отлагает решительный приговор Своего правосудия о извержении рабов неключимых во тьму кромешную.
Благость Божия да сотворит, чтобы грозная притча сия ни на ком из нас, братия, не ознаменовалась печальною истиною: благости-же Божией да не соделается препятствием наше произвольное нерадение о укланении от зла и порока.
Братия Святаго храма сего, порадевшие украсить Церковь Божию видимым благолепием! Довершайте ваше усердие, непрестанно радея о Церкви Божией, чтобы украшать оную вашим совершеннейшим, неоцененным и нетленным украшением, чтобы украшать оную вашим благоговением, усердными молитвами, нелицемерным покаянием и верою, добрым и чистым житием, да и сами будем Церкви Бога жива, и Дух Божий живет в вас. Аминь.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра