(Говорена декабря 20 дня; напечатана в Москов. Губ. Вед. № 52)
О вере в общение со святыми, отшедшими к Богу, хочу сказать нечто братиям святаго храма сего. И не я избираю для вас ныне сей предмет беседы. Но из Дома Царева чрез меня приходит к вам слово утешения и назидания.
Святый Апостол Павел, пиша послание
к Христианам из Евреев, и желая утвердить их в вере и добродетели,
между прочим обращает их внимание на превосходство Христианской
веры, в сравнении с Ветхим Заветом, и говорит: не приступите
бо к горе осязаемей, и разгоревшемуся огню, и облаку, и сумраку,
и бypе, и трубному звуку, и гласу глагол, его же слышавшии отрекошася,
да не приложится им слово, не терпяху бо повелевающаго. Не трудно
вам уразуметь, что сими словами Апостол указует на грозное преподание
закона Израильскому народу чрез Моисея на горе Синае, при чем народ
не допущен был приступить к Богу уразумети, и от страха говорил
Моисею: да не глаголет к нам Бог, да не когда умрем (Исх. XIX. 21. XX. 19).
Сему противополагая Новый Завет Христов, Апостол продолжает: но
приступисте к Сионстей горе, и ко граду Бога живаго, Иepyсалиму
небесному, и тмам Ангелов, торжеству, и Церкви первородных на небесех
написанных, и Судии всех Богу, и духом праведник совершенных, и
к Ходатаю Завета Нoваго Иucycy (Евр. ХII. 1824).
То есть: древние, вступая в завет с Богом, предстояли видимой горе
Синайской, и
Но мне кажется, приведенныя теперь,
и несколько нами объясненныя, слова Святаго Павла возбуждают еще
вопрос: когда же и как произошло то, что мы приступили к Сионстей
горе, и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному, и тмам Ангелов,
торжеству, и Церкви на небесех написанных? Евреи ясно знали,
когда, и как приступили они к горе осязаемей, Синайской,
и приняли закон. То, что в соответствие сему явному событию поставляет
Апостол, может ли быть указано с такою же очевидностию? Ходатай
новаго завета, Господь Иисус, как только начал созидать свою Церковь
призванием Апостолов, сказал первым ея членам: отселе узрите
Небо отверсто, и Ангелы Божия восходящия и нисходящия над Сына человеческаго
(Иoaн. I. 51). Это почти тоже, как бы Он обещал им, что
они скоро приступят к тмам Ангелов. Когда же, и как
Правда, и во время ветхаго завета не неизвестны были явления Ангелов: но тогда и благочестивые взирали на сие, как на необычайность, угрожающую смертию. И тогда в отшедших к Богу праведниках живущие на земле полагали некоторую связь с небом; ибо для чего бы иначе так любили именовать Бога в молитвах Богом Авраама, Исаака и Иакова? Но тогда сия связь была не так тверда и открыта: потому что сами праведники еще ожидали утверждения и открытия своего союза с Богом чрез Христа.
Когда же Христианская на земли Церковь и учением познала, и опытом открыла свой, хотя большею частию невидимый, но действительный союз с Церковию небесною, со тмами Ангелов, с душами праведников совершенных: тогда мудрости ея свойственно было избрать и ввести в постоянное употребление приличныя средства к сохранению и поддержанию сего союза в его благотворной силе. Для сего память святых введена в Богослужение; распределена по дням года, и частию по дням недели. Церковь восхваляет пред вами их подвиги и добродетели, чтобы возбуждать нашу к ним любовь и в след за нею подражание; обращает к ним молитвенные гласы, чтобы преклонять к вам их любовь, для вас благотворную. Ибо основание чистаго союза духовнаго есть чистая любовь. И если начало церковной памяти святых небесных не может быть изъяснено иначе, как из живаго дознания союза с ними в первенствующей Церкви: то продолжение и распространение сей памяти также не иначе изъясняется, как непрестанно являющеюся и испытуемою благотворностию сего союза. Церковь полна славою святых: потому что, по благодати Божией, полна их благотворениями.
Если хорошо и на земли иметь друзей, которых доброта поощряла бы нас к добру, мудрость вразумляла бы в затруднениях; сила и доступ к высшему могуществу подкрепляли бы нас и защищали: колико лучше иметь на небесах друзей, которых доброта, мудрость, сила чиста, светла, Божественна, от непрерывнаго их общения с Богом? Или это далеко? Не далеко, братия. Потому что разстояния и времен, и мест, мало значат для духа, особенно чистаго, и в Боге живущаго. Буду и спребуду вам всем в ваш успех и радость веры, уверял Апостол (Филипп. I. 25) тогда, как не знал, долго ли останется в живых на земли: и верно слово сие о всех ему подобных. Точию да имеем хотя начаток веры и любви, с надеждою успеха в них.
Но вот и дело веры в общение святых, небесных, дело, давшее предмет настоящему слову, и паче слова утешительное и назидательное, не только для братий святаго храма сего, но и для всех сынов Церкви и России. Когда Бог, благословив супружеский союз Благовернаго Государя Цесаревича Великаго Князя Александра Николаевича и Благоверной Государыни Цесаревны Великия Княгини Mapиu Александровны, даровал Им Первородную Дщерь: радость Их, равно как и Августейших Родителей Их, явилась радостию Христианскою. Сердце Царево, вместе с благодарением к Богу, подвиглось человеколюбием к неимущим, сирым и болящим, отверзло для них щедрую руку. Сердце Сына и Наследника Царева вознеслось к Отцу Небесному, и взыскало принести Ему жертву, при посредстве святых Его. Воспомянув, что день рождения Благоверной Государыни Великой Княжны Александры Александровны посвящен Церковию памяти святых мучеников Флора и Лавра, и что здесь есть храм их имени, Государь Цесаревич и Государыня Цесаревна благоизволили почтить и украсить сей олтарь сим изображением Распятаго Спасителя нашего, ознаменовывая сим священным памятником Свою благодарность к Богу за Свою Первородную Дщерь, и купно поручая Ее молитвам святых Мучеников.
Братия и чада веры! Соутешимся верою Благовернаго Первенца и Наследника Царева. Благо Дому Цареву, когда вера в Нем обитает. Благо и нам, когда вера обитает в Доме Царевом. Радостными и молитвенными движениями сердец, приступим ныне, и не престанем приступать к Церкви первородных на небесех написанных, и к Самому Ходатаю Новаго Завета Господу Ииcycy, да сохранит завет благоволения Своего Благочестивейшему Государю нашему Императору Николаю Павловичу, да прибавит и умножит Ему и Наследнику Его Благоверному Государю Цесаревичу Александру Николаевичу всякое благословение и всякий дар совершенный, наипаче же дар благословеннаго потомства, утверждающий на веки судьбу Престола и Царства, молитвами святых, в славу благодати и премудрости вечныя, ею же Цapиe царствуют. Аминь.
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра